Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете нормируемых затрат
Рассмотрим ситуацию. Организация – производитель строительных материалов в I квартале 2019 г.:
1) принимала делегации из Польши и Украины (предполагаемых покупателей продукции) и понесла расходы на оплату приглашенным деловым партнерам питания и проживания в гостинице. Расходы по приему делегации составили 3500 руб.;
2) начислила работникам 13 зарплату на сумму 5000 руб.;
3) выплатила главному инженеру компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях – 200 руб. Работа главного инженера не носит разъездной характер.
С 2019 года расходы такого рода относятся к прочим нормируемым затратам, учитываемым при налогообложении прибыли, совокупный размер которых не может превышать 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов от операций по сдаче в аренду, иное возмездное и безвозмездное пользование имущества.
Каким образом построить бухгалтерский учет таких расходов, чтобы их налоговый учет был несложным?
1. Сегодня законодательно не определено, какие расходы организации относятся к представительским. В соответствии с письмом № 2-2-10/012381 к представительским расходам целесообразно относить расходы организации на официальный прием представителей других организаций, отдельных лиц в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а именно: оплату питания приглашенным деловым партерам, их проживание в гостинице, оплату услуг приглашенного переводчика и др. Таким образом, указанные расходы организации на прием делегаций являются представительскими.
В бухгалтерском учете представительские расходы отражают в составе затрат на сч. 26 «Общехозяйственные затраты» или сч. 44 «Расходы на реализацию» (п. 10 Инструкции № 1022, ч. 5 письма № 15-1-17/3113).
К затратам, учитываемым при налогообложении прибыли, относятся:
– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– нормируемые затраты (ч. 2 п. 1 ст. 169 НК4).
В целях исчисления налога на прибыль представительские расходы относятся к прочим нормируемым затратам (подп. 2.5 п. 2 ст. 171 НК).
2. Премия по итогам работы за год, или 13 зарплата, выплачивается после окончания календарного года, когда итоги по финансовой деятельности организации подведены. Для работодателей выплата 13 зарплаты трудовым законодательством не регламентируется, поэтому ее выплата не является обязательной. Каким будет расчет 13 зарплаты, работодатель оговаривает в положении о премировании, коллективном договоре или в ином локальном нормативном акте (ч. 1 ст. 63 ТК5, ч. 1, 2 ст. 196 ТК).
Суммы вознаграждения по итогам работы за год отражаются в составе прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» (п. 13 Инструкции № 102).
В целях исчисления налога на прибыль 13 зарплата относятся к прочим нормируемым затратам (абз. 2 подп. 2.1 п. 2 ст. 171 НК).
3. Компенсация за износ личного автомобиля, используемого главным инженером в служебных целях, отражается на счетах бухгалтерского учета в зависимости от характера и направления использования автомобиля для нужд организации. По общему правилу она относится на те же счета бухгалтерского учета, что и сумма начисленной заработной платы, поскольку используется работником непосредственно при выполнении им своей трудовой функции.
В нашем случае, поскольку основная трудовая функция главного инженера – управленческая, компенсация за износ его личного автомобиля, как и зарплата главного инженера, будут отражаться на сч. 26 (п. 10 Инструкции № 102).
Поскольку работа главного инженера не носит разъездной характер, то компенсация за использование личного транспортного средства относится к прочим нормируемым затратам (подп. 2.7 п. 2 ст. 171 НК).
На заметку. Перечни профессий и должностей работников, которым устанавливается компенсация за разъездной характер работы, размеры, порядок, условия ее выплаты определяются нанимателем (п. 8 Инструкции № 706).
Совокупный размер учитываемых при налогообложении прибыли прочих нормируемых затрат не может превышать 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное пользование имущества (с учетом НДС) (п. 3 ст. 171 НК, подп. 3.18 п. 3 ст. 174 НК).
Таким образом, с 2019 г. для целей исчисления налога на прибыль необходимо контролировать совокупный размер прочих нормируемых затрат (куда входят и совершенные организацией расходы) с предельно допустимым их значением, которое определяется в порядке, установленном НК.
На практике может сложиться ситуация, когда какая-то часть прочих нормируемых затрат будет учитываться при налогообложении прибыли, а остальная – нет. И сегодня организации стали допускать ошибку, отражая часть прочих нормируемых затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли, на сч. 90 субсч. 90-10.
Так, некоторые из приведенных затрат (такие как представительские расходы и компенсация за износ автомобиля) в бухгалтерском учете отражаются соответственно на счетах 44 и 26 в полном размере, поскольку связаны напрямую с осуществляемой организацией деятельностью. И даже если в налоговом учете эти расходы (или какая-то их часть) не будут участвовать при исчислении налога на прибыль, они не перестанут быть расходами на реализацию и управленческими расходами, трансформировавшись в прочие расходы по текущей деятельности. Инструкция № 102 такого права не дает.
Таким образом, отражать сумму прочих нормируемых затрат, которая будет учитываться при налогообложении прибыли, на счетах затрат, а оставшуюся сумму – на сч. 90 субсч. 90-10 ошибочно (п. 12 Инструкции № 102). На это обращаем внимание особенно.
Если мы говорим о 13 зарплате, то суммы вознаграждения по итогам работы за год в любом случае отражаются в составе прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на сч. 90 субсч. 90-10, и вопросов по этому поводу у бухгалтеров не возникает.
По вопросу выбора оптимально удобного варианта учета отметим, что, по мнению автора, идеальным вариантом будет отражать понесенные расходы на счетах затрат в полном размере, а в налоговых регистрах в течение года вести налоговый учет прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. Такой вариант совсем нетрудоемкий, прозрачен в своем ведении и дает бухгалтеру возможность в полной мере использовать предложенные законодательством нормы бухгалтерского и налогового учета.
Справочно. Ранее, до 1 января 2010 г., действовала Инструкция № 1107. С утратой документом юридической силы обязанность ведения регистров налогового учета была отменена.
Однако сегодня порядок ведения налогового учета может определяться плательщиком самостоятельно, а значит, он может выбрать наиболее удобный и приемлемый для себя способ ведения налогового учета. По нашему мнению, использовать регистры по налогу на прибыль и вести там учет прочих нормируемых затрат является максимально удобным вариантом. Организации вправе самостоятельно определять формы регистров налогового учета исходя из специфики организации работы, особенностей настройки программного обеспечения и бухгалтерских программ.
Справочно. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, и ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля. Налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета (п.п. 1, 2 ст. 39 НК).
Примерная форма регистра может быть следующей (выручка за I квартал – условная).
Регистр прочих нормируемых затрат за 1 квартал 2019 г.
Наименование показателей |
Сумма по данным бухгалтерского учета, руб. |
Сумма выручки от реализации и доходов от аренды с начала года, руб. |
1 % от суммы выручки от реализации и доходов от аренды, руб. |
Корректировка (+, –) с начала года (п. 3 ст. 171 НК), руб. |
Для целей налогового учета с начала года, руб. |
|||
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Представительские расходы |
3500,00 |
|
|
|
600 000,00 |
6000,00 |
–2700,00 |
6000,00 |
2. 13 зарплата |
5000,00 |
|
|
|
||||
3. Компенсация за износ автомобиля |
200,00 |
|
|
|
||||
Итого: |
8700,00 |
|
|
|
600 000,00 |
6000,00 |
–2700,00 |
6000,00 |
1 Письмо МНС от 11.07.2017 № 2-2-10/01238 «О представительских расходах».
2 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция №102).
3 Письмо Минфина от 25.08.2017 № 15-1-17/311 «Об отражении в бухгалтерском учете расходов организации на приобретение бутилированной воды».
4 Налоговый кодекс (в ред. Закона от 30.12.2018 № 159-З, далее – НК).
5 Трудовой кодекс (далее – ТК).
6 Инструкция о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 25.07.2014 № 70.
7 Инструкция о порядке ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль, о некоторых вопросах заполнения налоговых деклараций (расчетов), утв. постановлением МНС от 22.12.2008 № 110.