$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Поставьте в чеке точку

24.06.2016

В Палате представителей в ближайшем будущем может быть рассмотрен проект поправок в Закон «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь», предусматривающий отмену компенсации за неиспользованные чеки «Имущество» по истечении срока их обращения. Если это решение будет принято, оно станет знаком окончательного отказа от несостоявшейся «народной» приватизации.

История чеков «Имущество» тянется уже 22 года. Они выдавались с 1.04.1994 г. до 1.07.1997 г., а после окончания сроков обращения подлежат погашению. При этом государство неосмотрительно гарантировало гражданам компенсацию за неиспользованные чеки. Практически чековая приватизация давно не проводится, но постановлением Совмина от 1.02.2016 № 79 она продлена еще на 3 года – по 30 июня 2019 г. На сайте «Беларусбанка» по-прежнему размещен список предприятий, на акции которых можно обменять ИПЧ «Имущество», но они мало кого интересуют. Не исключено, что кто-то до сих пор надеется, что государство пополнит эти списки более интересными активами или начнет выкупать неиспользованные чеки за деньги.

В начале апреля правительство внесло в Палату представителей законопроект об отмене гарантий выплаты компенсаций владельцам неиспользованных чеков. Такие попытки делались и ранее, но каждый раз неудачно.

Еще до рассмотрения аналогичного законопроекта на сессии в 2003 г. прошли парламентские слушания на тему «О концепции приватизации в Республике Беларусь». По их итогам правительству предложили продлить обращение чеков, принять меры для обеспечения их государственным имуществом, а для активизации процесса обмена ИПЧ на акции приватизируемых предприятий – развернуть мощную рекламную кампанию в СМИ. Кроме того, некоторые парламентарии полагали, что отказ от обязательств по компенсации может отразиться на уровне доверия граждан к власти. Депутаты Палаты представителей не поддержали отмену компенсации за чеки и в 2003 г., и в 2005 г., и в 2007 г.

Власти, в свою очередь, уверены, что чековая приватизация не может обеспечить модернизацию предприятий. Для этого нужно вкладывать деньги. Причем уже мало кто вспоминает, что целью чековой приватизации изначально является создание широкого круга частных собственников. Именно для этого в постсоциалистических странах граждане наделялись «кусочком» права на активы, выводимые из собственности государства. Это открыло путь к перераспределению ресурсов, развитию деловой инициативы и финансовой грамотности. Но пока в Беларуси чиновники сохраняли контроль над большей частью предприятий, пугая народ ужасами российской «грабительской прихватизации», в Польше, Чехии, Эстонии и других странах, где процесс шел без повальной коррупции и злоупотреблений, удалось решить основные задачи реформирования экономики, что сейчас приносит свои плоды. Порожденный чековой приватизацией акционерный free flow обеспечил развитие фондового рынка и корпоративной культуры, активность внутренних и внешних инвесторов – все те факторы, об отсутствии которых не первый год скорбят чиновники и эксперты на различных конференциях и заседаниях.

У НАС же власти, «похоронив» чековую приватизацию, так и не смогли в среднесрочной перспективе добиться устойчивого развития экономики, что наглядно показали события последних лет. Сбереженные от частников госпредприятия (некоторые из них были возвращены в государственное лоно) чаще всего так и не стали эффективными. Многие из них, несмотря на льготы и бюджетные вливания, сегодня находятся на грани банкротства и не способны заинтересовать инвесторов. Об этом наглядно свидетельствуют неоднократные безуспешные попытки продать акции таких предприятий.

Но закрепить отказ от несостоявшейся чековой приватизации, аннулировав чеки «Имущество», власти до сих пор не решаются.

Из 7,8 млн. граждан, имеющих право на ИПЧ «Имущество», 4,9 млн. стали владельцами 427,6 млн. чеков. Не получили их 2,9 млн. граждан, причем 2,1 млн. вообще не обращалось за их начислением, а 0,8 млн. – не получили чеки в установленные сроки.

Владельцы чеков – работники АО и приравненные к ним лица могли обменять чеки на принадлежащие государству акции ОАО или использовать при выкупе арендованного государственного имущества. Кроме того, чеки можно было обменять на акции в подразделениях ОАО «АСБ Беларусбанк». После 1.01.2011 г. доступен лишь последний вариант. Но до сих пор только 2,65 млн. граждан использовали 258 млн. чеков «Имущество». Из них только 40,4% использовано по целевому назначению – в обмен на приватизируемое государственное имущество.

Впрочем, граждане, успевшие обменять чеки на акции, не слишком обогатились. Скажем, в прошлом году более половины белорусских ОАО вообще не начисляли дивиденды. Около трети (31%) из 2248 ОАО выплачивали не более 1000 Br на акцию. От 50 тыс. до 100 тыс. Br на акцию выплатили только 24 общества (1% общего числа), причем в 5 из них нет акционеров – физических лиц. Только в 25 обществах, в 11 из которых отсутствуют акционеры – физические лица, дивиденды превышали 100 000 Br на акцию. Что до курсовой доходности, то с ней дела тоже обстоят неважно. Вскоре после отмены моратория на обращение акций приватизированных предприятий власти ограничили возможность развития фондового рынка, введя преимущественное право исполкомов на покупку акций ряда ОАО. Подобные меры в сочетании с другими проблемами сделали фондовый рынок слишком неликвидным, чтобы на нем можно было хорошо заработать.

Правительство считает, что компенсация может быть выплачена при погашении 168,4 млн. чеков. Не предусмотрены выплаты для граждан РБ, не принявших участия в безвозмездной приватизации, не вправе рассчитывать на нее и получившие чеки в подарок от своих родственников (переоформивших их на родственников), поскольку такие ИПЧ считаются использованными.

Исходя из действующей номинальной стоимости ИПЧ «Имущество» в 4400 Br на компенсацию потребуется 741,1 млрд. Br. Еще около 2% от этой суммы достанется банкам за услуги. То есть правительству в случае сохранения Закона № 2468-XII в нынешней редакции предстоит найти около 760 млрд. Br, что сопоставимо с расходами республиканского бюджета в 2016 г. на охрану окружающей среды или спорт, или культуру и искусство, и вдвое больше, чем расходы на общее среднее образование. Тратить такие деньги явно слишком обременительно для казны. Поэтому уже неоднократно предлагалось отменить компенсацию за неиспользованные чеки, но каждый раз не хватало политической воли.

Между тем в среднем компенсация в одни руки составила бы только около 360 тыс. Br, а после деноминации – вообще 36 рублей. Вряд ли потеря такой суммы сильно огорчит граждан.

 

Автор публикации: Анна МОРОЗ