Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Порядок составления бухгалтерского баланса за 2017 год

Рассмотрим порядок составления одной из самых информативных и востребованных форм годового бухгалтерского отчета, а также отраслевые особенности составления баланса за отчетный 2017 год. При составлении бухгалтерского баланса (далее – баланс) за 2017 г. мы будем, как и в прошлом году, руководствоваться нормами Национального стандарта бухгалтерского учета «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Минфина от 12.12.2016 № 104 (далее – НСБУ № 104).

Напомним, что в балансе содержатся данные о стоимости активов, собственного капитала и обязательств организации.

В п. 2 НСБУ № 104 приводятся термины и их определения, которые используются для его целей, причем некоторые из них содержатся и в Инструкции о доходах и расходах, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).

Так, для целей НСБУ № 104 используются следующие термины:

инвестиционная деятельность – деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика, осуществлению (предоставлению) и реализации (погашению) финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации;

связанные стороны – аффилированные лица хозяйственного общества; унитарные предприятия, собственники имущества и (или) руководители которых являются одними и теми же физическими лицами или состоят в близком родстве или свойстве;

текущая деятельность – основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности;

финансовая деятельность – деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации;

эквиваленты денежных средств – финансовые вложения в высоколиквидные долговые ценные бумаги других организаций, установленный срок погашения которых не превышает 3 месяцев.

Согласно п. 5 НСБУ № 104 показатели бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах белорусских рублей в целых числах.

При составлении бухгалтерского баланса в целом за 2017 г. данные по гр. 3 и 4 (на конец 2017 г. и на конец 2016 г. соответственно) не подлежат корректировке, т.е. они сопоставимы.

Показатели всех форм бухгалтерской отчетности, по которым отсутствуют числовые значения, прочеркиваются. Вычитаемые и отрицательные числовые значения показателей показываются в круглых скобках. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, за исключением случаев, установленных законодательством (п.п. 8 и 9 НСБУ № 104).

Раздел I. Долгосрочные активы

В разделе I «Долгосрочные активы» приводится информация об остатках основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, долгосрочных финансовых вложений, долгосрочной дебиторской задолженности, отложенных налоговых активов, прочих долгосрочных активов (п. 12 НСБУ № 104).

Стр. 110 «Основные средства». Здесь показывается остаточная стоимость основных средств, определяемая как разница между их первоначальной (переоцененной) стоимостью, учитываемых на сч. 01 «Основные средства», и накопленных по ним сумм амортизации и обесценения, учитываемых на сч. 02 «Амортизация основных средств».

Показатель первоначальной (переоцененной) стоимости, отраженной на сч. 01, а также суммы накопленной амортизации, отраженной на сч. 02, обособленно не выделяются.

При определении остаточной стоимости объектов основных средств, отражаемой в стр. 110, учитываются только суммы амортизации, относящиеся к данным объектам. В частности, здесь не учитывается сумма амортизации, накопленная в отношении вложений в долгосрочные активы, учитываемых на сч. 03 «Доходные вложения в материальные активы», а также отражаемая на забалансовом сч. 014 «Потеря стоимости основных средств».

Напомним, что в соответствии с п. 45 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Мин­экономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6, по некоторым объектам основных средств, приобретенным (полученным) с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов и перечисленным в данном пункте, амортизационные отчисления включаются организациями в состав прочих расходов (Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» – К-т сч. 02) в пределах указанных средств республиканского и (или) местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, отраженных в составе прочих доходов организации.

Назовем некоторые из таких объектов основных средств:

– основные средства, числящиеся на бухгалтерском учете некоммерческих организаций;

– судоходные гидротехнические сооружения;

– объекты жилищного фонда;

– объекты внешнего благоустройства и наружного освещения;

– автомобильные дороги общего пользования;

– спортивные сооружения и другие основные сред­ства в соответствии с перечнем спортивных сооружений, являющихся основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;

– объекты мобилизационного назначения;

– объекты основных средств ведомственных учреждений дошкольного образования, не переданные в пользование (аренду) иным организациям или их структурным подразделениям;

– специальные автомобили для обеспечения оказания услуг населению в соответствии с государственными социальными стандартами по обслуживанию населения РБ.

Амортизационные отчисления по указанным объектам в части стоимости, не покрываемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, включаются в затраты на производство, расходы на реализацию, операционные расходы в общеустановленном порядке согласно учетной политике организации (Д-т сч.сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» – К-т сч. 02).

По таким объектам, принятым на учет до 01.01.2012, потеря стоимости отражается в конце отчетного года справочно на забалансовых счетах (сч. 014) исходя из нормативных сроков службы линейным способом.

Порядок отражения обесценения объектов основных средств определен в гл. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26.

Напомним, что сумма обесценения и сумма восстановления обесценения основного средства, учитываемого по первоначальной стоимости, отражается соответственно:

Д-т сч. 91 – К-т сч. 02 (отдельный субсчет) – на сумму обесценения;

Д-т сч. 02 – К-т сч. 91 – на сумму восстановления обесценения.

Особенностью начисления амортизации 2017 г. в соответствии с п. 1 постановления Совмина от 30.01.2017 № 84 (далее – постановление № 84) является предоставленная (лучше сказать, продленная с 2015-го и 2016 гг.) возможность для организаций (за исключением банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» и небанковских кредитно-финансовых организаций), а также для индивидуальных предпринимателей не начислять с 1 января по 31 декабря 2017 г. амортизацию по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности, за исключением основных средств, используемых при оказании жилищно-­коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств. При этом нормативные сроки службы и сроки полезного использования таких объектов продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации.

Положения постановления № 84 были еще раз «перемещены в будущее», и п. 1 постановления Совмина от 30.10.2017 № 802 установлено, что не начислять амортизацию для того же круга субъектов хозяйствования и объектов основных средств и нематериальных активов можно:

– с 1 января по 31 декабря 2018 г. – по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов;

– с 1 января 2019 г. – по объектам основных средств и нематериальных активов, предусмотренным биз­нес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств. Реализация названного права осуществляется до 31 декабря включительно года выхода этих производств на проектную мощность или достижения положительного финансового результата (наличие чистой прибыли), но не более 3 лет с даты ввода в эксплуатацию объектов основных средств и даты принятия к бухучету нематериальных активов.

При этом нормативные сроки службы и полезного использования таких объектов основных средств и нематериальных активов продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации. Благодаря таким решениям правительства некоторые объекты основных средств и нематериальных активов, образно говоря, могут обрести бессмертие… правда, только на счетах бухучета и в бухгалтерской отчетности.

Следует отметить, что в случае приобретения объектов основных средств в 2017 г. и намерении применить инвестиционный вычет в соответствии с подп. 2.6 п. 2 ст. 130 НК организации следовало начать начислять амортизацию по таким объектам, т.к. налоговое законодательство связывает применение инвестиционного вычета с начислением амортизации. Так, в соответствии с подп. 2.6 п. 2 ст. 130 НК сумма инвестиционного вычета включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) в том месяце, с которого (в котором):

– в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, указанных в ч. 3 данного подпункта;

– стоимость вложений в реконструкцию увеличила в бухучете первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.

Стр. 120 «Нематериальные активы». Здесь показывается остаточная стоимость нематериальных активов, определяемая как разница между их первоначальной (переоцененной) стоимостью (сч. 04 «Нематериальные активы») и накопленных по ним суммам амортизации и обесценения, учитываемых на сч. 05 «Амортизация нематериальных активов».

В данной строке отражается остаточная стоимость объектов, признанных нематериальными активами в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25. Первоначальная стоимость нематериальных активов и сумма накопленной по ним амортизации обособленно в бухгалтерском балансе не отражается.

При составлении отчетности за 2017 г. в гр. 3 «на 31.12.__» отражается стоимость нематериальных активов на основании сальдо сч.сч. 04 и 05 на 31.12.2017, а в гр. 4 «на 31.12.__» – данные стр. 120 гр. 3 баланса за 2016 г.

Стр. 130 «Доходные вложения в материальные активы». Здесь показываются суммы доходных вложений в материальные активы, в т.ч. в инвестиционную недвижимость (стр. 131), предметы финансовой аренды (лизинга) (стр. 132), прочие доходные вложения в материальные активы (стр. 133). Остаточная стоимость таких активов на начало и конец 2017 г. (гр. 4 и 3) определяется как разница между их первоначальной (переоцененной) стоимостью, учитываемой на сч. 03, и накопленными по ним суммами амортизации и обесценения, учитываемыми на сч. 02.

Сумма стр. 131, 132 и 133 формирует стоимостной показатель стр. 130 баланса.

К инвестиционной недвижимости относятся земельные участки, здания, сооружения, изолированные помещения, машино-места (далее – недвижимое имущество), находящиеся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организации, которые сданы другим лицам в аренду (за исключением финансовой аренды (лизинга), проката) (п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25).

Стр. 140 «Вложения в долгосрочные активы». Здесь показываются суммы вложений в долгосрочные активы, учитываемые на сч. 08 «Вложения в долго­срочные активы», а также стоимость оборудования к установке и строительных материалов, учитываемая на сч. 07 «Оборудование к установке и строительные материалы».

В НСБУ № 104 не предусматривается разделения показателей, отражаемых в бухучете на указанных счетах. Однако организация при необходимости вправе дополнить форму бухгалтерского баланса дополнительными строками (в соответствии с п. 4 НСБУ) и показать обособленно показатели вложений в долго­срочные активы, стройматериалы и оборудование к установке.

Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 12 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50), на сч. 07 обобщается информации о наличии и движении оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в возводимых или реконструируемых объектах у заказчика, застройщика, а также стройматериалов, находящихся у заказчика, застройщика. При этом иные строительные материалы (например, используемые подрядчиком или предназначенные для проведения работ по ремонту и т.д.) учитываются на сч. 10 «Материалы» и их стоимость в стр. 140 баланса не отражается.

В строительных организациях имеются отраслевые особенности отражения данных о вложениях в долгосрочные активы. В частности, письмом Минстройархитектуры от 19.07.2012 № 11-1-33/542 «О порядке расчета коэффициентов платежеспособности» разъяснено, что информация об остатках запасов, долго­срочных активов, предназначенных для реализации, приводится в разделе II «Краткосрочные активы» бухгалтерского баланса.

Учитывая особенности отражения в бухучете организаций-заказчиков (застройщиков) хозяйственных операций по возведению (реконструкции) объектов, а также в целях достижения сопоставимости показателей, используемых этими организациями при расчете коэффициентов платежеспособности, при составлении баланса за отчетный период данные о стоимости долгосрочных активов, предназначенных для реализации и передачи дольщикам (в т.ч. о стоимости этих активов, числящихся на отчетную дату в составе объектов незавершенного строительства), должны указываться в разделе II «Краткосрочные активы» баланса по стр. 220.

Для этого сальдо сч. 08 на отчетную дату должно быть разделено на стоимость объекта незавершенного строительства, предназначенного для продажи и (или) передачи дольщикам, отражаемую по стр. 220 баланса, и на стоимость объекта, предназначенного для использования организацией-заказчиком (застройщиком) в качестве долгосрочных активов, отражаемую по стр. 140 баланса. Деление стоимости объекта незавершенного строительства производится по данным, имеющимся у заказчика (застройщика) на отчетную дату, пропорционально доле площади, предназначенной для реализации и передачи дольщикам, в общей площади объекта.

Таким образом, данные стр. 140 баланса у организаций-застройщиков (заказчиков) в строительстве могут не соответствовать данным бухучета по сч.сч. 07 и 08.

Напомним, что п. 1 Указа Президента от 27.02.2015 № 103 (далее – Указ № 103) установлено, что коммерческие организации (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) суммы разниц, образующихся с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г. при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств, возникающих при осуществлении вложений в объекты незавершенного строительства, основных средств, в официальную денежную единицу РБ в порядке, установленном законодательством Беларуси, до принятия этих объектов к бух­учету в качестве основных средств вправе относить на стоимость вложений в долгосрочные активы (Д-т сч. 08 – К-т сч. 60), а после принятия их к бухучету в качестве основных средств – на стоимость вложений в долгосрочные активы (Д-т сч. 08 – К-т сч. 60) в течение отчетного года с включением в первоначальную или переоцененную стоимость основных средств в конце отчетного года (Д-т сч. 01 – К-т сч. 08).

Стр. 150 «Долгосрочные финансовые вложения». Здесь показываются суммы долгосрочных финансовых вложений, учитываемые на сч. 06 «Долгосрочные финансовые вложения», погашение которых ожидается более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

В соответствии с п. 11 Инструкции № 50 на сч. 06 «Долгосрочные финансовые вложения» обобщается информация о наличии и движении вложений в ценные бумаги других организаций, облигации государственных и местных займов (если установленный срок их погашения превышает 12 месяцев), уставные фонды других организаций и т.п., а также предоставленных другим организациям займов (на срок более 12 месяцев), вкладов участников договора о совмест­ной деятельности в общее имущество простого товарищества. Финансовые вложения в ценные бумаги других организаций, по которым срок погашения не установлен, учитываются на сч. 06, если по ним организация намеревается получать доходы более 12 месяцев.

Таким образом, показатели гр. 3 и 4 стр. 150 баланса не тождественны сальдо по сч. 06 на 31.12.2017 и 31.12.2016 соответственно, поскольку суммы долго­срочных вложений, учитываемые на сч. 06, по которым планируется погашение (списание) менее чем через 12 месяцев после отчетной даты (на 31.12.2017, т.е. в течение 2018 г.), в стр. 150 баланса не отражаются.

Поэтому при составлении бухгалтерского баланса следует разделить все долгосрочные финансовые вложения, учитываемые на сч. 06, на финансовые вложения, погашение которых ожидается:

а) по истечении ближайших 12 месяцев – они отражаются в стр. 150 баланса;

б) в течение ближайших 12 месяцев (т.е. в течение 2018 г.) – отражаются в стр. 260 баланса.

Напомним, что с 01.01.2015 порядок бухучета выраженных в иностранной валюте активов и обязательств регулируется Законом от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) и Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. постановлением Минфина от 29.10.2014 № 69 (далее – НСБУ № 69).

Пунктом 3 ст. 12 Закона № 57-З установлено, что пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков) в официальную денежную единицу РБ производится организациями (за исключением Нацбанка, банков) по официальному курсу официальной денежной единицы РБ по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Нацбанком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.

Согласно п. 7 НСБУ № 69 курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости финансовых вложений на дату совершения хозяйственной операции, а также на отчетную дату, которой является последний календарный день месяца, отражаются по дебету (кредиту) счетов, на которых учитываются произведенные финансовые вложения, и кредиту (дебету) сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Стр. 160 «Отложенные налоговые активы». Здесь показывается сальдо по сч. 09 «Отложенные налоговые активы».

Отражение отложенных налоговых активов осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 113 (далее – Инструкция № 113), и п. 14 Инструкции № 50.

Напомним, что отложенный налоговый актив (ОНА) – это актив, равный сумме налога на прибыль, уплаченного в текущем отчетном периоде, но относящегося к учетной прибыли будущих отчетных периодов в связи с образованием в текущем отчетном периоде вычитаемых временных разниц (ВВР) (п. 2 Ин­струкции № 113).

Примером образования ОНА может служить ситуация при применении механизма переноса убытков. Переносить убытки текущего периода на будущие периоды и уменьшать сумму финансового результата организации могут только в целях налогообложения. Порядок переноса убытков установлен ст. 1411 НК.

В бухучете возникает ВВР на ту сумму убытка, которую организация может перенести на будущее с учетом требований налогового законодательства (п. 7 Инструкции № 113). От этой разницы в соответствии с п. 9 Инструкции № 113 рассчитывается ОНА, сумма которого определяется путем умножения ВВР, возникшей в текущем отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную налоговым законодательством.

Например, если за 2017 г. налоговый убыток организации составил 10 000 BYN, то она имеет право отразить в бухучете начисление ОНА в сумме 1800 BYN (10 000 Ч 18%) бухгалтерской записью: Д-т сч. 09 – К-т сч. 99.

В гр. 3 по стр. 160 баланса отражается сальдо по сч. 09 по состоянию на 31.12.2017, а в гр. 4 – на 31.12.2016. В случае, указанном в примере, показатель стр. 160 в гр. 3 составит значение 2.

Стр. 170 «Долгосрочная дебиторская задолженность». По статье «Долгосрочная дебиторская задолженность» (стр. 170) показывается дебиторская задолженность, в т.ч. выданные авансы, предварительная оплата, учитываемая на сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетах учета расчетов, погашение которой ожидается более чем через 12 месяцев после отчетной даты. При наличии резервов по сомнительным долгам, учитываемых на сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам», показатель этой статьи, в связи с которым созданы эти резервы, уменьшается на их суммы.

Необходимость и порядок создания резерва по сомнительным долгам изложены в главе 6 Инструкции № 102.

Перед заполнением данного показателя по стр. 170 всю дебиторскую задолженность по счетам учета расчетов на отчетную дату следует разделить на долгосрочную (отражается в стр. 170) и краткосрочную (отражается в стр. 250). Для этого необходимо использовать данные о состоянии расчетов по сч.сч. 60, 62, 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76.

Данные по сч.сч. 65, 66, 67 отражаются в иных строках и разделах бухгалтерского баланса. Дебиторская задолженность по сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» не может быть долгосрочной в связи с установленными законодательством сроками ее погашения и отражается в составе краткосрочной задолженности по стр. 250 баланса.

Для разграничения задолженности на долгосрочную и краткосрочную следует провести анализ договоров, переписки с контрагентами, иных документов, определяющих срок погашения дебиторской задолженности и даты наступления исполнения обязательств.

Например, если организацией в июне 2016 г. заключен договор поставки, согласно условиям которого покупатель обязан оплатить поставленный товар до 15.11.2018, то данная задолженность для целей составления бухгалтерской отчетности признается кратко­срочной, так как ее погашение ожидается в срок, не превышающий 12 месяцев после отчетной даты (31.12.2017).

Если условиями договоров будет предусмотрена частичная оплата (например, согласно графику платежей), то для целей разграничения такой задолженности на краткосрочную и долгосрочную следует учитывать дату наступления обязательства по погашению каждой части платежа.

Таким образом, в стр. 170 баланса в гр. 3 «на 31.12.2017» отражается показатель дебиторской задолженности по счетам учета расчетов, погашение которой ожидается после 31.12.2018, а в гр. 4 «на 31.12.2016» – срок погашения по которой ожидался согласно имеющимся документам после 31.12.2017. При этом факт досрочного погашения такой задолженности в 2016 г. для целей ее квалификации не имеет значения, т.е. данная задолженность в начальных показателях бухгалтерского баланса в гр. 4 на 31.12.2016 не переквалифицируется в краткосрочную.

Стр. 180 «Прочие долгосрочные активы». Здесь отражаются суммы долгосрочных активов, не показанные по стр. 110–170, в т.ч. суммы расходов будущих периодов, учитываемые на сч. 97 «Расходы будущих периодов» и подлежащие отнесению на расходы отчетного периода более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

По данной строке могут быть показаны:

– расходы, произведенные до даты начала осуществления строительных работ по объекту строительства, учитываемые на сч. 97, согласно требованиям п. 10 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10 (далее – Инструкция № 10) (строительные работы по которым планируется начать после 31.12.2017);

– иные расходы будущих периодов, учитываемые на сч. 97 в той части расходов, срок списания которой наступает после 31.12.2018 (расходы будущих периодов в части, подлежащей списанию в течение января–декабря 2018 г., отражаются в стр. 230 баланса);

– иные долгосрочные активы, по тем или иным причинам не отраженные в стр. 110–170 баланса.

Раздел II. Краткосрочные активы

В разделе II «Краткосрочные активы» приводится информация об остатках запасов, долгосрочных активов, предназначенных для реализации, расходов будущих периодов, НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, краткосрочной дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств и эквивалентов денежных средств, прочих краткосрочных активов.

Стр. 210 «Запасы». Здесь показываются остатки материалов, животных на выращивании и откорме, незавершенного производства, готовой продукции и товаров, товаров отгруженных и прочих запасов.

При наличии резервов под снижение стоимости запасов, учитываемых на сч. 14 «Резервы под снижение стоимости запасов», показатели соответствующих строк статьи «Запасы», в связи с которыми созданы эти резервы, уменьшаются на их суммы.

Следует отметить, что НСБУ № 104 не упоминает про сч. 14. Данное обстоятельство не отменяет правил бухучета материалов, изложенных в Инструкции № 50 и Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133), согласно которым и формируются стоимостные показатели сальдо счетов на отчетную дату.

Показатель данной строки формирует сумма стр. 211–216.

Напомним, что методологические основы и порядок формирования в бухучете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухучета, регулируется Инструкцией № 133.

Стр. 211 «Материалы». Здесь показываются остатки материалов, учитываемых на сч.сч. 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов».

При ведении бухучета заготовления и приобретения материалов с использованием сч.сч. 15 и 16 «Отклонение в стоимости материалов» по стр. 211 показывается также сумма отклонений фактической себестоимости приобретенных материалов от их стоимости по учетным ценам.

Таким образом, в общем случае по стр. 211 баланса отражается суммированный стоимостной показатель, учитываемый в бухучете на сч.сч. 10, 15 и 16, который при необходимости уменьшается (увеличивается) на сумму резерва под снижение стоимости материалов, отраженного на сч. 14.

Стр. 212 «Животные на выращивании и откорме». Здесь показывается стоимость животных на выращивании и откорме, учитываемая на сч. 11 «Животные на выращивании и откорме», в т.ч. молодняка животных, взрослых животных, находящихся на откорме и в нагуле, птицы живой, зверей пушных, кроликов, пчелосемей, служебных собак, подопытных животных, взрослых животных, выбракованных из основного стада для реализации (без постановки на откорм), животных, полученных от других лиц для реализации (п. 17 Инструкции № 50).

В общем случае по стр. 212 отражается суммированный стоимостной показатель сальдо по сч.сч. 11, 15 и 16, который при необходимости уменьшается (увеличивается) на сумму резерва под снижение стоимости животных на откорме, отраженного на сч. 14.

Стр. 213 «Незавершенное производство». Здесь показываются остатки незавершенного производства, учитываемого на сч.сч. 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

В частности, в стр. 213 баланса может быть отражено сальдо, составляющее:

– фактическую себестоимость выполненных работ (оказанных услуг), выручка от реализации которых не может быть признана в бухучете в соответствии с требованиями Инструкции № 102;

– показатель незавершенного производства в промышленных предприятиях, занимающихся выпуском продукции.

Согласно п. 19 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.09.2011 № 44, затраты на исполнение договора строительного подряда, не признанные в отчетном периоде расходами по договору строительного подряда, являются незавершенным строительным производством и формируют сальдо по сч. 20. Сальдо по счетам учета затрат в указанных случаях также отражается по стр. 213.

Порядок определения стоимости незавершенного производства для целей бухучета и отражения в бухгалтерской отчетности в соответствии с п. 108 Инструкции № 133 устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в ее учетной политике.

Таким образом, в стр. 213 в гр. 3 «на 31.12.2017» отражается суммированный стоимостной показатель, отраженный в бухучете на сч.сч. 20, 21, 23 и 29, который уменьшается (увеличивается) на сумму резерва под снижение стоимости незавершенного производства, отраженного на сч. 14 (в случае его образования). Исключение составляют организации общественного питания, которые на сч. 20 отражают остатки сырья и готовой продукции на кухнях и в кладовых, стоимость которых в бухгалтерской отчетности отражается по стр. 214.

Стр. 214 «Готовая продукция и товары». Здесь показываются остатки готовой продукции, учитываемой на сч. 43 «Готовая продукция», остатки товаров, учитываемых на сч. 41 «Товары», а также расходы на реализацию, учитываемые на сч. 44 «Расходы на реализацию», относящиеся к остаткам товаров в порядке, установленном законодательством (так называемые «распределяемые издержки обращения»). Если учет товаров ведется по розничным ценам, то показатель стр. 214 уменьшается на сальдо по сч. 42 «Торговая наценка».

В организациях общественного питания по данной строке показываются остатки сырья и готовой продукции на кухнях и в кладовых.

Следует отметить, что в организациях общественного питания, учитывающих движение продуктов и блюд на сч. 20, как правило, остатка незавершенного производства полуфабрикатов и кондитерских изделий на конец дня (смены) быть не должно. Если же процесс их производства по каким-либо причинам не завершен к концу дня (смены), то выпущенная на следующий день (в следующую смену) продукция передается на склад по отдельной накладной.

По вспомогательному сырью допускается переходящий остаток (подп. 4.1.3.1 п. 4 Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утв. приказом Минторга от 9.04.2007 № 74), что и может найти отражение на сч. 20 на 31.12.2017.

При этом следует учитывать, что в организациях, ведущих учет товаров и блюд по продажным ценам, на отчетную дату в разделе баланса «Краткосрочные активы» показатели приводятся по себестоимости приобретения, заготовления. Показатели субсчетов и в целом сч. 42 не находит отдельного отражения в этом и других разделах баланса. Иначе говоря, при наличии в организации общественного питания сальдо сч. 20 на отчетную дату его следует объединить в единый стоимостной показатель с сальдо соответствующих суб­счетов сч. 42, что и отражается в стр. 214 баланса.

Итак, по стр. 214 баланса отражается:

– стоимость товаров, учитываемых организацией в бухучете на сч. 41 за минусом показателя сальдо по сч. 42 (при наличии данного показателя);

– стоимость готовой продукции, учитываемая организацией на сч. 43 (при ведении учета готовой продукции по учетным ценам и наличии на отдельном субсчете сч. 43 отклонений, относящихся к готовой продукции, в бухгалтерском балансе отражается фактическая себестоимость готовой продукции, т.е. с учетом отклонений);

– остаток расходов на реализацию, учитываемых на сч. 44 и относящийся к остаткам товаров. Для целей заполнения показателя гр. 3 «на 31.12.2017» в соответствии с требованиями п. 12 Инструкции № 102 на сч. 44 может быть отражена сумма транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров;

– стоимость остатков сырья и готовой продукции, учитываемой организациями общественного питания на сч. 20;

– затраты на содержание объекта недвижимости, построенного организацией и предназначенного для реализации в части, приходящейся к стоимости объекта недвижимости, который на отчетную дату еще не реализован (п. 62 Инструкции № 10).

Стр. 215 «Товары отгруженные». Здесь показываются остатки отгруженных товаров, учитываемых на сч. 45 «Товары отгруженные».

На сч. 45 учитывается себестоимость переданных продукции и товаров (п. 36 Инструкции № 50, п. 9 Инструкции № 102).

В соответствии с п. 36 Инструкции № 50 сч. 45 предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции, товаров, выручка от реализации которых определенное время не может быть признана в бухучете. На этом счете учитывается также движение товаров, переданных комиссионеру по договору комиссии.

В настоящее время большинство организации применяют метод определения выручки для целей бухгалтерского и налогового учета «по отгрузке», поэтому у большинства организаций показатель по стр. 215 в гр. 3 «на 31.12.2016» будет отсутствовать. Но в данной строке бухгалтерской отчетности может быть отражена стоимость товаров, отгруженных по договорам комиссии, поручения и иных видам посреднических договоров комиссионерам, поверенным и иным посредникам, которые еще не реализованы покупателям, в этом случае сч. 45 может иметь сальдо, которое и будет показано по стр. 215 баланса.

Следует отметить, что для организаций, производящих определенную подакцизную алкогольную и пивоваренную продукцию, Указом Президента от 08.10.2014 № 471 «Об особенностях деятельности организаций алкогольной и пивоваренной отраслей» (далее – Указ № 471) на 2015, 2016, 2017 и 2018 гг. предусмотрено право на определение момента фактической реализации (передачи) подакцизных товаров по мере их отгрузки или оплаты для целей исчисления и уплаты сумм акцизов в бюджет (п. 1 Указа № 471).

При этом в случае выбора организациями Беларуси, производящими такую алкогольную продукцию и (или) пиво, метода определения момента фактической реализации (передачи) подакцизных товаров по мере их оплаты момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как приходящийся на налоговый период:

день зачисления денежных средств на счет плательщика, а в случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства – день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи) подакцизных товаров.

Днем зачисления денежных средств на счет плательщика при реализации подакцизных товаров на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров признается день зачисления денежных средств на счет комиссионера (поверенного), а в случае, если договором предусмотрено, что денежные средства за реализованные комиссионером (поверенным) подакцизные товары зачисляются на счет плательщика, – день зачисления денежных средств непосредственно на счет плательщика;

– при использовании подакцизных товаров для собственных нужд – день составления первичного учетного документа, а при отсутствии такого учетного документа – день составления иного документа, подтверждающего использование подакцизных товаров для собственных нужд, включая отпуск в производство товаров (работ, услуг) и прочее выбытие;

– при использовании подакцизных товаров для производства неподакцизных товаров – день передачи в производство таких подакцизных товаров.

Учет выручки для таких предприятий «по мере оплаты» определен Указом № 471 только в целях налогового учета и только для акцизов. В целях же бухучета признание выручки в общем случае и для предприятий, производящих подакцизную алкогольную продукцию, производится по мере «отгрузки». Это означает, что в бухучете остатков товаров отгруженных, но не оплаченных (отраженных на сч. 45) быть не может.

Стр. 216 «Прочие запасы». Здесь отражаются остатки запасов, не показанные по стр. 211–215. Например, это могут быть показатели потерь от брака в производстве, отражаемые в бухучете в соответствии с п. 29 Инструкции № 50 на сч. 28 «Брак в производстве», затраты по исправлению которого накапливаются на сч. 28 либо которые еще не списаны на счета учета затрат или предъявлены виновным лицам.

Стр. 220 «Долгосрочные активы, предназначенные для реализации». Здесь показывается стоимость долго­срочных активов, признанных предназначенными для реализации, а также активов, включенных в выбывающую группу, признанную предназначенной для реализации в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25, и учитываемых на сч. 47 «Долго­срочные активы, предназначенные для реализации».

Напомним, что под долгосрочным активом понимают актив, подлежащий выбытию (погашению) более чем через 12 месяцев после отчетной даты или предназначенный для использования в деятельности организации в течение периода продолжительностью более 12 месяцев либо не являющийся денежными средствами или эквивалентами денежных средств.

Стр. 230 «Расходы будущих периодов». Здесь показываются суммы расходов будущих периодов, учитываемые на сч. 97 и подлежащие отнесению на расходы отчетного периода в течение 12 месяцев после отчетной даты.

В данной строке не должны отражаться расходы будущих периодов, которые были отражены по стр. 180 (см. выше). Корректировка начальных показателей бухгалтерского баланса по стр. 230, как правило, не требуется.

Пунктом 1 Указа № 103 (абз. 3) установлено, что коммерческие организации (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) суммы разниц, образовавшихся с 1 по 31 января 2015 г., с 1 по 31 августа 2015 г. и с 1 января по 31 декабря 2016 г. при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу РБ в порядке, установленном законодательством Беларуси, в случаях, не предусмотренных в абз. 2 настоящего пункта (при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств, возникающих при осуществлении вложений в объекты незавершенного строительства, основных средств), вправе относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31.12.2017.

Следует учитывать, что Указом Президента от 21.08.2017 № 298 коммерческим организациям (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций), у которых на 31.12.2017 на сч.сч. 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов» числятся суммы курсовых разниц, предоставлено право суммы курсовых разниц, числящиеся на сч. 97, списать на сч. 98 в пределах имеющегося там остатка (таким образом, сч. 98 по курсовым разницам сальдо иметь не будет). А суммы курсовых разниц, оставшиеся на сч. 97 после этого, – списать на расходы по финансовой деятельности и внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31.12.2018.

Поэтому в стр. 230 баланса на 31.12.2017 могут быть отражены остатки таких курсовых разниц, т.к. они подлежат отнесению на расходы отчетного периода в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Стр. 240 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам». Здесь показываются суммы НДС, учитываемые на сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

В данной строке отражается дебетовое сальдо по сч. 18, т.е. сумма налоговых вычетов, которая согласно требованиям законодательства РБ не была принята к вычету, в т.ч. в случае превышения суммы налоговых вычетов над суммой НДС по реализации, а также в связи с ограничениями, установленными Указом Президента от 26.02.2015 № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость» (далее – Указ № 99).

Отметим, что в 2017 г. согласно Указу № 99 действие отсрочки принятия к вычету сумм «ввозного» НДС распространялось только на операции ввоза товаров с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и составляло 60 дней.

Стр. 250 «Краткосрочная дебиторская задолженность». Здесь показывается дебиторская задолженность, в т.ч. выданные авансы, предварительная оплата поставщикам, подрядчикам, исполнителям, учитываемая на сч.сч. 60, 62, 76 и других счетах учета расчетов, погашение которой ожидается в течение 12 месяцев после отчетной даты.

При наличии резервов по сомнительным долгам, учитываемых на сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам», показатели соответствующих строк статьи «Краткосрочная дебиторская задолженность» (стр. 250), в связи с которыми созданы эти резервы, уменьшаются на их суммы.

В данной строке отражается показатель дебиторской задолженности по счетам учета расчетов (60, 62, 76, 71, 68, 69, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73, 75 «Расчеты с учредителями» в части сумм задолженности, погашение которой ожидается в течение 12 месяцев после отчетной даты), за исключением дебиторской задолженности, которая была признана долгосрочной и отражена в стр. 170 баланса.

Стр. 260 «Краткосрочные финансовые вложения». Здесь показываются суммы краткосрочных финансовых вложений (за исключением эквивалентов денежных средств, которые отражаются в стр. 270), учитываемых на сч. 58 «Краткосрочные финансовые вложения», а также суммы долгосрочных финансовых вложений (за исключением долгосрочных финансовых вложений в уставные капиталы других организаций, вкладов участников договора о совместной деятельности в общее имущество простого товарищества), учитываемых на сч. 06 «Долгосрочные финансовые вложения», погашение которых ожидается в течение 12 месяцев после отчетной даты.

При наличии резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений, учитываемых на сч. 59 «Резервы под обесценение краткосрочных финансовых вложений», показатель этой статьи, в связи с которым созданы резервы под обесценение краткосрочных финансовых вложений, уменьшается на суммы этих резервов.

Здесь могут быть отражены вложения в ценные бумаги других организаций, облигации государственных и местных займов (если установленный срок их погашения не превышает 12 месяцев) и т.п., а также предоставленных организацией другим организациям займов (на срок менее 12 месяцев), а также финансовые вложения в ценные бумаги других организаций, по которым срок погашения не установлен, если по этим вложениям организация намеревается получать доходы менее 12 месяцев (п. 44 Инструкции № 50).

Стр. 270 «Денежные средства и эквиваленты денежных средств». Здесь показываются остатки денежных средств организации, учитываемых на сч.сч. 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Денежные средства в пути», а также суммы краткосрочных финансовых вложений в высоколиквидные долговые ценные бумаги других организаций, установленный срок погашения которых не превышает 3 месяцев, учитываемые на сч. 58.

Стр. 280 «Прочие краткосрочные активы». Здесь приводятся суммы краткосрочных активов, не показанные по стр. 210–270, в т.ч. учитываемые на сч. 94 «Недостачи и потери от порчи имущества».

На практике данная строка заполняется редко. Исключение составляют случаи, когда у организации прямо указаны суммы недостач и потерь от порчи имущества, по которым не принято соответствующее управленческое решение о списании за счет средств организации, предъявлении к возмещению виновным лицам и т.п.

(Окончание следует)

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений