Факты, комментарии
23.07.2002 24 мин на чтение
мин
Постановка учета в общепите
Развитие сети предприятий общественного питания, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, ставит ряд вопросов по методологии учета их операций...Развитие сети предприятий общественного питания, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, ставит ряд вопросов по методологии учета их операций. Это затрудняет ведение бухучета и правильность определения налогооблагаемой базы.
Основными документами, регулирующими учет предпринимательской деятельности, являются:
Инструкция о порядке ведения учета предпринимательской деятельности физическими лицами, осуществляющими эту деятельность без образования юридического лица на территории Республики Беларусь (утв. Минфином и ГГНИ от 10.11.95г. N 46/18 с изменениями от 2000-08-14г. N 75/85) (далее -- Инструкция);
Положение о составе расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, и порядке их исключения из выручки (утв. совместным постановлением ГНК, Минэкономики, Минфина, Минстата, Министерства предпринимательства и инвестиций и Минкультуры от 2000-06-12г. N 55/117/59/30/12/11).
Приказом Минторга от 7.06.99г. N 62 определено, что торгово-производственная деятельность (общественное питание) осуществляется согласно меню или ассортиментному перечню продукции, утвержденному в соответствии с типом, наценочной категорией торгового объекта (п.48).
Продукция производится по технологическим нормативным документам (сборники рецептур блюд и кулинарных изделий, мучных, кондитерских и булочных изделий и т.п.), а также на их основе разрабатываются и выпускаются новые, фирменные блюда и изделия. На собственную рецептуру блюд должен иметься утвержденный акт проработки.
Ведение книг учета сырья и материалов и учета товаров (готовой продукции) на таких предприятиях затруднительно из-за большого ассортимента блюд и компонентов (сырья) для их приготовления, ежедневного изменения меню, остатков нереализованных блюд.
Пунктом 28 Инструкции разрешено предпринимателям, осуществляющим реализацию товаров через стационарные торговые объекты, где товары хранятся до полной реализации, при наличии их широкого ассортимента для определения расходов по приобретению товаров ежемесячно использовать показатель среднего процента торговых надбавок. Торговая надбавка представляет собой разницу между ценой приобретения и реализации.
Считаю, что это относится и к объектам общественного питания, поскольку Инструкцией по учету розничного товарооборота и товарных запасов в торговле (утв. Минстатом от 05.08.98г. N 188) определено, что розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно на предприятиях, в организациях, учреждениях. Розничный товарооборот делится на:
розничный товарооборот торговой сети;
розничный товарооборот общественного питания.
Для организации учета на рассматриваемых предприятиях достаточно вести следующие регистры:
книгу учета основных фондов;
книгу учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
книгу учета сырья и материалов (для учета вспомогательных материалов);
книгу учета операций по расчетному счету;
книгу кассира-операциониста;
кассовую книгу;
карточку лицевого счета, платежную ведомость (в случае наличия наемных работников);
книгу учета доходов.
Кроме указанных документов заполняются товарные отчеты в суммовом выражении с отражением произведенной наценки, НДС и налога с продаж. Для определения расходов по приобретению товаров ежемесячно используется показатель среднего процента торговых надбавок.
В книгу доходов сведения заносятся на основании данных товарного отчета и расчета торговой надбавки на реализованные товары, расчета расходов на приобретение реализованных товаров с использованием среднего процента, данных сводной ведомости о других произведенных расходах.
В товарные запасы общественного питания включаются товары, имеющиеся на отчетную дату в наличии на предприятии, а также на базах и складах, числящиеся на их балансе и предназначенные для общественного питания и розничной торговли. Товарные запасы в розничной торговой сети и сети общественного питания показываются в розничных ценах на дату учета.
Следовательно, предприниматель эти цены должен сформировать. Продукты (сырье) для приготовления блюд в основном закупаются на рынке у субъектов хозяйствования, других предпринимателей и физических лиц в небольших количествах и широком ассортименте.
Документами, подтверждающими покупку, являются акты закупки товаров, сырья, материалов, товарно-транспортные накладные ТТН-1 и товарные накладные ТН-2, кассовые чеки с приложением копий товарных чеков; отрывные талоны, приходные и расходные кассовые ордера, квитанции к приходным кассовым ордерам.
Поскольку предприниматели, осуществляющие торгово-производственную деятельность, платят налог с продаж, то они обязаны обеспечить раздельный учет выручки от реализации облагаемых товаров. Однако при наличии широкого ассортимента и значительного товарооборота сделать это бывает затруднительно. При отсутствии раздельного учета выручка от реализации товаров, облагаемых налогом на продажу, может быть определена по товарно-денежным отчетам, форму которых необходимо доработать с учетом требований предприятия.
К товарно-сопроводительным документам (ТТН, актам и др.) целесообразно прикладывать расчет цен по каждой позиции полученных продуктов по предлагаемому приложению:
Приложение по расчету цен на продукты, полученные от ___
по квитанции, акту, ТТН N ___ от ___
============================================================
N Наимено- К-во Покуп- Общая Наценка,
вание кг, ная стои- (скидка),
продуктов шт цена, мость % (гр.5
руб. товара х 20%)
--------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6
--------------------------------------------------------------
Итого х
===============================================================
НДС в цене Налог с продаж Общая розничная Розничная цена
((гр.5+гр.6) ((гр.5+гр.6+ стоимость товара за единицу
х 20%)) гр.7): 100х5 (гр.9: гр.3)
--------------------------------------------------------------
7 8 9 10
===============================================================
Расчет составил ________________________
N Наимено- К-во Покуп- Общая Наценка,
вание кг, ная стои- (скидка),
продуктов шт цена, мость % (гр.5
руб. товара х 20%)
--------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6
--------------------------------------------------------------
Итого х
===============================================================
НДС в цене Налог с продаж Общая розничная Розничная цена
((гр.5+гр.6) ((гр.5+гр.6+ стоимость товара за единицу
х 20%)) гр.7): 100х5 (гр.9: гр.3)
--------------------------------------------------------------
7 8 9 10
===============================================================
Расчет составил ________________________
При оприходовании продуктов данные итоговой строки из расчета
цен должны быть перенесены в товарно-денежный отчет:
цен должны быть перенесены в товарно-денежный отчет:
ТОВАРНЫЙ ОТЧЕТ N ______
за ___________ 2002г.
Организация ______________________
Дата составления
Отчетный период с _______________ по ____________ 2002г.
Материально ответственное лицо _______________________
стр.1
============================================================
Наиме- Документ Покупная Наце- НДС Налог Общая
нование стоимость нка с продаж рознич-
постав- дата N товара товара ная
щика стои-
мость
------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8
============================================================
============================================================
Наиме- Документ Покупная Наце- НДС Налог Общая
нование стоимость нка с продаж рознич-
постав- дата N товара товара ная
щика стои-
мость
------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8
============================================================
Остаток на
ОДО "Орбин"
и т.д.
ОДО "Орбин"
и т.д.
Минус возврат
Итого приход х х
Итого
с остатком х х
с остатком х х
Расход
Кассовый
отчет 01.04. N 34
отчет 01.04. N 34
Итого
расход х х
расход х х
Остаток на х х
============================================================
Приложено _______________________ документов
Отчет с документами принял и проверил:
_____________________________________
Ф.И.О, должность подпись
_____________________________________
Ф.И.О, должность подпись
Материально ответственное лицо: ____________________________________
Ф.И.О, должность подпись
Ф.И.О, должность подпись
Расходная часть товарного отчета заполняется на основании отчета расчета цен, вначале -- графа 8. Возвраты, уценка, естественная убыль следует отражать в приходной части, поскольку в последующем возможны затруднения при расчете реализованных налогов и наценки (сумма расхода должна быть чистой выручкой).
Следующий шаг -- определение реализованного налога с продаж. Для этого необходимо проводить инвентаризацию остатков облагаемых товаров на 1-е число каждого месяца. В актах следует указывать полное наименование товара, его розничную цену, в т. ч. стоимость стеклобутылки, сумму 5%-го налога, продажную цену товара.
Нереализованный 5-процентный налог в стоимости товара рассчитывается путем умножения стоимости остатка товара в розничных ценах на 5 и деления на 100. Полученная сумма отражается по строке "Остаток на ___ " в соответствующей графе товарного отчета. Реализованный налог определяется как разница между строкой "Итого с остатком" и "Остаток на ___ " и заполняется в строку "Итого расход" по графе 7 названного отчета.
Имея данные о полученной выручке и реализованном налоге с продаж (и (или) сборе за услуги), определяется выручка, облагаемая НДС. Для расчета среднего процента применима форма, утв. Инструкцией ГНК от 2001-06-29г. N 94. Все данные для расчетной ставки и сумм реализованного НДС имеются в товарном отчете. Полученные суммы переносятся в его графу 6.
Далее следует установить покупную стоимость реализованных товаров и реализованную наценку на основании ниже приведенного расчета (он разработан на основании п.28. Инструкции):
Расчет торговой надбавки реализованных товаров и расходов
на приобретение реализованных товаров с использованием среднего
процента
за ___ месяц 2002г.
Выручка с учетом налога с продаж ________________ руб.
(итого расход по гр.8 товарного отчета)
(итого расход по гр.8 товарного отчета)
Налог с продаж ____________________ руб. (итого расход
по гр.7 товарного отчета)
по гр.7 товарного отчета)
Выручка без налога с продаж _____________________ руб.
(итого расход по гр.8 минус гр.7 товарного отчета)
(итого расход по гр.8 минус гр.7 товарного отчета)
Сумма реализованного НДС ______________________ руб. (итого
расход по гр.6 товарного отчета)
расход по гр.6 товарного отчета)
Выручка к расчету ________________ руб. (итого расход по
гр.8 минус гр.7 минус гр.6)
гр.8 минус гр.7 минус гр.6)
============================================================
N Показатель Значение,
руб.
============================================================
N Показатель Значение,
руб.
============================================================
1 Стоимость товаров по ценам реализации
на начало месяца
на начало месяца
2 Стоимость товаров по ценам приобретения
на начало месяца
на начало месяца
3 Торговая надбавка на начало месяца (п.1 -- п.2)
4 Стоимость поступивших в течение месяца товаров
по ценам реализации (при изменении цен на отдельные
товары стоимость корректируется на сумму изменения
цен на остаток товаров, реализация которого
производилась по новым ценам)
по ценам реализации (при изменении цен на отдельные
товары стоимость корректируется на сумму изменения
цен на остаток товаров, реализация которого
производилась по новым ценам)
5 Стоимость поступивших в течение месяца товаров
по ценам приобретения
по ценам приобретения
6 Размер торговой надбавки в течение месяца
(п.4 -- п.5)
(п.4 -- п.5)
7 Итого: стоимость товаров по ценам реализации
(п.1+п.4)
(п.1+п.4)
8 Итого: размер торговой надбавки (п.3+п.6)
9 Средний процент торговых надбавок
(п.8 / п.7 х 100)
(п.8 / п.7 х 100)
10 Выручка от реализации товаров за месяц
(по данным учета)
(по данным учета)
11 Остаток товаров на конец месяца по цене
реализации (п.7 -- п.10)
реализации (п.7 -- п.10)
12 Торговая надбавка на конец месяца
(п.9 х п.11: 100)
(п.9 х п.11: 100)
13 Реализованная торговая надбавка
(п.8 -- п.12)
(п.8 -- п.12)
14 Расходы по приобретению реализованных
товаров (п.10 -- п.13)
товаров (п.10 -- п.13)
============================================================
Полученные числовые значения строки 13 расчета заносим в строку "Итого расход" по графе 5 товарного отчета и соответственно числовые значения строки 14 в графу 4 товарного отчета. Выводим остатки покупной стоимости товара и нереализованной наценки.
Для расчета подоходного налога все готово. Однако в строке 14 "Расходы по приобретению реализованных товаров" может находиться стоимость неоплаченных товаров. При применении вышеописанного метода предприниматели платят подоходный налог только с реализованной надбавки и при определении облагаемого дохода не учитывается произведена оплата за товар или нет. Это предоставляет предпринимателям возможность занижать (откладывать на срок давности) облагаемую базу. Для ее устранения необходима корректировка реализованной покупной стоимости товаров.
Для определения оплаченной покупной стоимости реализованных товаров предлагается принцип оплаченных остатков, который не противоречит п. 41 Инструкции МНС от 2002-02-20г. N 16: "Если на дату представления расчета по налогу расходы не были фактически произведены, то в расчете за отчетный квартал они не учитываются, а учитываются при определении дохода в расчетах начиная с квартала, в котором расходы были фактически произведены".
Расчет оплаченной стоимости товаров
за ___ месяц 2002г.
============================================================
N Показатели Покупная стоимость товаров без НДС
N Показатели Покупная стоимость товаров без НДС
--------------------------------------
Поступило из них % оплаченных
оплачено к поступившим
============================================================
1 Сальдо на начало
оплачено к поступившим
============================================================
1 Сальдо на начало
2 Поступило за месяц
3 Оплачено за месяц
(без учета предоплаты) х х
(без учета предоплаты) х х
4 Сальдо с остатком =средний процент
оплаченных
товаров
============================================================
оплаченных
товаров
============================================================
Расходы по приобретению реализованных товаров должны быть скорректированы на средний процент оплаченных остатков даже в том случае, если показатель превысит 100%. Превышение означает, что в предыдущих налоговых периодах в расходы по приобретению реализованных товаров оплаченные в текущем месяце (квартале) не были включены.
Инструкцией МНС от 2002-02-20г. N 16 предписано, что "если расходы осуществляются по окончании календарного года, в котором получена выручка, и по истечении срока представления расчета по налогу или декларации о совокупном годовом доходе, предприниматель вправе представить уточненный расчет после осуществления соответствующих расходов (декларацию о совокупном годовом доходе)". Предлагаемый мной принцип должен применяться и вне пределов отчетного года, чтобы обеспечить непрерывность учета расходов. Для того чтобы сделать указанный расчет, необходим дополнительный регистр по учету расчетов с поставщиками за товары.
Ведомость по учету расчетов за ____________ месяц 2002г.
==================================================================
Наименование Получено Оплачено
поставщика ------------------------------------------------
Наименование Получено Оплачено
поставщика ------------------------------------------------
дата N доку- Сумма дата N доку- Сумма
мента ------------- мента ------------
мента ------------- мента ------------
Всего в.т.ч. Всего в.т.ч.
НДС НДС
==================================================================
Итого
за месяц
НДС НДС
==================================================================
Итого
за месяц
==================================================================
В регистр заносятся все произведенные оплаты (кроме предоплаты) и все полученные, но неоплаченные товары.
При такой постановке будут соблюдены основные требования, предъявляемые к учету у предпринимателей. Кроме того, значительно облегчится работа бухгалтеров и контролирующих органов.