Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Образование
04.01.2020 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Портрет белорусского образования: выдержат ли школы демографический всплеск

Фото: Unsplash

Национальный статистический комитет опубликовал данные, характеризующие деятельность белорусской системы образования в динамике за ряд учебных лет. Эти данные как увеличительное стекло отражают проблемы и сложности, которые существуют сегодня в этой сфере и влияют на качество образования, которое получают наши с вами дети.

 

Детские сады переполнены, а их количество сокращается

На начало 2019/2020 учебного года в республике действовало 3798 учреждений дошкольного образования с общим объемом мест 389,8 тыс. человек. Количество детей, которые посещают дошкольные учреждения – 436,6 тыс. человек. То есть на каждые 100 мест сегодня приходится 112 детей. И если судить по охвату детей дошкольными учреждениями (83,6%), в будущем эти значения могут стать еще больше. Если обратиться к динамике численности детей и дошкольных учреждений за прошлые годы (см. таб. 1), отчетливо видно, что количество садиков сокращается, количество мест – практически неизменно с 2016 г., а количество детей дошкольного возраста растет из года в год. Данные в разрезе областей и типов местности показывают, что сокращение идет за счет дошкольных учреждений в сельской местности. Ситуация в городах лучше, но мест все равно не хватает. Наиболее сложная ситуация в Минске, Брестской и Гродненской областях – здесь на каждые 100 мест приходится 125, 112 и 110 детей соответственно. Если оптимизация количества дошкольных учреждений в сельской местности понятна, то переполненность детских садов вызывает недоумение. Правительство проводит активную демографическую политику, призывая граждан рожать больше детей, но при этом не способно обеспечить детям дошкольного возраста место в детском саду.

Статистика показывает, что у белорусов есть спрос на новую форму организации дошкольного образования – группы кратковременного пребывания детей. За 6 лет количество таких групп увеличилось с 2510 до 5376, а количество детей, которые их посещали, выросло с 22425 до 45370 человек. Большинство таких групп (73%) работает на платной основе.

9,1% всех детей дошкольного возраста обучается на белорусском языке. Наибольший вес белорусскоязычных дошкольников характерен для Брестской (13,1%), Минской (15,4%) и Гродненской областях (15,7%). Половина всех детей дошкольного возраста в сельской местности обучается на белорусском языке.

 

Наиболее востребованными остаются гимназии и частные школы

Та же тенденция наблюдается в учреждениях общего среднего образования. Школ становится меньше, количество учащихся растет. Если в 2013 г. на 3395 школ приходилось 931,3 тыс. учащихся, то в 2019 г. 3020 школ обучали 1031,7 тыс. детей. Возрастная структура учащихся показывает, что система образования столкнулась с демографическим пиком: в 2019 г. первоклассниками стали 114,9 тыс. детей, закончили 9 классов 85,5 тыс. учеников. То есть в школы приходит больше детей, чем их покидает или продолжает получать образование в 10-11 классах. Наиболее сложная ситуация сложилась в гимназиях и лицеях: за последние 6 лет их общее количество по стране сократилось с 237 до 225, а общее количество учащихся выросло с 141,3 тыс. до 163,3 тыс. человек. Это говорит о том, что недовольные качеством общего среднего образования, родители стремятся дать детям лучшее образование в учебных заведениях с углубленной школьной программой и более сильным учительским составом. По этой же причине активно растет количество частных школ, обеспечивающих получение общего среднего образования. За 6 лет количество учащихся таких школ выросло с 694 до 1353 человек – почти в 2 раза.

 

Профессионально-техническое образование выбирает каждый третий 9-классник

37,3% выпускников 9 классов, получивших аттестат в 2019 г., продолжили обучение в учреждениях среднего специального (ССО) и профессионально-технического образования (ПТО). Если судить по динамике поступлений в такие учреждения, а также по соотношению количества поступивших к количеству учащихся, получивших аттестат о базовом образовании (см. таб. 2), востребованность учреждений ССО и ПТО снижается. Из-за этого сокращается их вклад в экономику с точки зрения подготовки специалистов. Если в 2013 году учреждения ССО и ПТО подготовили 185 специалистов на 10 тыс. человек, занятых в экономике, то в 2019 г. этот показатель сократился до 142 специалистов на оба типа учреждений.

За счет бюджетных средств среднее специальное образование получают 64,8% всех учащихся, в государственных учреждениях на дневной форме обучения – 77,1%. При этом практически все выпускники, которые учились на бюджетной форме обучения, были трудоустроены по распределению. Структура приема учащихся по профилю образования в учреждениях ССО и ПТО практически не изменилась с 2013 г. Абитуриенты учреждений ПТО в 2019 г. чаще всего выбирали специальности профиля «Техника и технологии» (50,7%), «Общественное питание. Бытовое обслуживание» (13,3%), «Архитектура и строительство» (13,5%), «Сельское и лесное хозяйство» (10,3%), «Коммуникации. Экономика. Право» (9,1%). Поступающие в учреждения ССО отдавали предпочтение специальностям типа «Техника и технологии» (35,2%), «Коммуникации. Экономика. Право» (17,2%), «Сельское и лесное хозяйство» (12,5%), «Здравоохранение» (9,3%).

 

Количество студентов сокращается, но тенденция обратима

Учреждения высшего образования демонстрируют ситуацию прямо противоположную той, что мы наблюдали в дошкольных учреждениях – количество студентов непрерывно сокращается с 2013 года. Если учесть данные по количеству иностранных студентов (см. таб. 3), получится что по сравнению с 2013 годом количество студентов-белорусов сократилось на 57,6%. В 2019 г. учреждения высшего образования выпустили 57,5 тыс. специалистов. Получается, что на каждого выпускника 2019 года приходится 2 первоклассника. Это значит, что через 11 лет системе высшего образования предстоит столкнуться с вдвое большим количеством абитуриентов, чем есть сейчас. Высшее образование все больше становится платным: если в 2013 г. за счет бюджетных средств образование получали 142,9 тыс. чел. (36,2%), то в 2019 г. – только 114,7 тыс. чел. (44%). Все выпускники, получившие образование за счет средств бюджета, были распределены.

 

Наиболее востребованные специальности – технологии, экономика, право

В 2019 году студентами стали 60 тыс. человек, из них 13,2% проживают в сельских населенных пунктах. Структура предпочтений абитуриентов в 2019 г. по сравнению с 2013 г. практически не изменилась. Ожидаемо выросла востребованность технических специальностей – 21,9% против 19,5% в 2013 г. Менее востребованными, но все же популярными остаются специальности экономического и юридического профиля – 29,2% против 34,5% в 2013 г. 10,5% абитуриентов выбрали педагогические специальности, 9% – отдали предпочтение сельскому и лесному хозяйству. 6,3% абитуриентов поступили на специальности, связанные со здравоохранением.

Продолжило обучение в магистратуре 6345 выпускников учреждений или 11% от их общего количества. Это гораздо меньше, чем в пиковом 2017 году, когда в магистратуру поступило 10396 выпускников университетов или 12,8%.

 

Граждан Индии и Шри-Ланки уже больше, чем китайцев

Наибольшее количество иностранных студентов, которые получают высшее образование в Беларуси – граждане Туркменистана (53,1%). Существенно выросло количество иностранных студентов, приехавшим к нам из Индии и Шри-Ланки – если в 2013 г. таких студентов было 0,8% от их общего количества, то в 2019 г. – 8%, что больше, чем китайских или российских студентов.

 

Зарплата учителей растет, но их количество сокращается

Среднесписочная численность работников организаций, занятых в сфере образования в 2018 г. (более свежих данных, к сожалению, нет) – 414,4 тыс. человек. Количество педагогических работников в этом объеме составило 199,5 тыс. человек – меньше половины. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников образования  в среднем увеличилась до 665 руб. (на 17,2%), учителей – до 791,5 руб. (на 17,5%), профессорско-преподавательского состава –  1162,5 руб. (на 17,7%). Однако меры по повышению заработной платы помогают слабо – численность учителей и преподавателей неуклонно сокращается. Общее количество педагогических работников за последние 6 лет уменьшилось на 8,5%, учителей – на 18,5%, профессорско-преподавательского состава – на 19,5%. На одного учителя (включая совместителей) приходится в среднем 9 учеников, в городских школах – 11 учеников, в сельских – 5 учеников. Очевидно, что дело не только в низкой оплате труда педагогических работников, но и в других аспектах, которые делают профессию педагога непопулярной. Это ненормированный рабочий день, большое количество требований и обязанностей, не связанных с профессиональной деятельностью, большое количество учеников в классах на одного педагога.

 

Расходы на образование растут

Несмотря на сокращение количества учреждений образования и педагогов, расходы на образование ежегодно растут. Так, расходы консолидированного бюджета на образование за 6 лет выросли в 2,2 раза – до 5907 млн руб. в 2018 г. и 4472 млн руб. за 9 мес. 2019 года. Еще 360,9 млн руб. составили инвестиции в основной капитал, направленные на развитие образования в рамках государственной инвестиционной программы. Помимо повышения заработных плат педагогических работников, средства идут на техническую модернизацию и переоснащение учреждений образования. Количество персональных компьютеров, используемых в образовательном процессе, за 6 лет выросло на 28,5%, а численность учащихся, приходящихся на один персональный компьютер, снизилась с 17 человек до 15 человек, а в сельской местности – с 11 до 9. Удельный вес учителей, использующих информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, составил 90,7%.

Таком образом, национальная система образования не выглядит подготовленной к демографическому подъему, который уже ощущается на уровне дошкольного образования. Детских садов и школ не хватает, количество учителей сокращается, нагрузка на тех, кто еще работает, растет, что в свою очередь ведет к сокращению качества белорусского образования. Недавнее интервью министра образования Игоря Карпенко показывает, что министерство образования не воспринимает эти проблемы всерьез и продолжает следовать опасным курсом экспериментов с качеством белорусского образования.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения  в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by