Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
29.01.2016 21 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Порядок лицензирования ждут изменения©

Основные новеллы Указа Президента от 26.11.2015 № 475 (далее – Указ № 475), которым с 1 марта 2016 г. вносятся многочисленные изменения в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом Президента от 1.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Положение), были рассмотрены в «ЭГ» № 91 от 1.12.2015 г.

Остановимся подробнее на изменениях, которые вносятся в порядок выдачи, внесения изменений, а также приостановления, прекращения, возобновления действия и аннулирования специальных разрешений (лицензий) (далее – лицензии).

Общие положения

В связи с отменой ограничения срока действия лицензий из всех норм Положения исключено упоминание о его продлении.

В п. 9 Положения уточняется, что документы (их копии), представленные соискателем лицензии (лицензиатом) для получения не только лицензии, но и ее дубликата, внесения в нее изменений и (или) дополнений, о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности (сейчас последнее уточнение отсутствует), а также другие документы, относящиеся к лицензированию деятельности, хранятся в лицензирующем органе, выдавшем лицензию, либо уполномоченных в установленном порядке этим лицензирующим органом его структурных подразделениях, территориальных органах, подчиненных организациях.

В п. 10-1, которым дополняется Положение, установлено, что заявление (с прилагаемыми к нему документами) о выдаче лицензии, получении дубликата лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, а также уведомление о принятии лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности либо представляются в лицензирующий орган лично соискателем лицензии (лицензиатом) или его уполномоченным представителем, либо направляются соискателем лицензии (лицензиатом) по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении или в виде электронного документа.

В первом случае (ч. 2 п. 10-1 Положения) соискатель лицензии (лицензиат) либо его уполномоченный представитель кроме заявления с прилагаемыми к нему документами должен предъявить:

документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор), – руководитель юридического лица;

документ, удостоверяющий личность, и доверенность, выданную иностранной организацией, – руководитель представительства иностранной организации;

документ, удостоверяющий личность, – физическое лицо, ходатайствующее о предоставлении ему права занятия адвокатской деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, индивидуальный предприниматель;

документ, удостоверяющий личность, и доверенность – уполномоченный представитель соискателя лицензии (лицензиата).

В связи с этим из Положения исключается п. 16, который сейчас содержит аналогичные требования.

Если же заявление с прилагаемыми к нему документами направляется по почте или в виде электронного документа, то соискатель лицензии (лицензиат) должен приложить к ним:

– для юридического лица – сведения о руководителе юридического лица (фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии), данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства), а также документ (его копию), подтверждающий его полномочия (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор);

– для иностранной организации – сведения о руководителе представительства иностранной организации (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства, месту фактического временного пребывания), а также доверенность (ее копия), выданная ему иностранной организацией.

Некоторые несущественные уточнения редакционного характера внесены в форму лицензии.

Выдача лицензии

Уточняется перечень документов (сведений), которые соискатель лицензии либо его уполномоченный представитель должен представить в соответствующий лицензирующий орган для ее получения (п. 15 Положения).

Так, в заявлении о выдаче лицензии нужно будет дополнительно указывать:

– дату государственной регистрации и регистрационного номера соискателя лицензии – юридического лица, индивидуального предпринимателя в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименование регистрирующего органа. В связи с этим из указанного перечня исключаются копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

– почтовый адрес, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при его наличии) соискателя лицензии.

В новой редакции п. 19 Положения уточняется, что если этим актом не предусмотрено иное, то не требуется нотариальное засвидетельствование:

– представляемых в лицензирующий орган копий документов, когда такие копии представлены одновременно с предъявлением оригиналов документов или нотариально засвидетельствованных копий;

документов, направляемых в лицензирующий орган в виде электронного документа (в настоящее время подобная норма отсутствует).

Уточняется и порядок приема (отказа в приеме) документов, представленных для получения лицензии. Согласно новой редакции ч. 1 п. 21 Положения эти документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема этих документов:

– при личном представлении таких документов – в день приема вручается под роспись соискателю лицензии или его уполномоченному представителю;

– при представлении таких документов по почте или в виде электронного документа – не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления их в лицензирующий орган, направляется соискателю лицензии по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении или по электронной почте в виде электронного документа. В настоящее время подобная возможность отсутствует

В случае указания в заявлении о выдаче лицензии не всех сведений, перечисленных в подп. 15.1 п. 15 Положения, либо представления не всех документов, предусмотренных Положением, либо непредъявления (непредставления) соответствующего документа, указанного в ч. 2 п. 10-1 Положения, лицензирующий орган отказывает в приеме этого заявления к рассмотрению. Причем если сейчас порядок такого отказа не регламентирован, то в новой редакции ч. 2 п. 21 Положения установлено, что мотивированный отказ в приеме заявления о выдаче лицензии к рассмотрению:

– при личном представлении такого заявления – вручается в день подачи вместе с этим заявлением и прилагаемыми к нему документами соискателю лицензии или его уполномоченному представителю под роспись;

– при представлении такого заявления по почте – направляется не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления его в лицензирующий орган, вместе с этим заявлением и прилагаемыми к нему документами соискателю лицензии по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении;

– при представлении такого заявления в виде электронного документа – направляется не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления его в лицензирующий орган, соискателю лицензии на адрес электронной почты в виде электронного документа.

Как и сейчас, лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов, а также материалов по результатам оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям должен принять одно из следующих решений (п. 23 Положения):

– о выдаче лицензии ее соискателю;

– об отказе в выдаче лицензии ее соискателю;

– об отказе в выдаче лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг и выдаче лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям, в отношении иных составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее выдаче.

При этом Указом № 475 в п. 24 Положения уточняется, что основаниями для принятия решения об отказе в выдаче лицензии лицензирующим органом являются в т.ч.:

– наличие в представленном заявлении о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о выдаче лицензии (сейчас отказ последует в случае наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах любых недостоверных сведений);

нахождение соискателя лицензии в процессе ликвидации (прекращения деятельности), принятие судом в отношении соискателя лицензии решения о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица (прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя). В действующей редакции Положения такое основание отсутствует.

Все остальные основания для принятия решения об отказе в выдаче лицензии сохраняются, за исключением истечения срока действия лицензии, если лицензирующим органом было принято решение об отказе в продлении срока действия лицензии.

Отметим, что сохраняется и чрезвычайно важная для субъектов хозяйствования норма, в соответствии с которой отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем лицензии лицензируемого вида деятельности не допускается.

Внесение изменений в лицензию

В п. 69 Положения уточняется, что в случае реорганизации лицензиата – юридического лица в форме слияния или разделения (в настоящее время здесь упоминаются и такие формы реорганизации, как преобразование и выделение) вновь созданное юридическое лицо при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности реорганизованного юридического лица в месячный срок со дня своей государственной регистрации обязано обратиться за выдачей новой лицензии в порядке, установленном Положением.

В свою очередь, при реорганизации лицензиата – юридического лица в форме преобразования или выделения другого юридического лица (новая редакция ч. 1 п. 70 Положения) созданное юридическое лицо вправе осуществлять деятельность на основании лицензии, выданной реорганизованному юридическому лицу (сейчас для этого необходимо, чтобы сведения, указанные в лицензии реорганизованного юридического лица, не изменились). При этом юридическое лицо, созданное путем преобразования или выделения, обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения в порядке, предусмотренном в п.п. 66–68 Положения.

В ч. 1 п. 71 Положения уточняется, что внесение в лицензию изменений и (или) дополнений в части включения в нее сведений об обособленных подразделениях, расширения перечня составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг либо территории действия лицензии до истечения одного года со дня принятия решения об отказе во внесении в лицензию изменений и (или) дополнений в связи с выявлением в представленном лицензиатом заявлении и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений (в настоящее время такая ситуация здесь не рассматривается), либо прекращения действия лицензии по тем же обособленным подразделениям, в отношении тех же составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг либо на той же территории не допускается, за исключением случаев, когда действие лицензии прекращено из-за ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата – юридического лица, индивидуального предпринимателя, реорганизации лицензиата – юридического лица либо на основании пись­менного уведомления лицензиатом лицен­зирующего органа о принятии решения о прекращении осу­ществления лицензируемого вида деятельности.

Если сейчас в случае внесения в лицензию изменений и (или) дополнений лицензиату всегда должна выдаваться лицензия, оформленная на новом бланке, то с 1 марта 2016 г. Положением может быть пре­ду­смотрено иное.

Приостановление, прекращение, возобновление действия, аннулирование лицензии

В соответствии с новой редакцией п. 83 Положения действие лицензии прекращается:

– в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата – юридического лица, индивидуального предпринимателя;

– в случае смерти, признания недееспособным, ограничения в дееспособности, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим лицензиата – физического лица;

– по решению лицензирующего органа либо суда о прекращении действия лицензии.

Отметим, что сейчас два первых основания для прекращения действия лицензии указаны в п. 84 Положения, где перечислены основания для его прекращения по решению лицензирующего органа. Естественно, они из него исключаются, равно как и такое основание, как прекращение действия лицензии по истечении срока, на который она выдана.

Соответственно, с 1 марта 2016 г. по решению лицензирующего органа действие лицензии прекращается в следующих случаях:

– если в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, либо в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений (п. 77 Положения);

– если лицензиатом или его обособленным подразделением в период приостановления действия лицензии продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности (п. 78 Положения);

– в случае выявления лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом повторного (в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом указанного в п. 79 Положения уведомления об устранении аналогичных нарушений) либо грубого нарушения лицензиатом (его работником, обособленным подразделением) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии согласно законодательным актам, регулирующим соответствующий лицен­зируемый вид деятельности (п. 82 Положения);

– при реорганизации лицензиата – юридического лица (за исключением случаев реорганизации лицензиата – юридического лица в форме преобразования (сейчас подобная форма реорганизации не упоминается), выделения либо присоединения к нему другого юридического лица);

– на основании письменного уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;

– если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) допол­нений.

Расширяется перечень оснований для прекращения действия лицензии по решению суда (п. 85 Положения), в который включено внесение в лицензию изменений и (или) дополнений на основании представленных лицензиатом недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения об их внесении.

Что касается прекращения действия лицензии по основаниям, предусмотренным в п. 82 Положения (см. выше), то согласно п. 85-1 этого акта такой вопрос будет рассматриваться лицензирующим органом в установленном порядке в присутствии лицензиата либо его уполномоченного представителя. О времени и месте такого рассмотрения, а также основаниях для рассмотрения этого вопроса лицензирующий орган должен уведомить лицензиата не позднее чем за 5 рабочих дней до рассмотрения в порядке, предусмотренном Положением для письменного уведомления соискателя лицензии (лицензиата) о принятом решении по вопросам лицензирования.

Лицензиат либо его уполномоченный представитель допускается к участию в рассмотрении при предъявлении документов, названных в ч. 2 п. 10-1 Положения.

В случае неявки лицензиата либо его уполномоченного представителя указанный вопрос рассматривается в их отсутствие. Если же у лицензиата либо его уполномоченного представителя имеются уважительные причины для отсутствия в назначенное время, лицензиат имеет право не позднее чем за 2 рабочих дня до рассмотрения этого вопроса представить в лицензирующий орган свое мнение о прекращении действия лицензии в письменной форме.

В п. 86 Положения уточняется, что действие лицензии прекращается со дня, указанного в решении лицензирующего органа о прекращении действия лицензии, который не может быть установлен позднее чем по истечении 10 рабочих дней со дня принятия такого решения (в настоящее время последнее уточнение отсутствует), вступления в законную силу принятого судом решения о прекращении действия лицензии, если Положением не предусмотрено иное. Указом № 475 уточняются и эти «иные» случаи, предусмотренные подп. 86.1 и 86.2 п. 86 Положения, когда действие лицензии прекращается с другой даты.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений