Порядок отражения НМА в бухучете: семь практических ситуаций

В материале рассмотрены практические ситуации по учету нематериальных активов: модернизация программного обеспечения, учет документации, расходы на земельные участки, лицензии и госпошлины.
Расширение функционала 1С
Ситуация 1. У организации на балансе числится НМА (1С:бухгалтерия). В связи с производственной необходимостью она приобрела расширение программного обеспечения (ПО) (разработала управленческую отчетность в 1С).
Вопрос. Как учесть данные затраты в бухгалтерском учете, являются ли они НМА?
Ответ. В зависимости от характера затрат: как НМА либо как расходы.
Если основное ПО (1С) уже отражено в учете как НМА, то затраты на его существенное улучшение (модернизацию, расширение функционала, например, создание комплекса новых отчетов, значительно меняющих возможности системы) увеличивают первоначальную стоимость этого НМА (абз. 5 п. 10 Инструкции № 37/18/61).
Если затраты на текущее обслуживание, незначительные доработки, исправление ошибок, адаптацию под текущие нужды не увеличивают стоимость НМА, то относятся на расходы периода (текущие затраты) в момент их возникновения (затраты на поддержание актива в рабочем состоянии, а не на улучшение его характеристик).
Следовательно, понесенные затраты:
-
либо капитализируются как улучшение существующего НМА (основного ПО), если они значительно улучшают ПО;
-
либо списываются...