Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Подача сведений таможенным органам при ввозе товаров в ЕАЭС

Ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС регламентируется решениями ЕЭК, которые вступают в силу с 1 октября этого года. Рассмотрим некоторые особенности представления информации при перевозке товаров автомобильным транспортом.

В рамках реализации ст. 11 ТК ЕАЭС Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) на данный момент подписаны 3 решения Коллегии, касающиеся представления предварительной информации при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС:

– Решение от 10.04.2018 № 51 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом»;

– Решение от 10.04.2018 № 52 «О порядке регистрации предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза»;

– Решение от 17.04.2018 № 56 «Об утверждении порядка предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом» (далее – Решение № 56).

Решения должны вступить в силу с 1 октября 2018 г. одновременно с иными решениями Коллегии ЕЭК, которые пока находятся на стадии проекта.

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС), вступивший в силу с 1 января 2018 г., усовершенствовал подход к предварительному информированию о товарах, перемещаемых различными видами транс­порта. Если предварительная информация для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение, должна будет подаваться в обязательном порядке, то в случаях ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроляпо желанию.

В ближайшее время Коллегия ЕЭК в целях реализации п. 17 ст. 11 ТК ЕАЭС планирует доработать и подписать следующие решения, а именно об утверждении:

– Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным, воздушным видами транспортом;

– Порядка формирования предварительной информации, представленной в виде электронного документа, при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

– Порядка использования предварительной информации, представленной в виде электронного документа о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

– структур и формата предварительной информации.

Представляется весьма важным Решение № 56, поскольку в нем содержится состав предварительной информации о товарах и категории лиц, которые обязаны или вправе представлять такую информацию, сроки ее представления, а также случаи, когда предварительная информация может не представляться.

Как и ранее, перевозчик обязан предоставить в таможенный орган предварительную информацию не позднее чем за два часа до пересечения транспортного средства международной перевозки с грузом таможенной границы ЕАЭС.

Такая предварительная информация хранится в информационных системах таможенных органов в течение 30 календарных дней со дня ее регистрации.

Отметим, что при подготовке Решения № 56 рабочая группа так и не смогла определить единообразный состав сведений в предварительной информации, предназначенной для оценки рисков и принятия таможенными органами предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

В зависимости от страны – участницы Союза, таможенным органам которой будет подаваться предварительная информация перевозчику, таможенному представителю либо лицу, действующему по поручению перевозчика, придется формировать предварительную информацию в объеме сведений, предусмотренных в п. 5 Решения № 56.

Проводя сравнительный анализ состава сведений в Решении № 56 с составом сведений, содержащихся в Решении Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом», которое будет действовать предположительно до 1 октября 2018 г., отметим, что сведений в предварительной информации становится больше.

В состав обязательных сведений войдут такие сведения, как:

– сведения о лице, представившем предварительную информацию (в случае представления такой информации лицом, действующим по поручению перевозчика);

– номер документа, подтверждающего включение юридического лица в реестр таможенных представителей (в случае представления предварительной ин­формации таможенным представителем);

– маршрут следования (для транспортного средства международной перевозки, временно ввозимого на таможенную территорию Союза);

– цель ввоза транспортного средства международной перевозки (для транспортного средства международной перевозки, временно ввозимого на таможенную территорию Союза);

– наименование запасных частей и (или) оборудования, которые перемещаются для ремонта и (или) эксплуатации транспортного средства международной перевозки, временно ввозимого на таможенную территорию Союза;

– номер, место и дата составления международной товарно-транспортной накладной;

– маркировка и виды упаковок товаров;

– место прибытия товаров на таможенную территорию Союза (код пункта пропуска на таможенной границе Союза);

– идентификационный номер контейнера (при наличии);

– наименование и адрес продавца товаров (в случае, если продавец не является отправителем) в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

– наименование и адрес покупателя товаров (в случае, если покупатель не является получателем) в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами.

Особое внимание нужно обратить на п. 7 Решения № 56, в котором перечислен состав сведений предварительной информации, который может представляться таможенным органам для ускорения и оптимизации совершения:

– транспортного (автомобильного) контроля в отношении транспортных средств международной перевозки;

– таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

– таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение;

– таможенных операций, требующих принятия уполномоченным органом государства-члена решения в отношении товаров, подлежащих ветеринарному контролю, санитарно-эпидемиологическому надзору, контролю подкарантинной продукции.

Данные сведения не предназначены для обязательного представления в таможенный орган.

Предварительную информацию в объеме обязательных сведений (для выбора таможенным органом объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение) и сведения, предназначенные для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, можно будет подавать в таможенный орган одним информационным сообщением. В случае подачи такой предварительной информации заинтересованным лицам нет необходимости производить дублирование одинаковых сведений (п. 10 Решения № 56).

В случае подачи предварительной информации только для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля заинтересованным лицом подлежит указанию в соответствии с подп. а) п. 8 Решения № 56 регистрационный номер предварительной информации, которая представлялась в таможенный орган в объеме обязательных сведений.

Обращаем внимание, что в п. 13 Решения № 56 закреплена норма, допускающая при ввозе товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14.11.1975 г. производить подачу предварительной информации одним информационным сообщением в отношении всех товаров, указанных в книжке МДП.

В свою очередь, это делает перевозку сборных грузов по системе МДП более удобной, чем с использованием систем национальных гарантий. При перевозках сборных грузов с использованием национальных сис­тем гарантий перевозчику придется представлять предварительную информацию по каждому транс­портному (перевозочному) документу отдельно.

В отношении экспресс-грузов также с 01.10.2018 г. можно будет предварительную информацию пред­ставлять одним сообщением в соответствии с одной автомобильной накладной, предусмотренной Кон­венцией о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 г.

Отметим, что новая схема подачи электронной предварительной информации в таможенные органы РБ через Общественную автоматизированную информационную систему (ОАИС) стала доступна с 01.02.2018 г.

Взаимодействие с Национальной автоматизированной системой таможенного декларирования (НАСТД) через ОАИС доступно в КПП «е-Декларант», а также на едином портале электронных услуг ОАИС.

Единый портал электронных услуг (ЕПЭУ) – удобная платформа для получения электронных услуг гражданами и субъектами хозяйствования, единая точка доступа к различным электронным сервисам.

Доступ к электронным услугам при подаче предварительной информации на ЕПЭУ будет предоставляться со строгой аутентификацией – с использованием личной электронной цифровой подписи, полученной в республиканском удостоверяющем центре Государственной системы управления открытыми ключами проверки цифровой подписи РБ, зарегистрированной в таможне, которую заинтересованное лицо применяет при формировании электронных таможенных документов.

В соответствии с ТК ЕАЭС предварительная информация в виде электронного документа может быть использована при совершении следующих таможенных операций:

– уведомление о прибытии товаров;

– помещение товаров на временное хранение;

– таможенное декларирование при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

– таможенное декларирование транспортного сред­ства международной перевозки;

– таможенное декларирование экспресс-грузов, ввозимых воздушным транспортом для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В настоящее время электронная предварительная информация (ЭПИ), поданная в таможенные органы РБ, при обработке таможенным инспектором преобразуется в таможенную (транзитную) декларацию. При этом для отправки ЭПИ в таможенные органы подписание ЭПИ ключом ЭЦП не требуется. По устоявшейся практике подача транзитной декларации в электронном виде производится только при перевозках внутри РБ, при перевозке же через границу используется подача ЭПИ. Связано это в первую очередь с тем, что для подачи транзитной декларации в электронном виде необходимо ее подписание ключом ЭЦП, чего в свою очередь не требуется для подачи ЭПИ. Подача ЭПИ может производиться заинтересованными лицами с использованием «бесплатного портала» либо с помощью программного обеспечения АС «Декларант +» системы «Е-клиент».

С 01.10.2018 г. регистрация предварительной информации будет осуществляться таможенным органом государства – члена Союза посредством информационной системы таможенного органа без участия должностных лиц таможенного органа, если нет оснований для отказа, предусмотренных п. 10 ст. 11 ТК ЕАЭС.

После присвоения предварительной информации, представленной перевозчиком (лицом, действующим по поручению перевозчика), регистрационного номера таможенные органы публикуют сведения о таком номере и сведения, необходимые для идентификации предварительной информации, на своих сайтах. Эти сведения будут доступны в течение 30 календарных дней с даты опубликования.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений