Под знаком экспорта
В очередном послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент высказал свое видение дальнейшего развития экономики, остановился на нерешенных проблемах, определил требования к управленческим кадрам.
Стратегическое соперничество и конкуренция между странами стали обыденными явлениями, считает глава государства. Планету захлестнули торговые войны, что ломает мировую систему торговли. США сражаются с Китаем, развернув одновременно масштабную санкционную войну против России. Да и Беларусь они не обошли стороной: «молочные», «мясные», «сахарные» баталии направлены на ограничение поставок наших продуктов на российский рынок.
К теме запрета поставок белорусской продукции Александр Лукашенко обращался во время выступления несколько раз. Зачем, например, было везти из Новой Зеландии или еще откуда-то 50 тыс. тонн сухого молока, если в Беларуси его произведено с избытком? Закрывать потребности молочного рынка Союзного государства следует силами собственных производителей – российских и белорусских.
Россия является нашим главным торговым партнером, и союзный проект с РФ не утратил своего значения, напомнил Президент. Однако интеграционный потенциал взаимодействия используется не в полной мере и не всегда эффективно: «Два десятка лет твердим о формировании общего рынка, а проблемы то в одной, то в другой сфере – продовольствие или энергоресурсы – возникают, как по графику. Сейчас добавились еще миграционные и пограничные вопросы».
Не удовлетворяет А. Лукашенко и развитие отношений в рамках ЕАЭС, с момента создания которого пошел четвертый год. Некоторые из намеченных планов и перспективных проектов по разным причинам (и не только внутренним) до сих пор далеки от реализации. Все это время много говорится о необходимости создания равных условий для субъектов хозяйствования, об устранении изъятий, барьеров, ограничений во взаимной торговле, актуальности решения проблем в сфере техрегулирования и санитарных мер. Однако в целом ситуация не меняется: активно включаются односторонние ограничительные меры.
Понятно, что когда речь идет о «непоследовательной позиции наших партнеров по экономическому союзу», имеются в виду не все государства – члены ЕАЭС, а в первую очередь Россия.
Назрело, по мнению Президента, предметное рассмотрение накопившихся в ЕАЭС проблем, принятие конкретных решений и неукоснительное их выполнение.
ЭКОНОМИКА сегодня – это не только МАЗ, БЕЛАЗ и МТЗ. Сейчас заработать хорошие деньги на традиционной продукции очень сложно, в т.ч. из-за того, что она легко поддается ограничениям и санкциям. Необходимо быстро осваивать новые направления. Так, уже вырисовываются контуры ИT-страны, сформированы уникальные условия в Китайско-Белорусском индустриальном парке, сделана ставка на малый и средний бизнес. Динамичное развитие традиционных и новых отраслей позволит Беларуси занять достойное место в глобальных процессах и не остаться в роли пассивных участников, считает глава государства.
Курс на построение ИT-страны взят год назад, за это время заметно активизировалась работа Парка высоких технологий (ПВТ). Экспорт ПВТ вырос на 25% и впервые превысил 1 млрд. USD.
Правильным назвал А. Лукашенко и подписание Декрета от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики», который сами айтишники называют революционным. Если в предыдущие годы в ПВТ в среднем вступала одна компания в месяц, то за первые 3 месяца т.г. – более 50. Это дополнительные высококвалифицированные рабочие места, приток валюты в страну и дополнительные платежи в бюджет.
Однако управлять новой сферой планируют традиционно, создав «сильное и эффективное» министерство.
Правда, ныне действующие министерства подверглись жесткой критике. Перечисляя примеры недостаточно эффективного управления экономикой со стороны правительства, А. Лукашенко отметил, что «завод в Светлогорске только начал работу», а спустя три месяца был остановлен. Не функционирует завод по изготовлению картона в Добруше, хотя уже два года новые производства должны были приносить доход стране. Кроме того, это более тысячи рабочих мест.
Хватает волокиты и на объектах нефтехимии, строительства, легкой промышленности. Нет даже краткосрочной стратегии в цементной отрасли.
На БелАЭС работают сотни ученых, тысячи специалистов системы Минэнерго, Минстройархитектуры, а Президенту до сих пор внятно никто не доложил, как станция будет встроена в экономику страны.
Выполнению крупных инвестиционных проектов мешают безответственное планирование, отсутствие глубоких технических знаний.
В ПОСЛАНИИ шла речь и о коррупции. Президент напомнил, что в прошлом году предупреждал руководителей: если на их подведомственных предприятиях, в организациях будут зафиксированы случаи коррупции, то они лишатся своих должностей. Несмотря на это «недавно пришлось расстаться» с министрами лесного хозяйства и спорта и туризма.
Сейчас в центре внимания правоохранительной системы находится Минтранс, где все чаще «возникают вопросы коррупционных проявлений».
Недавно раскрыта масштабная коррупционная сеть в сфере поставок спецодежды для госпредприятий. Прозвучало предложение «посерьезнее разобраться» с Инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте: «Обнаглели до такой степени, что там уже появились браконьеры, как это было прежде».
А. Лукашенко недоволен безынициативностью нынешних управленцев. Время жесткой планово-распределительной экономики безвозвратно ушло. И сегодня, когда сверху не поступают указания, что и как делать, когда нужно самим усиленно бороться за рынки сбыта, толковые современные менеджеры стали на вес золота.
Например, исполнять обязанности директора, раскручивать и запускать автомобильный завод «Джили» в Борисове направлен первый замминистра промышленности.
И директора госпредприятий, на которых занят почти каждый второй белорус, должны соответствовать очень высоким требованиям. «Никак не могу понять, кто ими сегодня управляет – директор, новоявленные представители государства, министры, вице-премьеры или премьер? – рассуждал А. Лукашенко. – Ситуация, когда все отвечают за всё, зачастую приводит к тому, что на самом деле никто ни за что не отвечает».
Президент призвал дать директору свободу в принятии решений, не лезть к нему с невыполнимыми, а подчас и противоречащими друг другу задачами, спрашивать лишь за результат. И поинтересовался: где обещанная отраслевая политика? Только в легкой промышленности более тысячи предприятий, но концерн их просто не замечает. Да наверное, и не знает об их существовании, особенно о частных. А ведь последние реально могут превращать в деньги свои бизнес-идеи.
Совмину поручено разобраться и «развести компетенции»: кто государственный управленец и формирует условия, а кто отвечает за коммерческий успех бизнеса на предприятии. Предстоит переаттестация всех руководителей – тем, кто не способен эффективно работать, грозит отставка.
СТРАНА выходит из двухлетней рецессии, позитивным изменениям следует придать необратимый характер, напомнил глава государства. Среднесрочная целевая установка остается прежней – ВВП не менее 100 млрд. USD к концу следующей пятилетки.
Зарплата населения должна напрямую зависеть от эффективности организации производства, но конкретная цифра среднемесячной заработной платы, к которой надо стремиться, не была названа. И вообще цифр в послании было очень мало.
Чувствуется, что А. Лукашенко не совсем доверяет блестящим показателям по безработице, которыми оперирует официальная статистика. Критерием оценки работы местных органов власти, по его словам, станет создание высокопроизводительных рабочих мест, где достойную зарплату можно зарабатывать, а не получать. А вот эффективность работы послов будет оцениваться в первую очередь по успехам на экспортном направлении.
Поставлены задачи обеспечить стабильно высокие темпы роста экономики и профицит валютных потоков, с тем чтобы оставить будущим поколениям страну без долгов.
В очередной раз прозвучало поручение создать наилучшие условия для привлечения капитала, сформировать атмосферу нового бизнес-климата на основе деловых отношений и взаимного доверия, разобраться с посредническими структурами и не допустить роста цен. Правительство и Нацбанк должны оперативно разработать пакет системных предложений по формированию и эффективному функционированию финансового рынка.