Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Потребители выиграют. — А торговцы, ремонтники и производители за это заплатят

Фото: smartmoney.today

Изменения в Закон от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» приняты обеими палатами Национального собрания. Документ на­правлен на сверхзащиту потребителя и создание максимальной прозрачности его отношений с продавцом. А вот на представителей бизнеса он налагает достаточно много новых нормативов и требований.

У гарантийных мастерских и сервисных центров возникают новые обязательства перед покупателями некачественных сложнотехнических товаров. Они должны проводить экспертизу таких вещей и выдавать заключение на протяжении 3 дней со дня получения.

Такую норму включили в законопроект в связи с тем, что сегодня в Министерство по антимонопольной политике и торговле поступают многочисленные жалобы из торговых организаций. Последние в соответствии с действующим Законом обязаны за неделю провести проверку некачественной техники. А делающая такую проверку ремонтная организация фактически может затягивать время сколь угодно долго. И никакого влияния у продавца на сервис-центр или мастерскую нет, их нанял и платит за гарантийный ремонт, как правило, производитель.

Теперь быть внимательнее к интересам потребителя ремонтников заставит Закон.

В новой редакции есть далеко не однозначная норма, включающая сер­висный центр в круг лиц, которые должны сами бесплатно забирать и возвращать потребителям крупногабаритные товары и вещи тяжелее 5 кг. Далеко не все ремонтные организации располагают парком автомобилей и бригадами грузчиков для перевозки, скажем, холодильников и стиральных машин. И при такой транспортировке велик риск повреждения крупногабаритного изделия. В настоящее время эти расходы и риски в цену гарантийного ремонта никто не включает. По словам сотрудников авторизованных сервис-центров, многие круп­ные европейские производители экономят и выделяют мизерные суммы на ремонт своих изделий и даже их стараются не платить. Так кто за все это рассчитается?

Когда чек – не чек, а PDF-файл или отрывной талон

Под термином «документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги)» будет подразумеваться не только обычный кассовый чек. В Законе теперь пропишут и другие очевидные случаи наличных расчетов между потребителями и бизнесом.

При отсутствии или поломке кассового аппарата клиенту смогут выдать квитанцию к отрывному талону. Фактически суды и госорганы такой документ уже давно признают подтверждением покупки, но в Законе эта ситуация прописана не была.

В сфере лотерейного бизнеса, а также перевозок пассажиров и багажа приобретение услуг подтвердит билет. При оплате через инфокиоски, банкоматы, POS-терминалы распечатывается карт-­чек, который тоже послужит законным подтверждением оплаты. При оплате через системы дистанционного банковского обслуживания (СДБО), такие как мобильный или интернет-­банкинг, использовании электронных кошельков, посредничестве операторов сотовой связи клиент может получить чек в электронном виде на e-mail или в личный кабинет на сайте, мобильном приложении.

Отдельно оговорено использование единого расчетно-информационного пространства (ЕРИП). Там подтверждением платежа клиента является номер операции в системе. Прописано, что этот номер есть в распечатанном или электронном чеке, но на самом деле продавец и без такого документа должен видеть поступление конкретной суммы от конкретного человека. У него есть такая возможность в рабочем кабинете АИС «Расчет».

Наличка равна безналу, а человек без паспорта – потребитель

Указано требование к продавцам обеспечить прием платежей от клиентов в виде наличных денег или в безналичной форме, по выбору потребителя. Эта норма не распространяется на агроусадьбы и ремесленников, физических лиц, торгующих на рынках, и ситуации, когда другими правовыми актами строго оговорено, как именно надо платить в конкретном случае.

Запрещено устанавливать разную цену на один и тот же товар в зависимости от того, как его оплачивают – наличными или безналом. Специально оговорено, что если товар продается на каких-то особенных условиях (например, в рассрочку, под заказ, с предварительной оплатой), то обо всех дополнительно возникающих возможностях и обязательствах потребителя должны проинформировать.

Во всех случаях при возврате денег запрещено требовать предъявления потребителем паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. По умолчанию возврат денег потребителю должен производиться в той же форме, в какой был оплачен товар. Но стороны сделки могут по взаимному согласию закрыть свои расчеты иначе.

Если человек возвращает недоброкачественный товар, то продавец (или изготовитель, поставщик, представитель – в зависимости от ситуации) должен выплатить ему полную стоимость товара. Удержать хотя бы рубль в связи с тем, что возвращается поношенная вещь или бывшая в употреблении техника, нельзя.

Не нужен нам «немец» китайский?

Появление на белорусском рынке продукции с маркировкой Vitek Austria и Scarlett England, а также массовый перенос производств ведущих мировых брендов в страны Азии поставили перед потребителями новые вопросы. Каково истинное происхождение продаваемых белорусам товаров? В Китае, Индонезии, Таиланде появились мега-заводы, где размещают заказы или арендуют на месяц или пару недель сборочные линии ключевые европейские производители бытовой техники. В итоге в наших магазинах можно увидеть совершенно одинаковые СВЧ-печи или утюги с разными товарными знаками.

По действующему Закону покупателю обязательно предоставляется информация о месте нахождения компании-­изготовителя, включая страну. Согласно законопроекту, если изделие фактически выпущено в другом государстве, то это также надо сообщать.

Зафиксировано требование указывать класс энергоэффективности продаваемых в нашей стране товаров. Крупные производители электроники это уже давно делают, но безымянная азиатская продукция данному предписанию соответствует далеко не всегда.

Сладкая отрава и неисправляемая упаковка

Среди прочего прописывается внедрение ряда технических регламентов Таможенного союза, в частности, ТР ТС «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012). Этот документ предусматривает предоставление потребителю информации о безопасной дозе суточного потребления для бытовых подсластителей. А для пищевой продукции, содержащей вкусоароматические препараты, – указание слов «натуральный ароматизатор» или даже конкретного типа используемого для этих целей вещества: экстракт, настой, эфирное масло и т.д.

Термин «тара» будет заменен используемым во многих ТР ТС словосочетанием «потребительская упаковка». И, что гораздо важнее, на упаковке обязательно надо будет писать дату производства и срок годности продуктов так, чтобы затруднить их стирание или исправление.

Я передумал: заберите ваши услуги

К жалобам и стенаниям ИП, которым ушлые покупатели сотнями и тысячами возвращают поношенную одежду и обувь, мы уже привыкли. Но теперь к ним могут присоединиться и мелкие поставщики услуг. Норму, которая позволяла потребителям в одностороннем порядке расторгать договор купли-продажи товара, решено распространить на услуги. Да, имеется оговорка, что потребителю должны быть возвращены уплаченные им деньги, за вычетом уже понесенных поставщиком услуг расходов. Но, как показывает практика возврата товаров, в реальности потребитель защищен даже в случае своих не совсем корректных действий.

Понятно, что такая норма включена не спонтанно: люди жалуются на недобросовестных ИП из-за некачественных услуг, из-за затягивания сроков их выполнения, твердят, что «на этих предпринимателей никакой управы не найти».

Наверное, законодателям следует подумать над тем, как, защищая потребителей, не ущемлять права добросовестных производителей товаров, поставщиков услуг, продавцов. Может быть, пора разработать и принять закон о потребительском экстремизме?

 Отметим, что договор аренды и оказания жилищно-коммунальных услуг в одностороннем порядке расторгнуть нельзя.

P.S. Перед сдачей номера в печать стало известно, что Александр Лукашенко подписал Закон «О защите прав потребителей».

Полное использование материалов «ЭГ» допускается только с письменного согласия редакции. Контактный e-mail: podpiska@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by