Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
18.01.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Положение, инструкция, методика: действуют или не имеют юридической силы?

Вновь о вступлении в силу ведомственных нормативных актов Массив ведомственных актов, которые мы называем "нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления", занимает огромное место в системе законодательства. С 1991г. по 2001г. принято более 40 тыс. нормативных правовых актов, большинство из них -- ведомственные.

Вновь о вступлении в силу ведомственных нормативных актов

Массив ведомственных актов, которые мы называем "нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления", занимает огромное место в системе законодательства.

С 1991г. по 2001г. принято более 40 тыс. нормативных правовых актов, большинство из них -- ведомственные.

При этом вопрос юридической силы документа имеет принципиальное значение. Хотя степень юридической силы разного уровня нормативно-правовых актов (закона, положения, утвержденного министерством, или письма Национального банка) различна, степень обязательности содержащихся в них предписаний тем не менее одинакова для всех: с момента вступления в силу они обязаны применяться, исполняться, соблюдаться. Если же нормативный правовой акт не вступил в силу, он остается документом, но теряет такое важное для практики юридическое свойство, как общеобязательность, и не применяется.

На практике нередки случаи, когда дата вступления в силу нормативного правового акта является предметом больших дискуссий, чем его содержание. Момент вступления в силу определяет ту точку во времени, когда начинает действовать и применяться тот или иной акт.

Когда же начинает действовать ведомственный акт? Вариантов ответов на этот вопрос может быть несколько:

с момента принятия;

со времени его опубликования;

по истечении установленного срока после опубликования;

с момента, прямо указанного в нем самом.

Статья 65 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" определяет вступление в силу ведомственных нормативных правовых актов со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

Таким образом, если ведомственный акт не включен в Национальный реестр, он не может применяться в правоотношениях. Если ведомственный акт касается прав, свобод и обязанностей граждан, то он вступает в силу только после официального опубликования, а если не был официально опубликован, то, соответственно, и не применяется.

Однако Закон "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", определивший такой подход, сам вступил в силу 2000-01-21г.

А как обстояло дело до 2000-01-21г.?

До 1.06.93г. любой ведомственный акт вступал в силу с момента его принятия или в иной срок, указанный в нем самом.

С 1.06.93г. была введена государственная регистрация нормативных актов министерств, госкомитетов и ведомств, если эти акты касались прав, свобод и обязанностей граждан или носили межведомственный характер. Нормативные акты министерств, госкомитетов и ведомств вступали в силу со дня их госрегистрации, если в самом акте не был установлен иной срок.

Акт, касающийся прав, свобод и обязанностей граждан, вступал в силу только после его госрегистрации и официального опубликования. То есть в этом случае требовалось два условия для того, чтобы акт применялся в правоотношениях: он должен быть и зарегистрирован, и опубликован. Действовал этот порядок до 1.04.98г.

С 1.04.1998г. кроме уже вышеуказанных актов регистрации стали подлежать нормативные акты Национального банка по вопросам регулирования кредитных отношений, денежного обращения и определения порядка расчетов, касающиеся всех субъектов хозяйствования, а с 1 сентября 1998г. -- нормативные акты объединений, подчиненных правительству, касающиеся прав и свобод граждан или носящие межведомственный характер.

В самом же порядке вступления в силу больших изменений не произошло: нормативные акты вступали в силу с даты их регистрации, если в самом акте не был установлен более поздний срок, а также если иное не было предусмотрено в других актах законодательства. Так было до 1 января 2000г.

Однако за период с 1.04.98г. по 1.01.2000г. был принят ряд декретов, указов и постановлений, имеющих отношение к вопросу вступления в силу ведомственных актов.

С 1 января 1999г. начал действовать Национальный реестр правовых актов, включению в который отныне стали подлежать правовые акты Национального банка, министерств, иных республиканских органов государственного управления (обратим внимание -- все акты), а акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома -- с 1.01.2000г.

Вопрос о вступлении их в силу решается в соответствии с Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов (с 1.01.99г., а в отношении нормативных правовых актов областных и Минского городского Советов депутатов, областных и Минского городского исполнительных комитетов -- с 6.10.99г.). Пункт 12 этого Положения совпадает с принятой в последующем и уже упоминавшейся нами ст.65 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь": нормативные правовые акты Нацбанка, министерств и иных республиканских органов госуправления вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов.

В заключение необходимо отметить, что установленный порядок для вступления в силу ведомственных актов часто не соблюдается, как в части государственной регистрации или включения в Национальный реестр, так и в части опубликования. Например, до сих пор официально не было опубликовано дополнение к постановлению Министерства труда от 2.02.95г. N 13 (очевидно, в силу его большого объема). Но речь идет о перечне работ, на которых запрещено применение труда лиц моложе 18 лет, то есть о нормативном акте, касающемся прав, свобод и обязанностей граждан. Как в этом случае исполнять -- работодателю или требовать -- работнику гарантированное законодательством право? Требование законодателя об опубликовании и включении в реестр нормативного акта обоснованы: они исключают ведомственный волюнтаризм в праве.

Итак, прежде, чем руководствоваться, применять и исполнять решение органа государственного управления, проверьте -- вступил ли нормативный акт в силу согласно тому порядку, который был установлен на дату принятия.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений