Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
COVID-19
24.07.2020 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №54 (2353) от 24.07.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поддержка предприятий в условиях кризиса:— спасибо и за это, но без «любимчиков» было бы лучше

Фото: Richard Kolker/Getty Images

Минэкономики сообщило о результатах исполнения Указа от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143), который позволяет оценить объем косвенной финансовой поддержки, предоставленной белорусскому бизнесу для преодоления последствий кризиса, вызванного эпидемией коронавируса.

 

55 млн руб. господдержки для 5 тыс. юрлиц и 34 тыс. ИП

По официальным данным, по состоянию на 16 июля объем налоговых льгот и преференций, представленных субъектам хозяйствования, оценивается в размере 23 млн руб. Еще 8,3 млн сэкономили индивидуальные пред­приниматели, которые воспользовались возможностями Указа № 143 по снижению ставок единого налога.

Третий блок государственной под­держки, предоставленной аре­ндодателям, ссудополучателям и покупателям государственного имущества, оценивается в 23,8 млн руб.

Таким образом, за 2,5 месяца совокупный объем господдержки, оказанной предприятиям и индивидуальным предпринимателям, составил 55,1 млн руб.

Отдельное внимание представители ведомства акцентировали на объеме помощи, оказанной предприятиям частной формы собственности: среди юридических лиц, которые воспользовались налоговыми льготами, таких получателей было 73%, по использованию государственного имущества – 88%.

Примечательно, что финансовые стимулы были предоставлены не отдельным субъектам хозяйствования, а действительно охватили многие предприятия и индивидуальных предпринимателей.

На 1 юридическое лицо и 1 индивидуального предпринимателя, которые получили поддержку в рамках Указа № 143, приходится в среднем 17 700 и 248 руб. налоговых льгот соответственно.

Налоговыми льготами воспользовались 1,3 тыс. юридических лиц и 34,4 тыс. предпринимателей, льготами по использованию государственного имущества – 3,6 тыс. юридических лиц.

Средний размер поддержки, предоставленной по использованию государственного имущества, составил 6611 руб. на одного получателя.

Таким образом, с точки зрения конкретного получателя следует признать, что Указ № 143 оказался неплохим подспорьем для преодоления негативных последствий кризиса.

Конечно, на фоне других стран наш план государственной поддерж­ки бизнеса первоначально выглядел куцым и недостаточным, из-за чего стал объектом критики. Но для частного бизнеса, который в нашей стране не привык рассчитывать на помощь государства в тяжелые времена, Указ № 143 стал тем редким случаем, когда ложка пришлась к обеду.

 

…И 46 млн руб. для 9 предприятий

В то же время уже сейчас видно, что принцип «никто ничего не получит просто так», анонсированный руководством страны, не соблюдается.

Наиболее свежий пример – предоставление прямой финансовой поддержки предприятиям агропромышленного комплекса для финансирования капитальных вложений. 17 июля 2020 г. был принят Указ № 269 «О финансировании завершения строительства молочнотоварных комплексов» (далее – Указ № 269), согласно которому 9 предприятий получат льготные бюджетные займы на срок до 31 декабря 2026 г. со ставкой 3% годовых в рублях для завершения строительства молочных ферм.

Положениями Указа № 269 предусмотрена отсрочка по уплате процентов за пользование бюджетными займами (начиная с I квартала 2021 г.) и возврату основного тела займа (с I квартала 2022 г.).

Удивляет небольшой размер пени, который устанавливается Указом № 269 на случай несвоевременной уплаты процентов и возврата займов – 1/360 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. То есть даже если займодавец не будет выполнять свои обязательства по платежам, неустойка не превысит 7% годовых – ставки, недостижимой сегодня для большинства платежеспособных субъектов хозяйствования частной формы собственности.

Общий объем бюджетных займов, которые выделят предприятиям АПК, составит 46 млн руб., или 83,5% от суммы поддержки, предоставленной всем заявителям по Указу № 143 за 2,5 месяца. Всю эту сумму разделят между собой 9 предприятий, причем не только государственные.

 

Кто в «любимчиках» у правительства?

Среди получателей бюджетных займов – ОАО «Савушкин продукт» и контролируемый им ОАО «Барановичский молочный комбинат», связываемые с именем известного бизнесмена А. Мошенского. Об­щий объем прямой финансовой поддерж­ки, которую могут получить эти организации в рамках Указа № 269, составляет 5 млн руб.

Государственные молочные пред­приятия Витебской области получат 11 млн руб., несмотря на значительный объем средств, которые предоставлены АПК Витебской области в рамках Указа от 25.02.2020 № 70 «О развитии агропромышленного комп­лекса Витебской области» (далее – Указ № 70), – 480 млн руб. (подробнее в статье «Новый план по спасению АПК Витебской области», «ЭГ» № 15 от 28.02.2020).

Возникает вопрос: неужели объема финансирования, предоставленного в соответствии с Указом № 70, оказалось недостаточно, чтобы профинансировать строительство молочно-товарных ферм?

Кроме Брестской и Витебской области значительные объемы финансовой поддержки в рамках Указа № 269 будут предоставлены и пред­приятиям других регионов.

Предельные лимиты по бюджетным займам для Гомельской области составят 15 млн руб., Минской – 9,5 млн, Могилевской – 5,4 млн.

Эти средства получат предприятия государственной формы собственности, производители молочной продукции – ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Молодечненский молочный комбинат», ОАО «Бабушкина крынка».

Вместе с тем идея объемных капитальных инвестиций в отрасли, в которой имеется перепроизводство продукции, а сбыт на внешних рынках сталкивается с проявлениями протекционизма со стороны основных торговых партнеров, является довольно опасной стратегией с точки зрения долгосрочного плана.

Мы подробно разбирали, как ужесточение мер Россельхознадзора способно в одночасье осложнить финансовое положение белорусских предприятий, а диверсификация экспорта не всегда приводит к выгодным поставкам и реальному по­ступлению выручки на расчетные счета предприятий (статья «Экономика, которой вредно молоко», «ЭГ» № 69 от 17.09.2019).

Таким образом, масштабное финансирование сельского хозяйства и укрупнение предприятий может стать возведением колосса на глиняных ногах.

Гораздо эффективнее было бы направить эти средства на более широкую поддержку экономики в рамках расширенной версии Указа № 143, без деления на тех, кто зависит от государственной поддержки, и тех, кто должен рассчитывать исклю­чительно на себя.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by