Пока гром не грянул
Необходимо ли получать разрешение на производство строительно-монтажных работ (далее – СМР) по объекту строительства в здании многоквартирного жилого дома (далее – объект реконструкции), если речь идет о реконструкции нежилого помещения в жилое физическим лицом – собственником нежилого помещения неустановленного назначения? Может ли государственный орган отказать заинтересованному лицу в выдаче такого разрешения? Каковы последствия неполучения разрешения?
Да, необходимо. Отказ может быть дан только по основаниям, установленным в законодательстве.
Правовые основания выдачи разрешения на производство СМР физическому лицу определены ст. 25 Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон № 433-З). В соответствии с подп. 9.2 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утв. Указом Президента от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Указ № 200), до начала строительно-монтажных работ на объекте реконструкции по заявлению заинтересованного лица на основании согласованной проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта выдается разрешение на производство СМР.
Так, уполномоченный орган отказывает в осуществлении административной процедуры, если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы. Таким уполномоченным органом является (по административно-территориальной принадлежности) инспекция Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации по областям и г. Минску, специализированная инспекция.
Разрешение выдается только на объекты 1–4 классов сложности, поскольку в соответствии с п. 1 Указа Президента от 05.10.1999 № 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора» производство СМР на таких объектах подлежит контролю со стороны органов государственного строительного надзора.
Разрешение выдается заинтересованному лицу, которое представило в инспекцию госстройнадзора соответствующим исполнительным комитетом согласованную проектную документацию на строительство (реконструкцию) объекта (заключение государственной строительной экспертизы, заключение Комитета архитектуры и градостроительства по объекту строительства).
Следует отметить, что согласно ст. 4 Закона № 433-З одним из основных принципов осуществления административных процедур является принцип, которым определено, что в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта административные решения должны приниматься уполномоченным органом исходя из максимального учета интересов заинтересованных лиц – приоритет интересов заинтересованных лиц.
Вместе с тем не надо забывать о том, что деятельность по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства или реконструкции капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию, признается самовольным строительством и должна быть незамедлительно приостановлена (п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса; далее – ГК).
В соответствии с п. 6.7 Положения об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 29.11.1999 № 1860, органы государственного строительного надзора выносят в отношении виновных лиц постановления о наложении административного взыскания по нормам главы 21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП). В соответствии со ст. 21.12 КоАП самовольное строительство влечет наложение на виновное физическое лицо штрафа в размере от 20 до 50 БВ.