Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Под знаком экспорта

В очередном послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент высказал свое видение дальнейшего развития экономики, остановился на нерешенных проблемах, определил требования к управленческим кадрам.

Стратегическое соперничество и конкуренция между странами стали обыденными явлениями, считает глава государства. Планету захлестнули тор­говые войны, что ломает мировую систему торговли. США сражаются с Китаем, развернув одновременно мас­штабную санкционную войну против России. Да и Беларусь они не обошли стороной: «молочные», «мясные», «сахарные» баталии направлены на ограничение поставок наших продуктов на российский рынок.

К теме запрета поставок белорусской продукции Александр Лукашенко обращался во время выступления несколько раз. Зачем, например, было везти из Новой Зеландии или еще откуда-то 50 тыс. тонн сухого молока, если в Беларуси его произведено с избытком? Закрывать потребности молочного рынка Союзного государства следует силами собственных производителей – российских и белорусских.

Россия является нашим главным торговым партнером, и союзный проект с РФ не утратил своего значения, напомнил Президент. Однако интеграционный потенциал взаимодействия используется не в полной мере и не всегда эффективно: «Два десятка лет твердим о формировании общего рынка, а проблемы то в одной, то в другой сфере – продовольствие или энергоресурсы – возникают, как по графику. Сейчас добавились еще миграционные и пограничные вопросы».

Не удовлетворяет А. Лукашенко и раз­витие отношений в рамках ЕАЭС, с момента создания которого пошел четвертый год. Некоторые из намеченных планов и перспективных проектов по разным причинам (и не только внутренним) до сих пор далеки от реализации. Все это время много говорится о необходимости создания равных условий для субъектов хозяйствования, об устранении изъятий, барьеров, ограничений во взаимной торговле, актуальности решения проблем в сфере техрегулирования и санитарных мер. Однако в целом ситуация не меняется: активно включаются односторонние ограничительные меры.

Понятно, что когда речь идет о «непоследовательной позиции наших партнеров по экономическому союзу», имеются в виду не все государства – члены ЕАЭС, а в первую очередь Россия.

Назрело, по мнению Президента, предметное рассмотрение накопившихся в ЕАЭС проблем, принятие конкретных решений и неукоснительное их выполнение.

ЭКОНОМИКА сегодня – это не только МАЗ, БЕЛАЗ и МТЗ. Сейчас заработать хорошие деньги на традиционной продукции очень сложно, в т.ч. из-за того, что она легко поддается ограничениям и санкциям. Необходимо быстро осваивать новые направления. Так, уже вырисовываются контуры ИT-страны, сформированы уникальные условия в Китайско-Белорусском индустриальном парке, сделана ставка на малый и средний бизнес. Динамичное развитие традиционных и новых отраслей позволит Беларуси занять достойное место в глобальных процессах и не остаться в роли пассивных участников, считает глава государства.

Курс на построение ИT-страны взят год назад, за это время заметно активизировалась работа Парка высоких технологий (ПВТ). Экспорт ПВТ вырос на 25% и впервые превысил 1 млрд. USD.

Правильным назвал А. Лукашенко и подписание Декрета от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики», который сами айтишники называют революционным. Если в предыдущие годы в ПВТ в среднем вступала одна компания в месяц, то за первые 3 месяца т.г. – более 50. Это дополнительные высококвалифицированные рабочие места, приток валюты в страну и дополнительные платежи в бюджет.

Однако управлять новой сферой планируют традиционно, создав «сильное и эффективное» министерство.

Правда, ныне действующие министерства подверглись жесткой критике. Перечисляя примеры недостаточно эффективного управления экономикой со стороны правительства, А. Лукашенко отметил, что «завод в Светлогорске только начал работу», а спустя три месяца был остановлен. Не функционирует завод по изготовлению картона в Добруше, хотя уже два года новые производства должны были приносить доход стране. Кроме того, это более тысячи рабочих мест.

Хватает волокиты и на объектах нефтехимии, строительства, легкой промышленности. Нет даже краткосрочной стратегии в цементной отрасли.

На БелАЭС работают сотни ученых, тысячи специалистов системы Минэнерго, Минстройархитектуры, а Президенту до сих пор внятно никто не доложил, как станция будет встроена в экономику страны.

Выполнению крупных инвестиционных проектов мешают безответственное планирование, отсутствие глубоких технических знаний.

В ПОСЛАНИИ шла речь и о коррупции. Президент напомнил, что в прошлом году предупреждал руководителей: если на их подведомственных предприятиях, в организациях будут зафиксированы случаи коррупции, то они лишатся своих должностей. Несмотря на это «недавно пришлось рас­статься» с министрами лесного хозяйства и спорта и туризма.

Сейчас в центре внимания правоохранительной системы находится Минтранс, где все чаще «возникают вопросы коррупционных проявлений».

Недавно раскрыта масштабная коррупционная сеть в сфере поставок спецодежды для госпредприятий. Прозвучало предложение «посерьезнее разобраться» с Инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте: «Обнаглели до такой степени, что там уже появились браконьеры, как это было прежде».

А. Лукашенко недоволен безынициативностью нынешних управленцев. Время жесткой планово-распределительной экономики безвозвратно ушло. И сегодня, когда сверху не поступают указания, что и как делать, когда нужно самим усиленно бороться за рынки сбыта, толковые современные менеджеры стали на вес золота.

Например, исполнять обязанности директора, раскручивать и запускать автомобильный завод «Джили» в Борисове направлен первый замминистра промышленности.

И директора госпредприятий, на которых занят почти каждый второй белорус, должны соответствовать очень высоким требованиям. «Никак не могу понять, кто ими сегодня управляет – директор, новоявленные представители государства, министры, вице-премьеры или премьер? – рассуждал А. Лукашенко. – Ситуация, когда все отвечают за всё, зачастую приводит к тому, что на самом деле никто ни за что не отвечает».

Президент призвал дать директору свободу в принятии решений, не лезть к нему с невыполнимыми, а подчас и противоречащими друг другу задачами, спрашивать лишь за результат. И поинтересовался: где обещанная отраслевая политика? Только в легкой промышленности более тысячи предприятий, но концерн их просто не замечает. Да наверное, и не знает об их существовании, особенно о частных. А ведь последние реально могут превращать в деньги свои бизнес-идеи.

Совмину поручено разобраться и «развести компетенции»: кто государственный управленец и формирует условия, а кто отвечает за коммерческий успех бизнеса на пред­приятии. Предстоит переаттестация всех руководителей – тем, кто не способен эффективно работать, грозит отставка.

СТРАНА выходит из двух­летней рецессии, позитивным изменениям следует придать необратимый характер, напомнил глава государства. Сред­несрочная целевая установка остается прежней – ВВП не менее 100 млрд. USD к концу следующей пятилетки.

Зарплата населения должна напрямую зависеть от эффективности организации производства, но конкретная цифра среднемесячной заработной платы, к которой надо стремиться, не была названа. И вообще цифр в послании было очень мало.

Чувствуется, что А. Лукашенко не совсем доверяет блестящим показателям по безработице, которыми оперирует официальная статистика. Критерием оценки работы мест­ных органов власти, по его словам, станет создание высокопроизводительных рабочих мест, где достойную зарплату можно зарабатывать, а не получать. А вот эффективность работы послов будет оцениваться в первую очередь по успехам на экспортном на­правлении.

Поставлены задачи обеспечить стабильно высокие темпы роста экономики и профицит валютных потоков, с тем чтобы оставить будущим поколениям страну без долгов.

В очередной раз прозвучало поручение создать наилучшие условия для привлечения капитала, сформировать атмосферу нового бизнес-климата на ос­нове деловых отношений и взаимного доверия, разобраться с посредническими структурами и не допустить роста цен. Правительство и Нацбанк должны оперативно разработать пакет системных предложений по формированию и эффективному функционированию финансового рынка.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by