Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
20.09.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Порядок управления ОАО

Государственные органы, оставив в процессе акционирования в собственности государства от 1 до 10 акций, что составляет 0,01--0,001% имущества предприятия, относят их к категории "с долей собственности в их имуществе", на которые должны распространять...

Государственные органы, оставив в процессе акционирования в собственности государства от 1 до 10 акций, что составляет 0,01--0,001% имущества предприятия, относят их к категории "с долей собственности в их имуществе", на которые должны распространяться многие законодательные и нормативные акты. При этом не отработан механизм воздействия государства на принимаемые наблюдательным советом акционерного общества решения, в том числе по заключению контракта с руководителем. Представитель государства в акционерном обществе, владеющий правом одного голоса в наблюдательном совете, не в состоянии повлиять на ситуацию. Разъясните статус предприятия с долей собственности государства в их имуществе?

Г.БЕЛЯКОВА, экономист, г.Могилев

В законодательстве не содержится определение понятия "предприятие с долей собственности государства в его имуществе". На практике под такими "предприятиями" понимаются, в первую очередь, открытые акционерные общества, созданные в процессе разгосударствления и приватизации, акции которых находятся либо в собственности Республики Беларусь, либо в собственности административно-территориальной единицы. Причем, как верно подмечает читательница, количество таких акций, их доля в уставном фонде не имеют определяющего значения и могут варьироваться от нескольких единиц акций до 100% (до завершения льготной продажи и обмена акций на чеки "Имущество" членам трудового коллектива). В настоящее время республика является собственником акций немногим более 570 открытых акционерных обществ (далее -- ОАО), созданных путем преобразования республиканских унитарных предприятий, а также арендных. По доле акций, принадлежащих Республике Беларусь, данные общества группируются следующим образом: свыше 260 обществ (46%) составляют общества, в которых доля превышает 75%; свыше 90 обществ (16%) -- свыше 50% и до 75% акций включительно; 107 обществ (19%) -- свыше 25% и до 50% включительно; 44 общества (8%) -- от 10 до 25% включительно; и наконец 65 акционерных обществ (11%), в которых республике принадлежит до 10% акций. В 132 ОАО, или 18,8% от общего числа обществ, созданных путем преобразования республиканских и арендных предприятий, не осталось акций, принадлежащих Республике Беларусь.

Путем преобразования предприятий, ранее находившихся в коммунальной собственности, создано около 670 ОАО, в которых также разные доли акций, принадлежащих административно-территориальным единицам.

Законодательство о разгосударствлении и приватизации устанавливает особый порядок создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации, отличающийся от общеустановленного. Однако с момента создания деятельность таких обществ должна строиться в соответствии с общими нормами законодательства. Поэтому с позиций Гражданского кодекса, законодательства об акционерных обществах Республика Беларусь, соответствующая административно-территориальная единица, являющиеся собственниками акций, рассматриваются как акционеры соответствующего акционерного общества. Высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание его акционеров, компетенция которого определяется уставом общества и законодательством. Голосование на собрании акционеров проводится по принципу: одна акция -- один голос. Следовательно, общим собранием акционеров и будет принято то решение, за которое подано большинство голосов. В случае если государству принадлежит контрольный пакет акций, таким решением будет решение, за которое проголосовал представитель государства.

Порядок принятия решений наблюдательным советом (советом директоров) определяется уставом ОАО. При этом общее собрание акционеров вправе установить, что каждый член наблюдательного совета обладает одним голосом, либо установить иной порядок, скажем, пропорционально числу акций, принадлежащих акционеру (его представителю) -- члену наблюдательного совета. Так, в свое время рекомендовалось число голосов членов наблюдательного совета определять по принципу: каждые 10% акций (или иное их количество) дают один голос. Если же число акций, принадлежащих члену наблюдательного совета, было менее установленной величины, такой член наблюдательного совета при принятии решений обладал одним голосом. Этим самым обеспечивалась реальная возможность для акционеров, владеющих необходимыми пакетами акций, влиять на решения, принимаемые не только общим собранием акционеров, но и наблюдательным советом. Еще раз подчеркнем, что в любом случае порядок принятия решений наблюдательным советом должны установить акционеры, закрепив этот порядок в утверждаемом ими уставе акционерного общества.

Определенный правовой механизм влияния государства на решения органов управления акционерных обществ создан и Указом Президента от 14.11.97г. N 591 "Об особом праве ("золотой акции") государства на участие в управлении акционерными обществами", в соответствии с которым представители государства в органах управления акционерных обществ, наделенные особым правом ("золотой акцией"), имеют право вето при принятии указанными органами решений по следующим вопросам: реорганизация акционерного общества; ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, изменение уставного фонда и использование чистой прибыли общества; совершение (согласование) сделок, входящих в компетенцию органов управления общества; образование (изменение состава) исполнительных органов акционерного общества и досрочное прекращение их полномочий.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений