$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

По товарному следу – с цифровым компасом

22.08.2017

Эффективная система противодействия схемам уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей в ЕАЭС будет основана на современных коммуникационных технологиях. Соответствующие меры обсудили участники заседания Евразийского межправительственного совета, состоявшегося на прошлой неделе.

Одним из основных инструментов контроля станет механизм прослеживаемости товаров. Проект соглашения о его внедрении был разработан Евразийской экономической комиссией еще в мае, теперь главы правительств обсудили его «в узком кругу». «Нам необходима эффективная система противодействия серым схемам уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, не допускающая вовлечения товаров в нелегальный оборот», – заявил на заседании премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков. При этом Беларусь, заявляя о готовности выполнять все взятые на себя союзнические обязательства, ожидает столь же ответственного подхода и от других сторон, заверил А. Кобяков.

Одна из основных договоренностей – реализация прослеживаемости на взаимной основе. Правда, пока перечни товаров, подлежащих маркировке, как и уровень регулирования этих вопросов в странах-участницах, отличаются, но ЕЭК и главы правительств надеются, что унификация пройдет довольно быстро.

«Нужна всеобщая цифровизация ЕАЭС для механизма отслеживаемости товаров, – заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. – Такой механизм необходим: прослеживаемость должна быть всеобщей, и она не должна иметь закрытых сфер». Но на практике здесь может возникнуть немало проблем. С ними хорошо знаком белорусский бизнес, поскольку у нас, в отличие от остальных стран ЕАЭС, механизмы прослеживаемости с помощью маркировки, электронных чипов и счетов-­фактур вводятся сразу в обязательном порядке и с минимальным переходным периодом. Таким опытом мы всегда готовы поделиться с союзниками. «Введение такой новой для нас практики потребует изменений в условия осуществления предпринимательской деятельности, – сообщил коллегам А. Кобяков. – Например, в части доработки используемых субъектами хозяйственной деятельности учетных систем и дополнительного ведения учета прослеживаемых товаров. Так что правительства должны подумать о том, как сократить до минимума возможные негативные последствия и безболезненно подготовить бизнес к нововведению». Тем не менее премьер-министр Беларуси полагает, что реализуемые уже сегодня IT-проекты, например, в области маркировки и прослеживаемости товаров, не являются исчерпывающими. С учетом быстро меняющихся реалий они будут прирастать новыми инициативами.

ЭТО лишь часть глобальных вопросов цифровой трансформации экономики стран ЕАЭС, в рамках которой подготовлено 10 проектов для обсуждения. После представления замечаний и предложений они будут вынесены на рассмотрение рабочей группы высокого уровня. В частности, на очередном заседании межправительственного совета ЕЭК намерена представить доработанный проект соглашения о механизме прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе с учетом замечания сторон, чтобы до конца года документ перешел на обсуждение глав государств. Действие соглашения будет распространяться на товары, ввезенные на территорию Союза и выпущенные для внутреннего потребления, по перечню, который определит Совет ЕЭК. При этом в каждой из стран – участниц ЕАЭС должна быть создана информационная система, в которой будут аккумулироваться сведения из товаросопроводительных документов, в т.ч. о факте совершения сделки, ее участниках, наименовании и объемах товара. Национальные информационные системы будут обмениваться набором сведений, необходимых для прослеживаемости. Таким образом, у бизнеса появятся новые обязанности, а у контролирующих органов – весьма широкие возможности отслеживать движение товарных и денежных потоков на всей территории Евразийского союза.

СЛЕДУЮЩИМ шагом станет обмен сведениями в электронном виде между налоговыми органами государств СНГ.  Проект соответствующего протокола одобрен недавно российским правительством. В нем предусматривается обмен информацией об отдельных видах доходов юридических и физических лиц этих стран, а также об отдельных видах имущества, зарегистрированного на территории государств СНГ, и его собственниках в целях надлежащего исполнения налогового законодательства. Например, в отношении юридических лиц налоговые службы будут обмениваться сведениями о доходах компании одного государства, облагаемых налогом у источника выплаты в другом государстве, а также о доходах, которые были получены от деятельности через постпредство в другом государстве СНГ. В отношении физических лиц планируется обеспечить обмен информацией о доходах от работы по найму, договору, дивидендах, доходах от отчуждения долей в уставном капитале или недвижимого имущества и других доходах. Таким образом, нормы законодательства, предусматривающие предоставление банками и другими организациями сведений о плательщиках, а также поправки, которые предполагается внести на будущий год, окажутся востребованными в международном масштабе.

НА ЗАСЕДАНИИ межправительственного совета премьер-министры союзных стран обменялись своими впечатлениями о промежуточных итогах работы Союза в нынешнем году. Глава правительства Беларуси отметил, что впервые за последние годы встреча проходит на фоне оживления экономик государств – членов Союза. По словам А.Кобякова, «рост становится более устойчивым, положительная динамика наблюдается во все большем количестве отраслей – это вселяет оптимизм». В свою очередь Д. Медведев отметил улучшения товарной структуры – растет экспорт машин и оборудования, продовольственных товаров и сельхозсырья, а доля энергетических товаров, напротив, снижается, «что означает, что товарооборот становится более сбалансированным». Для закрепления этой тенденции, по мнению российского премьер-­министра, необходимо совершенствовать правила для бизнеса и устранять существующие барьеры.

Кроме того, росту товарооборота с третьими странами должно помочь создание зон свободной торговли. В прошлом году приняты решения о переговорах по заключению таких соглашений, в частности, с Ираном и Индией. Теперь принято решение ускорить работу по заключению соглашения о ЗСТ с Ираном – в комиссии рассчитывают, что его удастся подписать еще в 2017 г. – пока на 3 года.

ТРАДИЦИОННО главы правительств уделили много внимания теме устранения существующих барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС. Еще в апреле ЕЭК подготовила «белую книгу» – перечень из 60 барьеров, сохраняющихся на внутреннем рынке Союза. В мае сообщалось, что по ним имеется согласованная позиция стран-участниц. К следующему заседанию межправительственного совета в октябре планируется подготовить дорожную карту по устранению ограничений во взаимной торговле. «Уже согласован единый реестр препятствий с учетом мнений всех сторон, – заявил А. Кобяков. – К следующему межправсовету ожидаем от комиссии  первую дорожную карту на 2017–2018 годы, в которой должно быть четко обозначено, что ее основная цель – полное устранение экономически значимых ограничений во взаимной торговле».

На заседании также обсуждался проект договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС, направленный на предоставление равных прав в сфере пенсионного обеспечения. После вступления его в силу будет реализована возможность работать в любой стране Союза без потери трудового стажа и пенсии на время трудоустройства в другой стране ЕАЭС.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ