$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

По всей строгости прогноза

20.04.2018

Рейтинговое агентство S&P Global Ratings считает, что перспектива повысить рейтинги Беларуси появится в случае реализации программы реформ, результатом которой станет урегулирование проблем в секторе госпредприятий и банков. Об этом говорится в официальном сообщении S&P.

Агентство может понизить рейтинги, если выполнение планов рефинансирования долга в будущем окажется под угрозой, например, в связи с изменением политики России в отношении поддержки нашей страны, как в экономической, так и в политической сфере.

Сейчас позитивное влияние на рейтинги Беларуси оказывает в первую очередь потенциальная финансовая под­держка со стороны российского правительства. Негативное влияние оказывают малоэффективная институциональная система, уязвимые показатели платежного баланса и бюджета, значительный объем фискальных расходов, не учитываемых в официальной бюджетной статистике, а также ограниченная эффективность монетарной политики, проводимой Нацбанком.

Экономика

Несмотря на то что рост экономики Беларуси будет поддерживаться благоприятными условиями внешней торговли, он составит около 2% ежегодно в течение ближайших лет, при этом показатель реального ВВП вернется к уровню 2014 года только в 2019-м, считает рейтинговое агентство, которое ожидает от нас лишь умеренного прогресса в принятии структурных реформ.

S&P отмечает доминирование в белорусской экономике государства и госпредприятий, на долю которых, по их оценкам, приходится половина всего занятого населения. Несколько новых секторов белорусской экономики, таких как IT, демонстрируют позитивную динамику, хорошо влияют на платежный баланс за счет увеличения экспорта услуг.

Вместе с тем белорусская экономика по-прежнему в значительной степени зависит от сырьевых товаров. Так, на топливную, химическую и металлургическую продукцию приходится почти 50% экспорта. Кроме того, Россия остается важным потребителем машино­строительной и молочной продукции предприятий Беларуси. Таким образом, если цены на нефть окажутся ниже прогнозируемого уровня, это негативно повлияет на показатели РФ и, как следствие, на объемы белорусского экспорта.

Внешнеэкономические риски часто связаны с неустойчивым характером отношений между двумя странами. Наиболее серьезные разногласия, возникшие в последнее время, связаны с закупочными ценами на российский газ и были разрешены в 2017 году, однако нельзя исключать возможности возникновения новых споров. Одним из источников недопонимания может стать желание России частично перевести пути реализации белорусского экспорта из портов стран Балтии в российские порты.

В последние месяцы между Беларусью и Россией возникли разногласия по поводу поставки молочной продукции, вызванные вопросами безопасности этой продукции для населения России. По оценкам белорусского правительства, влияние этого фактора на рост экономики в данный момент несущественно. Однако учитывая, что на долю российского рынка приходится более 40% объемов внешней торговли, дальнейшая эскалация этого вопроса может привести к негативным последствиям для экономики страны.

Ограничить структурный рост экономики страны может то, что правительство Беларуси после выпуска еврооблигаций и кредита российского правительства на сумму 700 млн. USD уже не столь заинтересовано в привлечении финансирования от МВФ, и как следствие, стимул проводить масштабные структурные реформы уменьшился.

Финансовая гибкость и бюджет

Риски, связанные с платежным балансом, остаются ключевым негативным фактором, влияющим на суверенные рейтинги, подчеркивает S&P. Несмотря на то что дефицит счета текущих операций (СТО) оценивается как сравнительно небольшой (в среднем около 3% ВВП за последние три года), уровень внешнего долга (за вычетом внешних ликвидных активов государственного и банковского сектора) останется высоким и в соответствии с прогнозами составит 74% по­ступлений по СТО в 2018 году. Беларусь регулярно сталкивается с повышенными потребностями во внешнем финансировании. Значительная часть внешнего долга страны относится к долговым обязательствам госсектора и характеризуется тяжелым графиком погашения.

Несмотря на то что фискальная политика будет оставаться относительно жесткой, объем госдолга продолжит увеличиваться в связи с прогнозируемым умеренным ослаблением национальной валюты.

В дальнейшем правительству потребуется привлекать дополнительные средства, учитывая новые платежи в погашение долга, предстоящие в 2019–2020 гг. Беларусь рас­сматривает возможности раз­мещения внутренних выпусков облигаций в России и Китае. В связи с этим S&P полагает, что правительство страны сможет обеспечить необходимое финансирование для своевременного обслуживания госдолга.

Без учета иностранного финансирования собственные запасы ликвидности Беларуси оцениваются как невысокие. S&P отмечает, что в марте 2018 г. совокупные валютные резервы НБРБ составляли около 7 млрд. USD. При этом его валютные обязательства перед белорусскими банками – около 1,3 млрд. USD. Кроме того, в Нацбанке размещен валютный правительственный депозит на сумму около 4 млрд. USD, включающий поступления от недавнего размещения долговых обязательств.

Однако S&P полагает, что в дальнейшем государство не сможет использовать средства на счетах Нацбанка в полном объеме в связи с необходимостью поддерживать минимальную подушку безопасности для нужд платежного баланса. Помимо обязательств, перечисленных выше, на балансе Нацбанка имеются внешние долговые обязательства в размере около 1 млрд. USD. Правительство намерено по­степенно снижать объем прямого внешнего долга Нацбанка, а также объем его валютных обязательств перед белорусскими банками. В настоящее время процентный доход глав­ного банка страны по валютным резервам меньше стоимости обслуживания валютного долга. По оценке S&P, в текущих благоприятных условиях внешней торговли у центрального банка есть воз­можность пополнить резервы и снизить объем своих обязательств.

Бюджетные показатели страны остаются слабыми. Несмотря на то что, согласно данным отчетности, бюджет расширенного правительства исполнялся в среднем с профицитом около 1,4% ВВП за последние 5 лет, темпы роста чистого долга были более быстрыми и составляли в среднем 6% ВВП в год за тот же период. Рост долга был в первую очередь обусловлен обесценением национальной валюты.

Согласно официальной от­чет­ности, консолидированные показатели бюджета не учитывают объем затрат на строительство в Беларуси атомной электростанции (АЭС). Соответствующие расходы отражены на забалансовых счетах. По официальным данным, совокупная стоимость строительства АЭС составляет 7 млрд. USD (13% ВВП 2017 года), проект финансируется преимущественно за счет средств двустороннего кредита России объемом до 10 млрд. USD. По состоянию на конец прошлого года правительство Беларуси израсходовало 3 млрд. USD в рамках кредита, и ожидается дальнейшее ис­пользование этих средств в 2018–2020 гг. S&P учитывает расходы на строительство АЭС в прогнозе долга расширенного правительства, что объясняет продолжающийся рост долговой нагрузки общественного сектора, несмотря на профицит бюджета.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА