$

2.5600 руб.

3.0438 руб.

Р (100)

3.3894 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Актуально

Попытка защититься: от кого и зачем

02.11.2020
Попытка защититься: от кого и зачем
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Последние дни октября стали настоящим испытанием для граждан, которые решили въехать в Беларусь наземным транспортом. 29 октября со всех пограничных пунктов пропуска стали поступать сообщения о сложностях с пересечением границы, причем не только у иностранцев, но и белорусов, которые возвращались домой. Позже соотечественников пограничники начали пропускать, но не всех, а ограничения в отношении иностранцев приобрели формальное основание в виде постановления Совмина от 30 октября № 624, которое ввело для них особый режим пересечения границы.

Объявленная причина введенных ограничений – предотвращение распространения COVID-19. Однако появление официального документа не сняло все возникшие вопросы, из-за чего закрытие границ выглядит, скорее, политически обусловленным шагом, чем мерами эпидемиологического характера.

 

Двойные стандарты белорусской дипломатии

Главный вопрос, который возникает в свете произошедшего, – почему изменение порядка пересечения государственной границы случилось до того, как был принят и опуб­ликован соответствующий до­кумент, чтобы иностранцы могли заблаговременно учесть ограничения при пересечении границы, а белорусы свободно вернуться на родину?

Здесь можно провести параллель и вопомнить ситуацию с хасидами, которые в сентябре 2020 г. пытались пересечь белорусско-украинскую границу, но оказались заперты на нейтральной полосе из-за принятых в Украине карантинных ограничений. Белорусский МИД и лично Александр Лукашенко приложили максимум усилий, чтобы разрешить сложившуюся проблему, но больше – обвинить украинскую сторону. А ведь в отличие от нынешней ситуации изменение правил пересечения границы в Украине было принято заранее и доведено до иностранцев всеми возможными способами. Однако это не помешало пресс-секретарю белорусского МИД Анатолию Глазу назвать происходящее «дискриминацией» и призвать Украину «уважать фундаментальные права человека, права верующих, общепризнанные демократические нормы, следовать принципам гуманизма». Хотя в соответствии с принятыми ограничениями в Беларуси хасиды должны были пройти обязательную 14-дневную самоизоляцию и по сути нарушили требование белорусского законодательства. Однако для выставления украинской стороны попирающей все нормы это было не важно.

Не прошло и двух месяцев, и личным примером по отношению к гражданам своей страны мы показали, как в РБ соблюдаются демократические нормы. Ведь право на беспрепятственное возвращение белорусов на территорию своего государства гарантировано Конституцией.

 

Пересечение границы россиянами по сути остается свободным

Как следует из текста постановления Совмина от 30.10.2020 № 624 «О мерах по предотвращению распространения инфекционного заболевания» (далее – постановление № 624), принятые меры относительно порядка пересечения границ в наземных пунктах пропуска не касаются иностранцев, прибывающих через аэропорт, и содержат исключения для граждан Российской Федерации, которым достаточно заявить, что они следуют транзитом на территорию РФ, чтобы пересечь белорусскую границу. Не до конца понятно, будут ли вводиться ограничения на пересечение белорусско-российской границы со стороны восточного соседа. Если меры реагирования действительно вызваны соображениями эпидемиологического характера, то на границе с РФ нужно ограничивать свободный въезд на территорию Беларуси. Именно свободное пересечение границы, без проверки документов и возможности диагностировать такие простейшие признаки инфицирования, как повышенная температура тела и снижение чувствительности обоняния, является главной угрозой распространения инфекции.

 

Скрытый подтекст

Мы вводим запрет на тех границах, где достаточно было ввести меры усиленного контроля за состоянием въезжающих, и игнорируем ту сторону, где контроль остается минимальным. Это заставляет подозревать присутствие в принятых мерах политических причин – закрытием границ перед возможной поддержкой белорусских протестующих участниками из ближайших демократических государств. Не зря введение ограничений совпало с назначением новых помощников Президента из представителей силового блока и усилившаяся риторика первых лиц о необходимости «защитить границы».

 

Есть ли реальная угроза?

26 октября официальный представитель ГПК Антон Бычковский сообщил, что за истекшую неделю 595 иностранцев по различным основаниям получили отказ во въезде в страну. Он уточнил, что это преимущественно «крепкие молодые люди спортивного телосложения, которые никак не смогли пояснить или подтвердить цели прибытия в Беларусь». По его словам, основная масса непропущенных лиц пыталась въехать из соседних стран – Украины, Польши и Литвы.

В этой всей риторике непонятно одно: если угроза существует, то почему единственная неконтролируемая граница нашей страны остается открытой, хотя если каких боевиков и ловили на нашей территории за последнее время, то как раз тех, которые проникли в Беларусь из Российской Федерации (ЧВК «Вангер»).

Неужели строгого пограничного контроля, размещения мобильных воинских подразделений, назначения помощниками Президента силовиков недостаточно, чтобы считать угрозу проникновения на нашу территорию каких-нибудь более-менее реальных нарушителей исчерпанной? В то же время на востоке у нас не остается ничего, кроме уверений в вечной братской любви и безусловной поддержке.

 

Хуже станет только нам самим

Разумеется, введение карантинных мер – необходимое мероприятие перед лицом поднимающейся второй волны распространения инфекции коронавируса. Однако некоторая «избирательность» в отношении граждан разных государств, которая красной нитью проходит через все принятые меры, позволяет говорить о том, что вводимые ограничения направлены в первую очередь против Литвы, Латвии, Польши и Украины. Об этом прямо заявили в Госпогранкомитете, комментируя введение ограничений 29 октября – до того, как появление постановления № 624 «размазало» очевидную цель принятых мер. Именно поэтому изменение порядка пересечения границы следует воспринимать не иначе как шаг к дальнейшему ухудшению наших отношений с сопредельными странами.

Мы не раз говорили о том, что такая политика вредит в первую очередь нам самим, потому что Литва, Латвия, Польша и Украина играют важную роль в обеспечении положительного сальдо внешней торговли, росте иностранных инвестиций, доступе нашей страны к инфраструктуре Евросоюза. А значит, политика, которую наше государство методично проводит в отношении данных стран, навредит в первую очередь нам самим.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***