Почему белорусские компании не защищены от кибератак: роль человеческого фактора
Фото: freepik.com
Почти половина атакованных компаний в Беларуси сталкивалась с фишингом и другими формами социальной инженерии. Такие данные представили эксперты Kaspersky на пресс-конференции Kaspersky CyberSecurity Weekend — 2025 в Минске.
Исследование проводилось в I квартале 2025 г. по заказу Kaspersky компанией «ОнИн». Было опрошено почти 400 человек — топ-менеджеры, руководители и сотрудники белорусских компаний из сферы производства, финансов, торговли, ИТ, телекоммуникаций и госсектора.
Как часто компании в Беларуси подвергаются кибератакам
За последний год с киберугрозами сталкивались 15% участников опроса.
Среди крупных компаний с численностью персонала более 250 человек показатель выше — 23%.
Основные виды киберугроз для белорусского бизнеса
Каждая третья атакованная компания в Беларуси за последний год столкнулась с фишингом, еще 15% — с другими формами социальной инженерии. Чаще всего злоумышленники рассылают электронные письма и под разными предлогами выманивают у сотрудников логины и пароли от корпоративных аккаунтов.
Четверть компаний сообщила о заражении вирусными программами (25%) и о DDoS-атаках (24%). При этом 22% компаний отметили, что хакеры используют уязвимости в корпоративной сети.
В топ-5 вирусных угроз эксперты Kaspersky включили вредоносные программы:
-
Triada (троянец и бэкдор);
-
Mamont (атакует мессенджеры);
-
Fakemoney;
-
SpyNote.
Кроме того, 11% предприятий стали объектом целевых атак конкретно против них, 9% подверглись атакам программ-шифровальщиков. В 5% организаций зафиксированы инциденты с дипфейками, имитирующими образы коллег или руководителей.
Последствия кибератак для белорусских компаний:
-
потеря документов и файлов — 25%;
-
утечка персональных данных — 20%;
-
нанесение ущерба или появление рисков для репутации компании — 15%;
-
выплаты или компенсации партнерам, подрядчикам или клиентам — 4%;
-
разрыв контрактов — 4%;
-
увольнение сотрудников — 4%.
Какие меры киберзащиты используют белорусские компании:
-
защитные программы — 45%;
-
пароли для входа в корпоративные аккаунты — 42%;
-
защитное ПО для смартфонов — 18%;
-
тренинги для сотрудников — 14%;
-
обучение для специалистов по информационной безопасности — 8%.
Главный вывод для бизнеса и пользователей
Основная уязвимость в сфере кибербезопасности по-прежнему связана с человеческим фактором: сотрудники нередко игнорируют правила информационной безопасности и рекомендации экспертов. Однако значительную часть инцидентов вызывают также технические уязвимости, поэтому для защиты необходимы современные программные решения и квалифицированные специалисты.