Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №17(2711) от 01.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2179
EUR:
3.492
RUB:
3.5417
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Социум
29.09.2023 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №74(2670) от 29.09.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Портрет педагога и проблемы отрасли: изучили цифры в канун Дня учителя

Фото: freepik.com

По сложившейся традиции в первое воскресенье октября в Беларуси отмечается День учителя – профессиональный праздник тех, кто связал свою жизнь с обучением и воспитанием детей и подростков. В текущем году праздник приходится на первый день месяца – 1 октября.

Педагогов становится меньше

По данным Белстата, в 2022 г. в национальной системе образования трудились 194,8 тыс. педагогических работников. Больше половины от этого количества – 105 тыс. человек – составляют учителя, работающие в учреждениях общего среднего образования республики. Еще 55,8 тыс. педагогических работников заняты в системе дошкольного образования, 15,8 тыс. – в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования. Наконец, 18,1 тыс. специалистов составляют профессорско-преподавательский состав вузов.

С 2000 г. количество педагогических работников неуклонно снижается: в 2005 г. их было 242,4 тыс. человек, 2010 г. – 231 тыс., 2015 г. – 212,2 тыс., в 2020 г. – 205,2 тыс. Однако эта тенденция характерна не только для образования: общая демографическая ситуация в стране ведет к сокращению занятости во всех ключевых отраслях белорусской экономики, как и населения в целом. Меньше становится не только педагогов, но и учреждений образования, абитуриентов и выпускников. Например, в 2013 г. в учреждениях среднего образования обучалось 138,4 тыс. учащихся, или 146 учащихся на 10 тыс. человек населения, в 2016 г. – 117,8 тыс. (126 человек на 10 тыс.), 2019 г. – 112,5 тыс. (119 на 10 тыс.). Аналогичная ситуация с выпускниками вузов. Если в 2013 г. выпущено 82,7 тыс. дипломированных специалистов (188 человек на 10 тыс. населения), в 2016 г. – 74,6 тыс. (181 человек на 10 тыс.), то в 2019 г. – 57,5 тыс. (150 человек на 10 тыс. населения).

Можно сказать, что, будучи социальной сферой, образование следует за демографическими тенденциями, характеризующими состояние белорусского общества. Из позитивных трендов отметим увеличение количества детей, посещающих учреждения дошкольного образования, и учащихся, получающих среднее образование. Однако увеличение данных категорий пока не трансформировалось в рост количества выпускников школ (ни в абсолютном значении, ни в расчете на 10 тыс. населения)– оно продолжает сокращаться.

Зарплаты растут, но темпы одни из самых низких в стране

Несмотря на сокращение количественных показателей, бюджетное финансирование отрасли увеличивается из года в год. Так, если в 2022 г. на образование было выделено 1462,7 млн руб., то в 2023 г. – 1635,4 млн. Увеличение финансирования отрасли объясняется повышением зарплат педагогов. Например, в январе-августе 2023 г. средняя начисленная зарплата данной категории работников составила 1470,6 руб., увеличившись на 8,7% к аналогичному периоду прошлого года.

Вместе с тем зарплата педработников по-прежнему ниже средней зарплаты по стране (на 25%) и растет более медленными темпами по сравнению с другими отраслями. В целом зарплаты учителей, преподавателей и воспитателей соответствуют среднему значению зарплат, сложившихся в бюджетных организациях (1444,5 руб.), но, как и ранее, отличаются в зависимости от того, в какой ступени образования работает специалист. Самые высокие зарплаты сложились у профессорско-преподавательского состава – 2144,4 руб., учителя в среднем получают 1572,4 руб., самые низкие зарплаты у воспитателей детсадов и прочих дошкольных учреждений – 1181,9 руб.

Статистический портрет учителя остается прежним

Статистический портрет белорусского учителя (на начало 2021/2022 учебного года) выглядел следующим образом: в большинстве случаев это женщина (86,7%), место работы – государственное учреждение образования (99,5%), образование – высшее, квалификационная категория – высшая или первая (78,8%).

Больше всего учителей в системе общего среднего образования наблюдается по таким предметам, как иностранные языки (19,2% от общего количества), математика (10,7%), белорусский язык и литература (9,8%), русский язык и литература (9,7%), физкультура (9,7%). Топ-5 предметов, которые ведут учителя-женщины: русский язык и литература (98%), белорусский язык и литература (97,5%), иностранные языки (95,4%), биология (91,9%), химия (91,8%). Топ-5 «мужских» предметов: допризывная и медицинская подготовка (62,8%), физкультура (61,1%), трудовое обучение (41,8%), физика (34,3%), история и другие общественные дисциплины (28,6%).

Еще одна проблема, которая отчетливо прослеживается в отрасли, – «старение» профессии. 68,7% учителей и руководителей – 2/3 от их общей численности – имеют стаж работы по специальности более 15 лет, при этом доля молодых специалистов не превышает 5%. Это одна из причин, из-за которой с каждым годом учителей становится меньше, – молодежь не идет в профессию.

Не только привлечь молодежь в профессию, но и удержать

В последние годы власти много и регулярно говорят о повышении престижа профессии и реформировании системы начисления заработной платы. Данные показывают, что зарплата учителей действительно увеличилась, но темпы ее роста остаются невысокими и отстают как от отдельных отраслей, так и от среднего значения по стране в целом. Следует понимать, что зарплата педагогов как работников бюджетной сферы формируется из средств госбюджета, а значит, вопрос ее повышения напрямую увязан с расходами бюджета и его дефицитом.

Впрочем, дело не только в недостаточной оплате труда педагогов, но и в других аспектах, которые не способствуют популярности профессии. Это ненормированный рабочий день, множество требований и обязанностей, не связанных с основной деятельностью, большое количество учеников в классах на одного педагога. В среднем на одного учителя приходится 10 учащихся, причем в городах это соотношение заметно выше, чем на селе – 12 против 5. Все это в совокупности делает работу педагога одной из самых трудных.

На последнем совещании по вопросам совершенствования системы образования, проходившем с участием главы государства, много говорилось об увеличении сроков отработки молодых специалистов по распределению. Не исключено, что в отношении социально важных профессий, таких как врачи и учителя, законодатель решится преду­смотреть более продолжительные сроки отработки, учитывая высокий процент молодых специалистов, которые в итоге уходят из профессии в более «денежные» отрасли или просто в частный сектор. Поможет такое решение, если оно будет принято, удержать молодежь в педагогической среде или, напротив, отпугнет потенциальных кандидатов в педагоги, покажет время.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений