Помещение под магазин с плесенью и отслоением штукатурки. Арендатор через суд требует снизить ставку арендной платы
Организация взяла в аренду два помещения. Одно используется в качестве офиса для работы специалистов, второе – для размещения торговой точки. Однако вскоре выяснилось, что в здании в некоторых местах есть плесень, отваливается кусками штукатурка. Арендатор при заключении договора на эти недостатки внимания не обратил. Что делать, если владелец не торопится проводить ремонт и не желает снижать арендную плату?
Экономический суд рассмотрел дело по иску ЗАО (арендатор) к ОАО (арендодатель) об изменении условий договора аренды – уменьшении размера арендной платы.
Как было установлено в ходе судебного заседания, между сторонами заключен договор аренды нежилых помещений, согласно которому имущество передается ЗАО для осуществления розничной торговли и общественного питания, а также размещения администрации, хранения товарно-материальных ценностей.
При передаче изолированного помещения арендатору по акту никаких претензий к имуществу стороны не заявили.
Но затем ЗАО стало обращаться к арендодателю с просьбой провести в арендуемых помещениях капитальный ремонт, так как в них обнаружился ряд недостатков и дефектов.
Осуществлять ремонт или снижать ставку арендной платы ОАО не стало.
Но и экономический суд, куда ЗАО подало иск, отказал ему в уменьшении размера арендной платы.
Суд обратил внимание на ряд обстоятельств.
Так, стороны исполнили свои взаимные обязательства по приему-передаче арендуемых помещений в аренду в соответствии с условиями заключенного между ними договора и претензий друг к другу не имели. В акте приема-передачи были зафиксированы все недостатки арендуемых помещений.
Те недостатки, с которыми согласился арендатор при приеме недвижимого имущества, расцениваются судом как согласованные сторонами, они учтены при установлении размера арендной платы.
Суд обратил внимание на требования п. 2 ст. 583 ГК: арендодатель не отвечает за недостатки имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды, либо были заранее известны арендатору, либо должны были быть им обнаружены во время осмотра имущества (проверки его исправности) при подписании договора или передаче в аренду.
Ссылки ЗАО на то, что спорные объекты не были осмотрены его представителем, признаны судом голословными и опровергаются подписанным актом приема-передачи имущества.
По утверждению арендодателя, ЗАО еще до заключения договора аренды имело возможность провести отделочные работы и улучшить эксплуатационные характеристики помещения с последующим зачетом сумм в счет арендной платы. Однако делать этого не стало ни тогда, ни после приема данных площадей по акту.
Кроме того, ЗАО не выполнило условия договора по содержанию арендуемых помещений в надлежащем состоянии, проведению за свой счет текущего ремонта имущества и другие обязательства.
При этом не представлены доказательства, подтверждающие невозможность со стороны арендатора провести капитальный ремонт. Впрочем, как и его безотлагательный характер и препятствия в использовании арендуемых площадей по целевому назначению.
Кроме того, в сам договор стороны не включили обязательство по выполнению капитального ремонта кем-то из них.
С учетом перечисленных обстоятельств хозобщество не может ссылаться на недостатки арендуемых помещений и требовать уменьшения арендной платы, считает суд.
В заключение отметим, что еще до подписания акта приема-передачи имущества сторонам необходимо тщательно проверять его техническое состояние, а при обнаружении любого недостатка обязательно фиксировать его в акте.