$

1.9706 руб.

2.2898 руб.

Р (100)

3.1632 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

АПК

Пороги и перекаты на молочной реке

09.02.2018

Белорусских молокопроизводителей в 2018 году ждут испытания на конкурентоспособность. В первую очередь на международном рынке, где, как свидетельствует анализ итогов прошлогодней деятельности и прогноз на текущий год, ожидается ужесточение борьбы за потребителя из-за пере­производства и чрезмерного предложения отдельных видов готовой продукции.

Сырьевая база «не догоняет»

В 2017 году в Беларуси было произведено в хозяйствах всех категорий более 7,3 млн. т молока. Это на 2,5% выше уровня предыдущего года. Правда, такая динамика вряд ли радует правительство и руководство сельхозотрасли, поскольку этот объем свидетельствует о невыполнении требований Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 11.03.2016 № 196. Ведь ей было установлено задание отечественным животноводам произвести в прошлом году 7,65 млн. т молока.

Существенный недобор молочного сырья – следствие ряда факторов, осложняющих положение дел в отрасли. Один из важнейших – невысокое качество белорусского дойного стада. В прошлом году средний удой молока от коровы в сельскохозяйственных организациях вырос на 2,8%, до 4991 кг, однако этот показатель существенно уступает продуктивности коров ведущих молочных держав. При этом важно подчеркнуть, что продуктивность дойного стада зависит не только от его генетического потенциала, но и от состояния животноводческих ферм, применяемых там технологий, организации труда работников, их зарплат, кормовой базы животных.

Из 1249 сельхозорганизаций нашей страны почти 60% завершили прошлый год с удоями менее 5 т на корову. Более того, в их числе есть полтора десятка хозяйств, в которых средняя продуктивность животных составила менее 2 т молока.

Лучше обстоит дело в нашей молочной отрасли с показателем товарности молока. В прошлом году его реализация сельхозорганизациями выросла по отношению к уровню 2016 года на 3,3%, до 6268,6 тыс. т в натуральном выражении. Удельный вес реализованного молока в общем объеме его производства, как раз и характеризующий товарность, в целом по стране составил 89,7%. По данному показателю Беларусь на фоне других молочных государств, в т.ч. наших соседей, находится в крепких «середняках» (см. рис.).

 

На короткой ноге с американцами

Самообеспеченность нашей страны молоком в 2,3 раза превышает ее внутреннюю потребность в этом продукте. Поэтому его излишки, составляющие внушительный объем, предназначены для продажи за границу. Беларусь по объему реализации молочной продукции на внешних рынках продолжает находиться в TOП-5 государств-лидеров мирового рынка, проинформировала участников состоявшегося на днях в Минске международного семинара «Инновационные технологии и оборудование в пищевой промышленности» замначальника главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Мария Климова.

Так, по итогам января–октября 2017 г. наша страна в рейтинге поставщиков сухого обезжиренного молока (SMP) уступала лишь ЕС, США, Новой Зеландии и Австралии. При этом по экспорту сыров мы Австралию опередили, заняв вместо нее четвертую позицию в мире. По реализации же на внешнем рынке порошковой сыворотки и масла животного, включая растительно-сливочное, Беларусь – третья в мире! И, кстати, вытеснила она с этой позиции не только австралийцев, но и американцев…

Наконец, по объемам поставок иностранным потребителям сгущенки за первые 10 месяцев прошлого года наша страна взобралась на впечатляющее 2-е место мирового рейтинга, уступив лишь молочному альянсу из 28 государств Евросоюза.

Беларусь оказывает также существенное влияние на состояние международных рынков таких продуктов, как цельное сухое молоко (WMP), казеин. По объемам их реализации отечественные экспортеры занимают седьмые места.

У россиян спрос на йогурты, но пресыщение сгущенкой

По итогам 11 месяцев 2017 г. за пределы Беларуси было отгружено без малого миллион тонн молока и молочной продукции, что на 1,9% меньше уровня аналогичного периода предыдущего года. В то же время ее средняя экспортная цена выросла на 23,8%, что принесло нашей стране выручку в размере чуть менее 2 млрд. USD. Как и в предыдущие годы, основным импортером продолжала оставаться Россия. На ее рынке было реализовано, в частности, около 98% всего экспортного объема молока и сливок несгущенных, за которые выручено 210 млн. USD, что на 28,3% превышает показатель 2016 года.

Хорошим спросом у россиян пользовались белорусские пахта, йогурты, кефир, каждая тонна которых подорожала здесь в среднем на 30,2%. Благодаря этому наши экспортеры увеличили предложение данных продуктов в натуральном выражении, что принесло дополнительную выручку в объеме 38 млн. USD. На 27,8% выросла цена в РФ на наши сыры и творог, поэтому 167 тыс. т, или 96,5% всего экспорта этих продуктов, было отгружено российским потребителям.

В то же время почти на 40 млн. USD сократилась выручка за поставленные на российский рынок молоко и сливки сгущенные и сухие из-за падения на 5,2% средней цены реализации. Это удешевление вызвало снижение на 9 тыс. т товарного потока данной продукции в Россию и перенаправление его на другие рынки.

В результате экспортного «маневра» 18 тыс. т белорусской сгущенки досталось потребителям Казахстана, 9 тыс. – Кыргызстана, 3 тыс. т – Украины. Еще по 1–2 тыс. т данного продукта было экспортировано в Армению, Азербайджан, Китай, Катар, Грузию, Монголию, Оман, Саудовскую Аравию и Турцию. Помимо них более мелкие его партии закупались импортерами ОАЭ, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Молдовы, США, других стран.

Ключ к диверсификации – в России

Функции «штаба» по диверсификации молочных потоков из Беларуси выполняет Минсельхозпрод. Здесь ежедневно ведут мониторинг внешних цен на основные молочные продукты, и прежде всего российского рынка. В прошлом году сложности с экспортом имели здесь не только молоко и сливки сгущенные и сухие. Например, у масла сливочного статистика реализации за 11 месяцев потребителям РФ, на первый взгляд, вполне удовлетворительная – средняя цена за 1 т выросла на 46,6%. В результате при снижении поставок этого продукта на 13,5% в натуральном выражении поступление экспортной выручки от россиян за указанный период увеличилось на 23,8%, до 360,6 млн. USD.

На самом же деле ситуация с реализацией масла на этом рынке была для наших поставщиков весьма нервной. Как пояснила М. Климова, в январе–феврале экспортные цены находились на уровне 335–365 RUB/кг. Однако в марте они поползли вниз, и в апреле–мае стоимость 1 кг этого продукта составляла порой всего 270 RUB. Начиная с июня она вновь стала подниматься. Завершался год декабрьскими ценами, уровень которых в РФ на масло находился в пределах 310–350 RUB/кг.

Такие «горки», безусловно, напрягали отечественных поставщиков. Чтобы не продешевить, они искали более выгодных покупателей этого продукта в других странах. В Грузию, например, его поставки по итогам 11 месяцев выросли по количеству в 5,7 раза, до 477 т. Помимо стран ЕАЭС и СНГ белорусское масло в прошлом году экспортировалось в Бахрейн, Гонконг, Иорданию, Сирию и др.

Корректировкам подвергалась и структура белорусской молокопереработки. Ориентируясь на спрос зарубежного по­требителя и уровень внешних цен, отечественные предприятия в течение года вносили изменения в планы производства – увеличивали выпуск одних молочных продуктов и снижали других (см. табл.).

В 2018 г. основной поток белорусской молочной продукции, предназначенный для экспорта, опять устремился в направлении Москвы и регионов РФ. Активное присутствие наших поставщиков на российском молочном рынке решительно поддерживает директор РУП «Институт мясо-молочной промышленности», кандидат экономических наук Алексей Мелещеня. Комментируя «ЭГ» экспорт­ные тенденции, он пояснил, что в этой стране в последние годы сложились высокие, по международным меркам, цены на молочную продукцию, что содействует нашему рентабельному экспорту.

В то же время в рекомендациях по диверсификации рынков сбыта молочной продукции из Республики Беларусь, под­готовленных сотрудниками этого института на основе изучения конъюнктуры мирового рынка и тенденций развития региональных рынков молочной продукции, отечественным молокопереработчикам предложено искать новых партнеров. При этом необходимо учитывать торговые барьеры, механизмы защиты внутренних рынков разных стран, применяемые ими тарифные и нетарифные меры регулирования импорта, другие факторы, от которых зависит эффективность и целесообразность молочного экспорта.

Автор публикации: Михал СТЕЛЬМАК