Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Порядок обращения с отходами товаров и упаковки претерпел изменения

Как известно, с 1 июля 2020 г. вступили в силу положения Указа № 161, который принят взамен Указа № 3132. В развитие вновь изданного нормативного правового акта было принято постановление № 3883, также вступившее в силу с указанной выше даты и признавшее утратившим силу постановление № 7084. В этой связи рассмотрим положения вновь принятого документа несколько подробнее.

 

Особенности сбора отходов стеклянной упаковки

Какие товары относятся к стеклянной упаковке

В соответствии с приложением 4 к постановлению № 388 к стеклянной упаковке относятся бутыли, бутылки, флаконы, кувшины, горшки, банки, прочие стеклянные емкости для хранения, транспортировки или упаковки товаров; банки для консервирования стеклянные; предохранительные пробки из стекла, пробки, крышки и прочие аналогичные стеклянные изделия, классифицируемые согласно единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС в позицию 7010 (кроме 7010 10 000 0 (ампулы), 7010 90 710 0 и 7010 90 790 0 (стеклянная упаковка для фармацевтической промышленности)). При этом для целей настоящего приложения данные товары определяются как кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, так и кратким наименованием.

В свою очередь согласно Рекомендациям № 215 в указанную товарную позицию включаются все стеклянные емкости, применяемые обычно для коммерческой транспортировки или упаковки жидкостей или твердых продуктов (порошков, гранул и т.д.). К ним относятся:

– бутыли, большие оплетенные бутыли, бутылки (включая сифоны), банки и аналогичные ем­кости всех форм и размеров, применяемые для хранения химических веществ (кислот и т.д.), напитков, масел, мясных экстрактов, парфюмерных средств, фармацевтических препаратов, чернил, клеев и т.д.;

– банки, горшки и аналогичные емкости для транспортировки или упаковки некоторых пищевых продуктов (приправ, соусов, фруктов, варенья, меда и т.д.), косметических или туалетных средств (кремов для лица, лосьонов для волос и т.д.), фармацевтических препаратов (мазей и т.д.), полиролей, чистящих составов и т.д.;

– цилиндрические емкости и подобные им, обычно получаемые обработкой стеклянных трубок паяльной лампой или выдуванием, применяются для транспортировки или упаковки фармацевтических препаратов или для аналогичных целей;

– стеклянные банки для консервирования;

– крышки из любого материала, представленные с емкостями, для которых они предназначены;

– пробки и другие крышки из обычного стекла или свинцового хрусталя независимо от того, отшлифованы они, нарезаны, подвергнуты пескоструйной обработке, травлению или гравировке, а также украшены или нет;

– стеклянные шарики, используемые в качестве пробок – их вырезают из стеклянных блоков и механически обрабатывают после того, как им придана форма шара.

В данную товарную позицию не включаются, а следовательно, не относятся к стеклянной упаковке:

– бутылки и фляжки, полностью или в значительной степени покрытые натуральной кожей или композиционной кожей (товарная позиция 4205);

– стеклянные колбы для термосов или для других вакуумных сосудов (товарная позиция 7020);

– графины, сосуды для питья и прочие стеклянные емкости, представляющие собой столовую посуду (товарная позиция 7013), но не емкости, предназначенные в первую очередь для коммерческой транспортировки или упаковки товаров;

– бутылочки для детского питания (товарная позиция 7013);

– стеклянная посуда для лабораторных, гигиенических или фармацевтических целей (товарная позиция 7017);

– специальные выставочные бутылки и банки, используемые в магазинах (товарная позиция 7020);

– бутылки, флаконы и т.д. под распылители ароматических веществ (товарная позиция 7013), распылители ароматических веществ (товарная позиция 9616), а также термосы и прочие вакуумные сосуды (товарная позиция 9617).

При применении собственной системы сбора отходов сбору, обезвреживанию и (или) использованию подлежат как произведенная или ввезенная производителями и поставщиками упаковка, так и отходы товаров и упаковки, относящиеся к отходам потребления, т.е. отходы, собранные от населения.

Дополнительно рассматриваемым документом также предусмотрено, что в случае применения собственной системы сбора отходов производителями и поставщиками стеклянной упаковки в количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование:

  • собственных отходов стеклянной упаковки включается количество собранной и переданной на повторное использование многооборотной стеклянной упаковки, в отношении которой у них возникла обязанность по обеспечению сбора отходов и которая использовалась в их собственной деятельности. В рассматриваемом случае компенсация юридическим лицам и ИП расходов по сбору многооборотной стеклянной упаковки не выплачивается;
  • отходов стекла, относящихся к отходам потребления, включается количество собранной и переданной на повторное использование многооборотной стеклянной упаковки, которая образовалась в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности.

Положением впервые установлена возможность снижения размера норматива сбора, обезвреживания и (или) использования отходов стеклянной упаковки. Так, если в количество отходов стекла, относящихся к отходам потребления, включается количество многооборотной стеклянной упаковки, то норматив сбора, обезвреживания и (или) использования отходов для стеклянной упаковки снижается до:

  • 60%, если доля многооборотной стеклянной упаковки составляет более 50%;
  • 50%, если доля многооборотной стеклянной упаковки составляет 100%.

 

Возможность создания юридического лица для осуществления сбора отходов товаров и упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки

Дополнительно предусмотрена возможность организации собственной системы сбора отходов путем создания юридического лица для осуществления сбора отходов товаров и упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки (вхождения в состав участников (акционеров) совместно с другими производителями и поставщиками и (или) организациями, осуществляющими сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку, обезвреживание и (или) использование отходов). Однако в этом случае обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и упаковки и повторное использование собранной многооборотной стеклянной упаковки должны осуществляться производителем и поставщиком самостоятельно или путем передачи по договорам.

 

Перенос достигнутых результатов на последующие отчетные периоды

Как и ранее, количество отходов потребления, подлежащих сбору, обезвреживанию и (или) ис­пользованию в отчетном периоде, рассчитывается отдельно по каждой группе товаров и упаковки, в отношении которых в отчетном периоде возникла обязанность по обеспечению сбора от­ходов. Соответственно, у одного и того же пред­приятия в отношении одной группы товаров и упаковки может возникать и подлежать обязанность по внесению платы, а в отношении другой – нет.

Вместе с тем указанным положением теперь предусмотрено, что если в отчетном периоде количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование собственных отходов упаковки превысило количество упаковки, в отношении которой возникла обязанность по обеспечению сбора отходов:

  • превышающее количество может быть учтено при выполнении обязанности по обеспечению сбора отходов с применением собственной системы сбора отходов в следующих отчетных периодах;
  • за превышающее количество может быть возвращена сумма платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, внесенная при производстве или ввозе этой упаковки.

Если в отчетном периоде количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование отходов потребления превысило количество отходов потребления, подлежащих сбору, обезвреживанию и (или) использованию в отчетном периоде, превышающее количество может быть учтено при выполнении обязанности по обе­спечению сбора отходов с применением собственной системы сбора отходов в следующем отчетном периоде.

В то же время производители и поставщики рассчитывают и вносят на текущий (расчетный) банковский счет Оператора плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, исключительно если в отчетном периоде одновременно количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование:

  • собственных отходов упаковки меньше количества упаковки, в отношении которой возникла обязанность по обеспечению сбора отходов;
  • отходов потребления меньше количества отходов потребления, подлежащих сбору, обезвреживанию и (или) использованию.

 

Новации, касающиеся внесения платы

Методика определения платы установлена для всех категорий плательщиков

В рассматриваемом документе определен порядок расчета платы в случае использования следующими категориями плательщиков собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.

1. Для производителей и поставщиков упаковки, осуществляющих сбор, обезвреживание и (или) использование только собственных отходов упаковки:

 КУ – СО,

где КУ – количество упаковки, в отношении которой возникла обязанность по обеспечению сбора отходов в отчетном периоде;

СО – количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование соб­ственных отходов упаковки в отчетном периоде.

2. Для производителей и поставщиков упаковки, осуществляющих сбор, обезвреживание и (или) использование собственных отходов упаковки и отходов потребления или только отходов потребления:

 (КУ – СО) x (1 – КО / НО),

где КУ – количество упаковки, в отношении которой возникла обязанность по обеспечению сбора отходов в отчетном периоде;

СО – количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование собственных отходов упаковки в отчетном периоде;

КО – количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование отходов потребления в отчетном периоде;

НО – количество отходов потребления, подлежащих сбору, обезвреживанию и (или) использованию в отчетном периоде.

 

Определен порядок переноса достигнутых результатов на последующие отчетные периоды

Дополнительно введена норма, согласно которой если в отчетном периоде количество товаров и упаковки, по которым возникли правовые основания для освобождения от обязанности по обеспечению сбора отходов, превысило количество товаров и упаковки, по которым дата возникновения обязанности по обеспечению сбора отходов приходится на этот отчетный период:

  • превышающее количество может быть учтено при определении количества товаров и упаковки, в отношении которых возникает обязанность по обеспечению сбора отходов, в следующих отчетных периодах;
  • за превышающее количество может быть возвращена сумма платы, внесенная при производстве или ввозе этих товаров и упаковки.

 

Изменен срок внесения платы, если ее величина незначительна

Так, если сумма платы, подлежащая внесению на специальный счет оператора за несколько отчетных периодов подряд в течение одного календарного года (нарастающим итогом), составляет менее одной базовой величины, установленной на дату представления информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора отходов (за последний отчетный период), то внесение платы может осуществляться плательщиками не позд­нее 31 января следующего календарного года (ранее в этом случае плата подлежала внесению не позднее 22 января года, следующего за годом, на который приходится дата возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки).

Если же последний день срока, установленного для внесения платы, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

 

Определен порядок возврата излишне внесенных (взысканных) сумм платы и пеней за несвоевременное внесение платы

Для осуществления возврата плательщик представляет Оператору письменное заявление:

  • в виде электронного документа с использованием специализированного программного обеспечения, размещенного на официальном сайте оператора в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • на бумажном носителе.

Заявление может быть подано не позднее трех лет с момента возникновения у оператора такой задолженности перед плательщиком.

В свою очередь Оператором не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления направляется плательщику акт сверки расчетов для подписания или решение об отказе в рассмотрении заявления о возврате.

Возврат излишне внесенных (взысканных) сумм платы и пеней осуществляется при отсутствии у плательщика задолженности по плате и пеням. При наличии у плательщика задолженности по плате и пеням оператором осуществляется зачет излишне внесенных (взысканных) сумм платы и пеней в счет погашения такой задолженности.

Решение об отказе в рассмотрении заявления о возврате направляется в случае непредставления плательщиком информации о выполнении обязанности за какой-либо отчетный период.

Акт сверки расчетов должен быть подписан и направлен оператору не позднее 10 рабочих дней со дня поступления плательщику.

В случае пропуска этого срока, а также в случае представления плательщиком информации о выполнении обязанности (в т.ч. уточненной) после оформления оператором акта сверки расчетов плательщику необходимо подать новое заявление о возврате для оформления нового акта сверки.

Если излишне внесенные (взысканные) суммы платы и пеней согласно акту сверки расчетов отличаются от сумм, указанных плательщиком в заявлении о возврате, то к подписанному акту сверки прилагается новое заявление о возврате.

Возврат плательщику излишне внесенных (взысканных) сумм платы и пеней осуществляется оператором без начисления процентов на эти суммы не позднее 3 рабочих дней со дня поступления оператору подписанного плательщиком и направленного оператору в установленные сроки акта сверки расчетов, а также нового заявления о возврате (если излишне внесенные (взысканные) суммы платы и пеней согласно акту сверки расчетов отличаются от сумм, указанных плательщиком в заявлении).

Кроме того, по заявлению о возврате излишне внесенные (взысканные) суммы платы и пеней, подлежащие возврату согласно акту сверки расчетов, могут быть зачтены оператором в счет предстоящих платежей плательщика.

При инвентаризации расчетов между плательщиком и оператором для определения суммы дебиторской и кредиторской задолженности составления акта сверки расчетов не требуется.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации порядок возврата излишне внесенных (взысканных) сумм платы и пеней имеет аналогии с порядком возврата (зачета) сумм налогов, сборов пошлин, который определен гл. 8 НК6.

 

Новации в части предоставления информации

Изменен предельный срок предоставления информации

Согласно рассматриваемому положению информация о выполнении обязанности предоставляется не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Справочно: прежде подп. 1.5 п. 1 Указа № 313 было установлено, что информация предоставляется не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если последний день срока, установленного для предоставления информации о выполнении обязанности, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

 

Конкретизирован порядок отражения представляемых сведений

В информации о выполнении обязанности данные отражаются в тоннах (по количеству) с точностью до трех и более знаков после запятой и в белорусских рублях (по стоимости) с точностью до двух знаков после запятой. Данные по количеству ртутьсодержащих изделий отражаются в штуках в целых числах. Также конкретизирован порядок заполнения каждой графы информации о выполнении в отчетный период обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.

 

Изменен перечень представляемых документов

Ранее в случае, когда производителями и поставщиками обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов выполняется путем применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки, к информации прилагались заверенные копии ПУД о поступлении собранных отходов товаров и отходов упаковки, а также о их передаче для дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории РБ или за ее пределами в случае отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию таких отходов на территории РБ.

В настоящее время в указанном случае при выполнении обязанности по обеспечению сбора отходов путем применения собственной системы сбора отходов к информации о выполнении обязанности прилагаются:

1) для производителей и поставщиков, осуществляющих сбор отходов потребления:

  • реестры ПУД, подтверждающих сбор отходов потребления и многооборотной стеклянной упаковки в отчетном периоде;
  • реестры ПУД, подтверждающих самостоятельное обезвреживание и (или) использование отходов потребления и повторное использование многооборотной стеклянной упаковки в отчетном периоде (отпуск для собственного производства);
  • копии договоров на передачу отходов потребления и многооборотной стеклянной упаковки юридическим лицам и ИП, осуществляющим их обезвреживание и (или) использование и повторное использование;
  • реестры накладных, подтверждающих передачу отходов потребления на обезвреживание и (или) использование и многооборотной стеклянной упаковки на повторное использование в отчетном периоде;
  • копия заключения о невозможности производства либо производстве в недостаточном количестве на территории РБ бутылок для напитков и пищевых продуктов из бесцветного и цветного стекла, выдаваемого Минстройархитектуры;

2) для производителей и поставщиков, осуществляющих сбор собственных отходов упаковки:

  • реестры ПУД, подтверждающих самостоятельное обезвреживание и (или) использование соб­ственных отходов упаковки и повторное использование многооборотной стеклянной упаковки в отчетном периоде (отпуск для собственного производства);
  • копии договоров на передачу собственных отходов упаковки и многооборотной стеклянной упаковки юридическим лицам и ИП, осуществляющим их обезвреживание и (или) использование и повторное использование;
  • реестры накладных, подтверждающих передачу собственных отходов упаковки на обезвреживание и (или) использование и многооборотной стеклянной упаковки на повторное использование в отчетном периоде.

Реестры ПУД и накладных оформляются отдельно по каждому виду отходов потребления, соб­ственных отходов упаковки и многооборотной стеклянной упаковки (в зависимости от источника образования) с указанием:

  • наименования документа, даты его составления;
  • количества и стоимости отходов и многооборотной стеклянной упаковки;
  • наименования юридического лица (фамилии и инициалов ИП), которому переданы отходы и многооборотная стеклянная упаковка (для реестра накладных).
Таким образом, за счет отсутствия необходимости представления заверенных копий ПУД временные и материальные затраты субъектов хозяйствования на представление документов сокращены.

 

Новации в части принятия обязательств

Изменен список видов деятельности производителей, которые вправе применять обязательства

Несколько претерпел изменения список видов деятельности производителей, которые вправе применять обязательства по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств (далее – обязательства). Это обусловлено как изменением редакции ОКРБ 0057, так и изменением самих видов деятельности. В частности, теперь такие обязательства вправе принять производители, основной вид экономической деятельности которых относится согласно этому классификатору:

  • к разделам «Производство целлюлозы, бумаги и изделий из бумаги», «Производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры», «Производство электрооборудования», «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки»;
  • к группам «Производство пластмассовых изделий», «Производство стекла и изделий из стекла»;
  • к классам «Производство продуктов нефтепереработки, брикетов из торфа и угля», «Производство пластмасс в первичных формах», «Сортировка отходов и переработка вторичных материальных ресурсов»;
  • к подклассу «Производство резиновых шин, покрышек и камер».

Следует отметить, что такой вид деятельности, как «Химическое производство», из этого списка исключен.

 

Новации в организации порядка сбора отходов товаров и упаковки

Прежде всего расширен перечень отходов, которые подлежат сбору. В частности, теперь сбору подлежат не только отходы товаров, но и упаковки. Также расширен перечень товаров, которые подлежат сбору. Дополнительно определены места сбора отходов, а также введены дополнительные требования к этим местам.

Таким образом, сбор от физических лиц отходов товаров и упаковки осуществляется:

1) производителями товаров и упаковки из групп «Масла моторные, смазочные», «Изделия и упаковка из пластмасс», «Изделия из бумаги и картона, бумажная и картонная упаковка», «Упаковка из комбинированных материалов на основе бумаги и картона» и «Стеклянная упаковка» Перечня, а также электрического и электронного оборудования (далее – ЭЭО) мелкогабаритного из группы «Электрическое и электронное оборудование» Перечня посредством установки в местах образования отходов потребления контейнеров (емкостей), принадлежащих производителю товаров и (или) упаковки на праве собственности, аренды или ином законном основании, для сбора вторичных материальных ресурсов (отходов бумаги и картона, стекла и пластмасс), отходов ЭЭО мелкогабаритного, масел моторных, смазочных отработанных;

2) производителями товаров из групп «Шины и покрышки, камеры резиновые» и «Электрическое и электронное оборудование» Перечня посредством создания в городах стационарных пунктов приема (заготовки), принадлежащих производителю на праве собственности, аренды или ином законном основании, для приема (заготовки) от физических лиц изношенных шин, покрышек и камер резиновых (для производителей товаров из группы «Шины и покрышки, камеры резиновые» Перечня) и отходов ЭЭО (для производителей товаров из группы «Электрическое и электронное оборудование» Перечня) без взимания платы с физических лиц.

Кроме того, производителем осуществляется информирование физических лиц о работе пунктов приема (заготовки) с указанием их места нахождения, режима работы и видах принимаемых отходов. Информация размещается в глобальной компьютерной сети Интернет и печатных средствах массовой информации (не менее четырех публикаций в календарном году).

 

Изменен срок повторного принятия обязательств

Согласно постановлению № 388 производители не имеют права на повторное принятие обязательств в течение года с даты установления нарушения норм Положения о принятии обязательств. Ранее граничный срок составлял два года.

 

Некоторые новации в части предоставления компенсации

Изменения в представлении документов

Изменен перечень документов, представляемых для выплаты компенсации. Как и ранее, для получения компенсации юридические лица и ИП заключают с Оператором договор о выплате компенсации и не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, представляют оператору заявление о выплате компенсации по установленной форме и расчет суммы денежных средств, заявляемой для выплаты компенсации за отчетный период.

Таблица 1

Основание для получения компенсации

Дополнительно представляемые документы

Компенсация расходов по сбору отходов при условии обезвреживания, использования или хранения (при отсутствии объектов обезвреживания и объектов по использованию на территории РБ) этих отходов самостоятельно либо путем передачи по договорам с юридическими лицами и ИП, осуществляющими обезвреживание, использование или хранение отходов

Данные учета сбора, обезвреживания, использования или хранения отходов за отчетный период.Реестр ПУД, подтверждающих отпуск отходов для собственного производства (на обезвреживание или использование) или размещение отходов на собственных объектах хранения отходов, за отчетный период – для заявителей, осуществляющих самостоятельное обезвреживание, использование или хранение отходов.

Реестр накладных на передачу отходов по договорам с юридическими лицами и ИП, осуществляющими их обезвреживание, использование или хранение, за отчетный период

Компенсация расходов по сбору многооборотной стеклянной упаковки при условии повторного использования этой упаковки самостоятельно либо путем передачи по договорам с юридическими лицами и ИП, осуществляющими повторное использование многооборотной стеклянной упаковки

Данные учета сбора и повторного использования многооборотной стеклянной упаковки за отчетный период.

Реестр ПУД, подтверждающих отпуск многооборотной стеклянной упаковки для собственного производства (на повторное использование), за отчетный период – для заявителей, осуществляющих самостоятельное повторное использование многооборотной стеклянной упаковки.

Реестр накладных на передачу многооборотной стеклянной упаковки по договорам с юридическими лицами и ИП, осуществляющими ее повторное использование, за отчетный период

Компенсация расходов по обезвреживанию, использованию или хранению отходов

Данные учета поступления, обезвреживания, использования или хранения отходов за отчетный период.

Реестр ПУД, подтверждающих обезвреживание или использование отходов либо размещение отходов на собственных объектах хранения отходов, за отчетный период.

Данные учета видов и объемов произведенной и реализованной продукции*, энергии, образовавшихся отходов производства в результате обезвреживания или использования отходов за отчетный период

Компенсация расходов по применению при производстве продукции, предназначенной для реализации на территории РБ, типов упаковки, способствующих достижению целей ресурсосбережения, охраны окружающей среды и экологической безопасности

Реестр накладных на отгрузку на территории РБ продукции собственного производства, произведенной с применением типов упаковки, способствующих достижению целей ресурсосбережения, охраны окружающей среды и экологической безопасности

Также изменен перечень документов, которые Оператор вправе запросить у заявителя, претендующего на получение компенсации. В частности, он вправе дополнительно запросить иные документы, подтверждающие сбор, обезвреживание, использование и хранение отходов, сбор и повторное использование многооборотной стеклянной упаковки, приобретение и использование упаковки при производстве продукции и реализацию этой продукции, включая копии:

  • ПУД и договоров;
  • выданных заявителю или юридическому лицу и ИП, которым передаются отходы, специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, в части использования отходов 1–3-го классов опасности, если согласно законодательству о лицензировании для осуществления указанного вида деятельности требуется получение такого специального разрешения (лицензии);
  • выданных заявителю или юридическому лицу и ИП, которым передаются отходы, свидетельств о включении объектов по использованию отходов в реестр объектов по использованию отходов и (или) объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, если согласно законодательству об обращении с отходами требуется их регистрация или учет;
  • выданных заявителю или юридическому лицу и ИП, которым передаются отходы, специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной со сбором и переработкой лома и отходов драгоценных металлов, в части использования отходов электрического и электронного оборудования, если согласно законодательству о лицензировании для осуществления указанного вида деятельности требуется получение такого специального разрешения (лицензии).

 

Установлены требования к договорным отношениям

Заявители, претендующие на получение компенсации, при заключении договоров с юридическими лицами и ИП:

1) осуществляющими обезвреживание, использование или хранение отходов и повторное использование многооборотной стеклянной упаковки, учитывают необходимость:

  • указания соответствующей цели приобретения отходов и многооборотной стеклянной упаковки в виде формулировки «Для обезвреживания (ис­пользования, хранения) отходов» или «Для повторного использования многооборотной стеклянной упаковки»;
  • представления юридическими лицами и ИП, с которыми заключается договор, копий специальных разрешений (лицензий) и свидетельств в области обращения с отходами;

2) осуществляющими производство типов упаковки, способствующих достижению целей ресурсосбережения, охраны окружающей среды и экологической безопасности, учитывают необходимость представления производителем упаковки письменного подтверждения (в произвольной форме) использования в процессе производства упаковки не менее 30% вторичных материальных ресурсов, собранных на территории РБ, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку упаковки, количества упаковки, полученной по накладной, количества вторичных материальных ресурсов, использованных при производстве этой упаковки;

3) которым реализуется продукция, произведенная с применением типов упаковки, способствующих достижению целей ресурсосбережения, охраны окружающей среды и экологической безопасности, учитывают необходимость указания соответствующей цели приобретения продукции в виде формулировки «Для реализации на территории Республики Беларусь».

Заметим, что при представлении партнером заявителя договора, в котором отсутствуют указанные положения, заявитель вправе подписать договор, указав в нем фразу «С разногласиями» и направить своему партнеру протокол разногласий.

 

Определены случаи, когда Оператор отказывает в выплате компенсации

Основаниями для внесения оператором предложений о невозможности выплаты компенсации и отказа заявителям в выплате компенсации являются:

  • непредставление или несвоевременное пред­ставление документов, необходимых для выплаты компенсации, либо указание в них ошибочных и недостоверных сведений, несоответствие пред­ставленных документов требованиям рассматриваемому Положению;
  • несоблюдение требований, предусмотренных в ч.ч. 1 и 4 п. 5 приложения 2 к Указу № 16;
  • незаключение заявителем договора о выплате компенсации с оператором на дату направления оператором в Минжилкомхоз предложения о воз­можности или невозможности выплаты компенсации заявителю;
  • отсутствие регистрации заявителя в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов, на дату направления оператором в Минжилкомхоз предложения о возможности или невозможности выплаты компенсации заявителю;
  • наличие информации о невыполнении заявителем требований ч. 1 подп. 1.1 и ч. 1 подп. 1.4 п. 1 Указа № 16 на дату направления оператором в Минжилкомхоз предложения о возможности или невозможности выплаты компенсации заявителю.
Обратите внимание! Основанием для отказа заявителю в выплате компенсации является указание в документах ошибочных сведений вследствие арифметических ошибок, допущенных при осуществлении расчетов в этих документах, или технических ошибок, допущенных при переносе данных из одного такого документа в другой, при условии доработки таких документов.

 

Новации Перечня ТН ВЭД товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16, и размеры платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки

Перечень пополнен рядом товаров (табл. 2).

Таблица 2

Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС

Наименование товара*

Из 3921

плиты, листы, пленка и полосы или ленты из пластмасс, бытового назначения и предназначенные для использования в качестве упаковки и упаковочных материалов**

3925 20 000 0

двери, окна и их рамы, пороги для дверей

Из 3926 90 970 9

сетка, изготовленная из пластмасс, бытового назначения**

Из 8403 10 900 0

котлы центрального отопления прочие, бытового назначения**

Из 8414 51 000 0–
8414 60 000

вентиляторы, колпаки или шкафы вытяжные, бытового назначения**

Из 8423 10 100 0

весы бытовые, электронные**

Из 8424 30 010 0,
из 8424 30 080 0

устройства для мойки водой со встроенным двигателем, бытового назначения**

Из 8433 11, из 8433 19

косилки для газонов, бытового назначения**

Из 8447

машины трикотажные, вязально-прошивные, для получения позументной нити, тюля, кружев, вышивания, плетения тесьмы или сетей, бытового назначения**

Из 8518 10–8518 30,
из 8518 50 000 0

микрофоны и подставки для них, бытового назначения; громкоговорители, смонтированные или не смонтированные в корпусах, бытового назначения; наушники и телефоны головные, объединенные или не объединенные с микрофоном, и комплекты, состоящие из микрофона и одного или более громкоговорителей, бытового назначения; электрические звукоусилительные комплекты, бытового назначения**

Из 8543 70 900 0

устройства (пульты) для дистанционного управления аппаратурой бытового назначения**

Из 9103, из 9105

часы, не предназначенные для ношения на себе или с собой, приводимые в действие электричеством**

8507 (кроме 8507 10,
8507 20, 8507 30 200 1,
8507 90)

аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них, прямоугольной (в т.ч. квадратной) или иной формы


1 Указ Президента от 17.012020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее – Указ № 16).

2 Указ Президента от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).

3 Постановление Совмина от 30.06.2020 № 388 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16» (далее – постановление № 388).

4 Постановление Совмина от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 № 313».

5 Рекомендации Коллегии ЕАЭС от 07.11.2017 № 21 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешне­экономической деятельности Евразийского экономического союза».

6 Налоговый кодекс.

7 Общегосударственный классификатор ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 05.12.2011 № 85.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by