Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
ВЭД
21.12.2022 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Почему растет скопление фур на границах со странами Евросоюза

Фото: freepik.com

Ситуация остается напряженной, скопление грузовых автомобилей в пунктах пропуска на въезд в Евросоюз не уменьшается – об этом периодически сообщает Госпогранкомитет Беларуси. Еще более обострилась проблема накануне Нового года.

Сотни фур стояли в ожидании оформления в пятницу, 16 декабря, перед литовским пунктом пропуска Мядининкай (сопредельный на белорусской стороне – Каменный Лог). При этом, по информации Государственного пограничного комитета Беларуси, с пятницы по воскресенье европейские контрольные службы оформили в среднем 42% фур от договоренностей. Наименьший показатель выполнения нормы по их пропуску – на польском направлении в пункте Бобровники (Берестовица) – 20%.

В понедельник и вторник ситуация не улучшилась. 19 декабря в пункте Мядининкай за сутки оформлено всего 20% грузовиков от нормы (6 автомашин в час вместо 20). А перед польским пунктом пропуска Корощин (Козловичи) в очереди на выезд в Беларусь стояло более 1200 большегрузов, на выезд в Польшу с белорусской стороны – около 600.

Максимальные очереди – на выезд из РБ. Но и в обратном направлении заторы тоже необычно большие.

Да, перед Новым годом количество грузовиков из стран ЕС и раньше возрастало примерно на 40%. А опасение новых санкций побуждает многих доставить свой груз в Россию и Беларусь до наступления января.

Сказывается и то, что значительная часть грузов идет в формате перецепки: тягач из ЕС затаскивает полуприцеп с товарами на белорусский таможенный терминал, а там его цепляет к себе такая же машина с номерами РФ, РБ или Казахстана и везет дальше, конечному получателю в одну из стран Таможенного союза.

Но дело не только в сезонном увеличении грузопотока и перецепке. Перевозчики и белорусские пограничники называют еще одну причину. Пропускная способность некоторых пунктов со стороны Евросоюза упала в пять раз. Соответствующие службы Польши, Литвы и Латвии стали гораздо медленнее, чем раньше, проверять документы, машины и грузы.

Чем объясняют причины своей неспешности службы соседних стран?

Их представители говорят о необходимости более тщательной проверки грузов, следующих как в Россию и Беларусь, так и оттуда. Речь идет о соблюдении санкционного режима.

Наши соседи серьезно усилили процедуры таможенного досмотра после 24 февраля 2022 г. Кроме того, на границе периодически проходят специальные акции по выявлению нарушений.

Например, литовская таможня объявляла, что с 28 ноября по 3 декабря 2022 г. будет уделять особое внимание досмотру ввозимых в Литву подсанкционных товаров. Если у контролеров возникнут подозрения в том, что страна происхождения или назначения товара указана неверно, груз и сопроводительные документы будут проверяться крайне строго.

Также таможенники собирались усилить рентгенотехнический досмотр автомобилей с прицепами, зарегистрированными в Беларуси или России.

Должностные лица Департамента таможни объясняли: количество товаров, ввозимых в Литву из стран Центральной Азии, в 2022 году увеличилось почти на 90%. Такой резкий рост может означать, что под видом других стран пытаются продавать подпадающие под санкции ЕС товары из России или Беларуси.

Ранее сообщалось, что и Служба финансовой разведки Латвии выявила многочисленные попытки обхода санкций против России и Беларуси. Большинство нарушений связано с перемещением товаров через границу.

Предприниматели указывают в сделках Казахстан или другие страны, которые не присоединились к санкциям, а также мошенничают с товарными кодами. Например, в Европейский союз нельзя ввозить древесину, а деревянные конструкции разрешено. Вот и пытаются под видом последних провезти древесину, сменив таможенный код.

Таможня Литвы с 1 июля до 20 ноября 2022 года 10 539 раз не выпускала товары под процедуры импорта, экспорта, транзита, когда страной-отправителем или страной-получателем была Россия, и 3 087 раз – когда страной-отправителем или страной-получателем значилась Беларусь.

В такой ситуации больше всех страдают водители-дальнобойщики, оказавшиеся в многокилометровых очередях перед пунктами пропуска на границе. Им приходится по несколько суток, а иногда и больше недели проводить в подобных пробках.

В сумме все эти факторы очень больно бьют по экономическим показателям предприятий-перевозчиков.

К сожалению, никто не обещает, что ситуация в ближайшей перспективе может улучшиться.

Читайте нас в Telegram и Viber
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений