Поломка спецтехники в гарантийный период
Предприятие закупило специальное транспортное средство для производственных целей. И буквально с первых дней начались поломки, пришлось заниматься гарантийными ремонтами.
Обязан ли в данном случае поставщик заменить в рамках гарантийного срока автомобиль целиком с оборудованием либо только неисправное оборудование?
В каждом конкретном случае надо анализировать сложившуюся ситуацию.
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда 23.04.2019 рассмотрела материалы дела, связанного с поломками приобретенного в лизинг спецавтомобиля.
Между двумя ООО, одно из которых является лизингополучателем, а второе – лизингодателем, был заключен договор лизинга. Лизингодатель обязался приобрести (у конкретного продавца) в собственность необходимый лизингополучателю автомобиль грузовой, специальный сортиментовоз с гидроманипулятором.
ООО-лизингодатель заключило с фирмой-поставщиком договор поставки указанного транспортного средства. Согласно этому договору ООО-лизингополучатель наделялось всеми правами и обязанностями покупателя в соответствии с ГК (как если бы оно было стороной по настоящему договору), за исключением приобретения права собственности на товар, обязанности его оплатить и права расторжения договора поставки с поставщиком без согласия покупателя.
В период гарантийного срока эксплуатации (1 год) в транспортном средстве были выявлены неисправности.
В июне 2018 г. ООО-лизингополучатель, ссылаясь на то, что указанные неисправности проявлялись неоднократно после проведенного ремонта, что они носят неустранимый характер и обусловлены наличием производственных дефектов, обратилось в суд с иском о замене поставленного некачественного товара на товар, соответствующий условиям договора поставки. Заявленные исковые требования основывались на экспертном заключении, а также на ст.ст. 290, 439, 440, 445, 488 ГК.
Экономический суд согласился с доводами истца о поставке ответчиком некачественного товара. Вместе с тем он учел, что выявленные недостатки касались только лесовозной надстройки и ее крепления к шасси автотранспортного средства, а претензий к качеству самого грузового автомобиля, на котором установлено некачественное оборудование, не было. В итоге суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для замены, как просил истец, поставленного ответчиком товара в полном объеме, в связи с чем и вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
С этими выводами согласилась и апелляционная инстанция.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что, в соответствии с п. 3 ст. 445 ГК, требования об устранении недостатков или замене товара, указанные в п.п. 1 и 2 этой статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
При этом судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о замене товара, приняли во внимание, что ему передан технически сложный, дорогостоящий товар, состоящий из трех составляющих – автомобильного шасси, смонтированных на нем лесовозной надстройки и гидроманипулятора, которые созданы разными товаропроизводителями. Недостатки по качеству выявлены только у лесовозной надстройки.
Как следует из заключения судебной экспертизы и пояснений эксперта в судебном заседании, надрамник лесовозной надстройки имеет конструктивный изъян, который устранить невозможно. Однако надрамник можно заменить другим и закрепить его на шасси в соответствии с разработанными экспертами рекомендациями, что позволит исправить дефект.
В этой связи судебные инстанции указали, что заменить поставленный истцу товар на аналогичный не представляется возможным, поскольку аналогичное рабочее оборудование отсутствует. При этом выявленный недостаток может быть устранен путем замены существующей надстройки надстройкой иной конструкции.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу, что наличие в совокупности вышеуказанных обстоятельств и характера товара не позволяют удовлетворить требования истца. Последний вправе избрать иной способ защиты и восстановления своих нарушенных прав, предусмотренный ст. 11 ГК.
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда приняла решение оставить предыдущие судебные постановления без изменения, а кассационную жалобу истца – без удовлетворения.