$

2.5399 руб.

3.0029 руб.

Р (100)

3.3212 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Строительство

Почему и как у нас безнаказанно не платят подрядчикам. Как защитить строителей и конечных потребителей

21.04.2020
Почему и как у нас безнаказанно не платят подрядчикам. Как защитить строителей и конечных потребителей
Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Союз строительных компаний адресовал Министерству архитектуры и строительства обращение, направленное на улучшение расчетов с подрядными организациями и оздоровление финансовой ситуации в строительной отрасли нашей страны.

 

Суть проблемы

Проектная документация не может учесть все возможные факторы, с которыми встретится подрядчик, когда начнет строить объект. Сами по себе допуски и ошибки проект­ной документации являются обычными и неизбежными.

Поэтому законодательством установлена обязанность заказчика своевременно рассматривать извещения подрядчика о недостатках в проект­ной документации, в частности, о необходимости проведения дополнительных работ.

К сожалению, особенно среди частных заказчиков при строительстве коммерческих объектов имеют место злоупотребления, недобросовестность, уклонение от рассмотрения извещений и оплаты дополнительных работ.

Проведенный с помощью Союза строительных компаний опрос показал:

– почти у 40% строительных организаций дополнительные работы составляют от 10 до 20% по отношению к работам, учтенным первоначально в проектной документации и договоре;

– практически столько же подрядчиков отмечают, что дополнительные работы составили от 20 до 30% к первоначальной цене;

– 23,1% опрошенных отметили, что было обнаружено свыше 30% дополнительных работ.

Как правило, заказчиками согласуется не более 10% дополнительных работ.  Свыше 20% не согласуется практически никем из заказчиков.


Таким образом, более чем в 60% случаев имеют место дополнительные работы, которые не оплачиваются заказчиками. Они выполняются подрядчиками за свой счет, в убыток, что приводит к банкротству подрядных организаций, неоплатам субподрядчикам, задолженности перед рабочими.
 

 

Союз строительных компаний пред­лагает следующее.

1. Поддержать инициативу по дебюрократизации сложившейся прак­тики оформления дополнительных работ.

2. Разъяснить, являются ли требования п. 12 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553 (далее – Положение № 1553), о составлении трехстороннего акта обязательными для объектов, по которым отсутствует финансирование из бюджетных источников.

3. Высказать мнение о необходимости своевременно подписывать дополнительные соглашения к договорам строительного подряда в случае обнаружения дополнительных работ.

 

Осветить данную проблему для «Экономической газеты» согласились управляющий партнер юридического бюро «Лекс Торре» Андрей Вашкевич и представитель Союза строительных компаний Андрей Соколов.

– В чем суть таких злоупотреблений при строительстве?

– Недобросовестные заказчики пользуются сложившимся толкованием законодательства в части дополнительных работ.

Согласно п.п. 3 и 4 ст. 698 ГК на подрядчика возложены обязанности сообщить заказчику о необходимости проведения дополнительных работ и увеличении сметной стоимости строительства, а также приостановить соответствующие работы при неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законодательством или договором не предусмотрен иной срок.

Если подрядчик не выполнит эти обязанности, то он лишается права требовать оплату за дополнительные работы.

Согласно п. 12 Положения № 1553 в случае выявления в процессе строительства необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных проектной документацией, стоимость дополнительных работ определяется разработчиком проектной документации на основании трехстороннего акта, подписанного заказчиком, подрядчиком и разработчиком проектной документации.

– Как на эту ситуацию смотрят судьи экономических судов?

Андрей Вашкевич: Ряд судей требует не только трехсторонний акт на дополнительные работы, но и дополнительное соглашение к договору строительного подряда.

– Что в данном случае необходимо, чтобы подрядчику оплатили выполненные работы?

Андрей Соколов: Чтобы получить оплату за дополнительные работы, необходимо не только получить согласие заказчика, но и:

– составить с участием проектировщика трехсторонний акт на дополнительные работы;

– подписать дополнительное соглашение с заказчиком на оплату дополнительных работ.

Недобросовестные заказчики используют эту чрезвычайно усложненную документальную процедуру для необоснованного обогащения.

– Как именно?

Андрей Соколов: Выделим несколько основных способов:

– заказчик соглашается с дополнительными работами, но создает препятствия в составлении акта на дополнительные работы, например, не платит проектировщику за участие в составлении акта;

– заказчик соглашается с дополнительными работами, предлагает составить дополнительное соглашение к договору, забирает дополнительное соглашение и не подписывает его и т.д.

Подрядчик, чтобы не нарушить сроки выполнения работ, с согласия заказчика продолжает работы, выполняет дополнительные работы. Затем заказчик отказывается подписать акт на дополнительные работы и/или дополнительное соглашение к договору.

– На чьей стороне по сложившейся практике суды в данном случае?

Андрей Вашкевич: Экономические суды становятся на сторону заказчика, указывая, что не соблюдена процедура согласования дополнительных работ.

Имеются решения, когда суды отказывали во взыскании оплаты за дополнительные работы при наличии письменного согласия заказчика на выполнение работ и составленного и подписанного с участием заказчика акта на дополнительные работы.

При этом заказчик не оспаривал, что работы были необходимы, они выполнены в полном объеме и надлежащего качества; он просто не подписывал документы и не платил.

Пример. В суд обратился подрядчик с иском о взыскании задолженности за выполненные строительные работы. При рассмотрении дела он пояснил, что выполнил дополнительные строительные работы, в связи с чем изменилась общая стоимость работ и сроки ее выполнения. Дополнительных соглашений при этом стороны не подписывали, изменения в проект­но-сметную документацию не вносили.

Представленный акт на дополнительные работы и локальную смету «Дополнительные работы» суд не принял во внимание, поскольку надлежащих доказательств внесения изменений в договор стройподряда представлено не было. В итоге суд взыскал с заказчика задолженность за строительные работы в рамках сроков, указанных в договоре стройподряда (решение экономического суда Гомельской области от 13.10.2017 (дело № 272-5/2014)).

– Какова практика иностранных государств по дополнительным работам?

Андрей Вашкевич: В соседних странах со схожим законодательством судебная практика иная.

Адвокатскими бюро «Лекс Торре» (Беларусь) и Rц Radwan-renschef Petruczenko Piechota Tokarzewska Sp. k. (Польша) проведен анализ зарубежной судебной практики.

Выяснилось, что в Польше требования к оформлению согласия заказчика на дополнительные работы сведены к минимуму. Достаточно любого письменного согласия либо обстоятельства дела должны подтверждать, что заказчик знал о производстве дополнительных работ.

Не требуется дополнительного соглашения, либо детализированной сметы, либо акта на дополнительные работы. В случае спора необходимость, объем и стоимость дополнительных работ определятся экспертами.

– Как обстоит дело в России?

Андрей Вашкевич: В Российской Федерации также есть положительная для подрядчиков практика.

Например, в одном из дел суд пришел к выводу, что отсутствие дополнительного соглашения на проведение дополнительных работ не освобождает заказчика от их оплаты. Если работы были приняты либо представляют потребительскую ценность для заказчика, он намерен ими воспользоваться.

Оплата взыскивается также в том случае, если подрядчик уведомлял заказчика о необходимости проведения дополнительных работ в связи с проектом, который был представлен после заключения договора. Несмотря на то что работы с заказчиком согласованы не были, суды признали требования подрядчика об их оплате правомерными (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2007 по делу № А56-273/2006, постановление ФАС Московского округа от 13.08.2012 по делу № А40-60947/11-89-399 и т.д.).

– Каким представляется обоснование для изменения практики в нашей стране?

Андрей Вашкевич: В законодательных актах РБ нет требования о составлении каких-либо обязательных документов (актов) или дополнительных соглашений на дополнительные работы.

Статья 663 ГК и иные нормы не содержат требований к форме и содержанию согласия заказчика на производство дополнительных работ.

Отсутствие письменного дополнительного соглашения либо акта на дополнительные работы в силу ст. 163 ГК не делает согласие заказчика недействительным. Законом в этом случае не допускается использование свидетельствах показаний, но допускается использование иных доказательств.

Согласно п. 3 ст. 394 ГК цена дополнительных работ в отсутствие соглашения сторон должна быть определена по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы.

Таким образом, требуется изменение подходов к правоприменительной практике.

– Для чего эти изменения нужны строительным организациям?

Андрей Соколов: Наши предложения направлены на борьбу с недобросовестными заказчиками, которые экономят на проектных работах, не формируют надлежащую службу заказчика, злоупотребляют своими права в ущерб интересам подрядчиков и конечных потребителей.

Сложившаяся ситуация абсурдна. Например, по одному из договоров подрядчик в течение месяца подал 36 письменных уведомлений о необходимости внесения изменений в ПСД и выполнении дополнительных работ. Ни на одно из уведомлений заказчик письменно не ответил. И заказчик не несет никакой ответственности. Более того, получает результат работ, например, готовый магазин, в котором 20–30% дополнительных работ по сравнению с проектной документацией. И безнаказанно не платит.

Изменение практики не требует расходов со стороны государства. Напротив, подрядчики будут получать оплату за выполненную работу, соответственно платить налоги, выплачивать заработную плату, а заказчики должны будут озаботиться нормальным управлением строительством.

Автор публикации: Подготовил Алексей УРБАН


***