Повышены ставки утилизационного сбора
Новые ставки утилизационного сбора для разных категорий транспортных средств утверждены постановлением Совмина от 16.11.2020 № 647 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437» (далее – постановление № 647). Документ вступил в силу с 01.01.2021.
Основная финансовая нагрузка из-за увеличения сбора придется на юридических лиц – автодилеров, которые и в прошлом году не могли похвастаться ростом продаж новых автомобилей. По итогам 2020 г. автомобильный рынок нашей страны находится под властью тренда падения спроса.
Своей позицией в отношении повышения ставок утилизационного сбора поделился Председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич:
«Утилизационный сбор – это скрытая таможенная пошлина, которая введена РФ, а потом и Беларусью, чем компенсировано снижение таможенных пошлин после вступления России в ВТО. В 2021 г. ставки повышены серьезно – в 4 раза. Повышение ставок утилизационного сбора – это один из способов пополнения государственной казны. Сбор взимается с автомобилей, произведенных вне стран Таможенного союза, и затронет, в первую очередь, юридических лиц, которые ввозят новые автомобили из стран дальнего зарубежья».
Затраты на каждый отдельный автомобиль с учетом увеличения сбора, скорее всего, будут включены в цену реализации этого автомобиля, т.е. переложены на потребителя. В результате покупателю выгоднее будет приобрести автомобиль у российского дилера и ввезти его в РБ минуя повышенные тарифы. Такая тенденция повлечет сокращение доли дилерских продаж в общем объеме белорусского автомобильного рынка.
Для новых автомобилей, произведенных в странах дальнего зарубежья (например, Audi, BMW, Mercedes), с объемом двигателя свыше 1000 куб. см утилизационный сбор увеличен до 6115,2 руб. (до 01.01.2021 – 1459,3 руб.), от 2000 до 3000 куб. см – до 9652,7 руб. (до 01.01.2021 – 2787,8 руб.).
«Увеличение сбора в 4 раза приведет к удорожанию автомобиля. Некоторые модели станут “тяжелее” на несколько тысяч долларов. Это создает дополнительные сложности для конкуренции на автомобильном рынке страны. По сути, возникает неравенство по условиям ввоза авто в Беларусь между юридическими лицами, то есть дилерами, и физическими лицами, гражданами, имеющими также и определенные льготы по ввозу авто», – отметил Сергей Михневич.
Утилизационный сбор больно не ударит по кошельку физических лиц. Автовладельцы, которые ввозят машину из России в Беларусь, могут не волноваться: ставки утилизационного сбора для них практически не изменились. Так, приобретение автомобиля, оснащенного двигателем внутреннего сгорания вне зависимости от его рабочего объема, не старше 3 лет обойдется физлицам в 544,5 руб.; за авто в возрасте от 3 до 7 лет оплата составит 816,7 руб.; старше 7 лет – 1225,1 руб.
Справочно. В Беларуси утилизационный сбор при ввозе автомобиля из-за границы уплачивается с марта 2014 г. (Указ от 04.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств»). Сбор взимается за каждое ввезенное авто, за исключением машин, произведенных в Беларуси, а также автомобилей старше 30 лет с оригинальными запчастями, двигателем и кузовом. При этом машины не должны быть предназначены для коммерческого использования. Оплату осуществляют граждане Беларуси, физические и юридические лица. Исключение сделано для беженцев, сотрудников дипломатических ведомств и международных организаций, а также иностранных граждан.
Утилизационный сбор уплачивается однократно при пересечении автомобилем границы вместе с таможенной пошлиной.