Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Цены
22.04.2025 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Постановление № 713: о нюансах формирования и повышения цен – в свежем разъяснении МАРТ

Фото: freepik.com

Министерство антимонопольного регулирования и торговли продолжает разъяснять различные аспекты обновленной системы регулирования цен. В новом письме даны ответы на вопросы о расчете рентабельности, последовательности повышения отпускных цен производителем, формировании отпускной цены импортером и др.

Расчет рентабельности

МАРТ пояснило: когда производитель намерен повысить отпускную цену на потребительский товар с применением механизма, установленного подп. 3.9 п. 3 постановления от 19.10.2022 № 713, то при расчете рентабельности, закладываемой в цену, нужно учитывать максимальное годовое значение фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившееся в 2021–2024 гг. от реализации товаров соответствующего вида как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Также регулятор отметил, что производитель, который применяет «котловой» метод учета затрат в соответствии с бухгалтерской политикой и имеет возможность произвести «условно фактический» расчет рентабельности реализованной продукции, при повышении отпускной цены должен руководствоваться нормами ч. 2 подп. 3.9 п. 3 постановления № 713. Указанная норма позволяет повысить цену до безубыточного уровня в т.ч. в случае, если отсутствует раздельный учет по видам товаров.

Кроме того, МАРТ разъяснило, что годовое значение фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившейся в 2021–2024 гг. в разрезе видов товаров, определяется только на основании данных бухгалтерского учета.

При этом, если в состав производителя входят головное предприятие и несколько филиалов, не являющихся юридическими лицами, годовое значение рассчитывается в целом по предприятию – одному юридическому лицу.

Последовательность повышения отпускных цен

Производителей также интересовало, в каком порядке использовать возможности повышения отпускных цен без согласования с госорганами, предусмотренные подпунктами 3.7 и 3.9 п. 3 постановления № 713. Подпункт 3.7, напомним, разрешает повышать цену ежемесячно не более чем на 0,3% к максимальной отпускной цене реализации этого потребительского товара на внутренний рынок в предыдущем месяце.

МАРТ пояснило следующее:

● если производитель сначала повысил отпускную цену по подп. 3.9 п. 3 постановления № 713 (т.е. с соблюдением норматива рентабельности и установлением цены в документе, например, прейскуранте), то повышение по подп. 3.7 п. 3 можно осуществить только в следующем месяце;

● если же при повышении цены сначала был применен подп. 3.7 п. 3 постановления № 713, то ограничений по применению в этом же месяце подп. 3.9 нет.

При этом производитель самостоятельно определяет очередность применения подпунктов 3.7 и 3.9 п. 3 постановления № 713.

Надбавка импортера

Из разъяснения МАРТ следует, что импортер в рамках своей ценовой политики вправе применять разную величину надбавки и самостоятельно устанавливать разный уровень отпускных цен на потребительские товары для различных групп покупателей. Главное – в каждом случае должны соблюдаться ограничения по предельным максимальным надбавкам импортеров, предельным максимальным оптовым надбавкам, установленные постановлением № 713.

В таком случае у импортера могут действовать несколько прейскурантов, каждый из которых утвержден руководителем (иным уполномоченным лицом) юрлица, индивидуальным предпринимателем.

Кроме того, МАРТ пояснило, что к иным расходам, которые импортер вправе включить в отпускную цену, относятся только те, которые непосредственно связаны с выполнением им установленных законодательством требований при импорте товаров. Например, расходы по изготовлению и нанесению на потребительский товар стикера (самоклеящейся этикетки) с информацией об организации, осуществляющей ввоз товара в РБ, могут быть включены в цену, если требование о нанесении такого стикера содержатся в законодательстве. Расходы, которые понесены импортером добровольно, вне связи с нормативными требованиями, возмещаются за счет надбавки импортера.

В разъяснении МАРТ от 18.04.2025 также приводятся ответы на вопросы, связанные с указанием дополнительных сведений в ТТН и ТН, а также отнесением конкретных товаров к товарным группам, на которые распространяется ценовое регулирование.

Полный текст разъяснения.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by