Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

По сценарию санации

ПОДГОТОВЛЕНЫ СУЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БАНКРОТСТВЕ
ПОДГОТОВЛЕНЫ СУЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БАНКРОТСТВЕ

Проект соответствующего нормативного акта главы государства уже разработан специалистами Высшего хозяйственного суда и согласован с заинтересованными госорганами. О новой концепции и изменениях в подходе к банкротству нашему обозревателю Вячеславу СИВАКОВУ рассказал председатель ВХС Виктор КАМЕНКОВ.

-- Деловые люди уже убедились: судебная процедура банкротства в принципе гарантирует стабильность хозяйственнику и предпринимателю, возврат инвестиций, сохранение торговых марок, перспективных проектов, страхует собственника от мошенников и др. Почему же у нас, Виктор Сергеевич, она не оправдывает себя в полной мере?

-- Потому что проблема банкротства -- комплексная, чрезвычайно сложная -- не стала пока заботой всех ветвей власти, государства и общества. Она, по существу, превращена в ведомственную проблему хозяйственных судов, которые рассматривают эти дела, и Министерства экономики, которое назначает управляющих и следит за их работой. А между тем убыточность большинства несостоятельных предприятий связана именно с неэффективным управлением, противоречивостью нормативной правовой базы, регулирующей экономические отношения, низкой квалификацией руководителей и безответственностью за последствия принимаемых ими решений.

Основная цель законодательства о банкротстве -- санация предприятий. Однако, скажем, из 330 дел, рассмотренных судами за шесть месяцев текущего года, в 302 случаях предприятия-должники по разным причинам ликвидированы. Это показательная и грустная статистика. И поскольку принцип приоритетности оздоровления на практике далек от желаемого, глава государства поручил нам на совещании 18 июля 2003г. разработать новую концепцию совершенствования законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).

Такой проект нормативного акта Президента Республики Беларусь нами подготовлен и согласован с заинтересованными государственными органами. Особо подчеркну, что в документе банкротство рассматривается как крайняя мера и применяется лишь в случае, если досудебные усилия по оздоровлению субъекта хозяйствования результатов не дали. Он обязывает всех участников делового оборота в пределах своей компетенции предотвращать финансовый кризис организаций. Поэтому при областных (Минском городском) исполкомах, республиканских органах государственного управления планируется создание комиссий по предупреждению банкротства предприятий. Их предложения по досудебной финансовой помощи могут включать, в частности, реструктуризацию образовавшейся кредиторской задолженности, изменение структуры и состава органов управления, взыскание дебиторской задолженности, привлечение инвестиций, отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Отмечу, во-вторых, что собственники (учредители, участники) коммерческих юридических лиц наделяются существенными полномочиями, которые позволят им определять судьбу предприятия как до, так и после возбуждения дела о банкротстве. Они включаются в состав комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), а после возбуждения дела в суде приобретают статус лиц, участвующих в деле. В соответствии со ст. 39 ХПК они могут заявлять отводы, ходатайства, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, обжаловать судебные акты и т.д. Таким образом собственники смогут осуществлять дополнительный контроль за действиями управляющих. Местные исполнительные и распорядительные органы также наделяются этими полномочиями и реально будут влиять на реализацию программ экономического и социального развития территории.

Одновременно за непринятие мер предусматривается серьезная административная ответственность. Хозяйственные суды будут тщательно разбираться с материалами каждого возбужденного дела о банкротстве и в случае выявления нарушений со стороны собственников, государственных органов или иных лиц, обязанных принимать меры по досудебной санации, информировать правоохранительные и контролирующие органы для соответствующих мер реагирования.

Во избежание злоупотреблений со стороны кредиторов и должников, мошенничества и криминального передела собственности планируется ужесточить условия подачи заявления о банкротстве.

Так, кредитор не сможет обойтись без:

-- наличия достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

-- применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявления в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

-- наличия задолженности перед кредитором, подавшим заявление, в размере 100 базовых величин и более, а в случаях, если должник является градообразующей организацией или приравненной к ней, государственной организацией или имеющей долю государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы в размере 2500 базовых величин и более.

Отсутствие хотя бы одного из указанных оснований повлечет возврат заявления.

Должники для подачи заявления о своем банкротстве обязаны будут помимо сведений, указанных в Законе о банкротстве, доказывать наличие у них коэффициента более 0,85 обеспеченности финансовых обязательств активами.

Налоговые и другие государственные органы будут подавать заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) только в случае принятия собственником (учредителями, участниками), местными исполнительными и распорядительными органами решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления.

-- Виктор Сергеевич, в последнее время много разногласий, конфликтов вызывала деятельность управляющих в процедуре банкротства...

-- Для этого были основания. Например, контролирующие органы в ходе проверок нередко выявляли случаи одновременной деятельности управляющих на многих предприятиях-банкротах, факты искусственного продления срока санации для получения большего вознаграждения. При том что величина вознаграждения практически не зависела от результатов их работы, а задолженность предприятий не уменьшалась, а продолжала расти. Есть печальные примеры, и они были озвучены на заседании, когда действия управляющего служили основанием для возбуждения в отношении него уголовного дела.

Поэтому в институт управляющих планируется внести существенные изменения. Кандидатуры временного (антикризисного) управляющего в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций или имеющих долю государственной собственности в уставном фонде, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы, будут представляться государственными органами и организациями, которые станут производить аккредитацию управляющих.

Аккредитации будут подлежать лица из числа руководителей, специалистов государственных органов и организаций, лица, состоящие в резерве на замещение этих должностей, а также имеющие положительный опыт работы по соответствующему профилю отрасли. Кандидат, разумеется, должен иметь высшее экономическое или юридическое образование, не иметь судимости и пройти аттестацию на соответствие профессионально-квалификационным требованиям. К слову, если временный управляющий обеспечит стабильную и эффективную деятельность предприятия-должника, восстановит его платежеспособность, то он включается в соответствующий кадровый реестр должностей. Кстати, спрос за действия (бездействие) управляющего будет не только с него, но и с тех, кто его рекомендовал.

Правда, еще предстоит разработка государственной программы по подготовке управляющих, исходя из отраслей экономики, стадий банкротства (санация или ликвидация). Нужно детально регламентировать порядок назначения и деятельности управляющего при осуществлении процедуры банкротства, увязав его с правовым статусом руководителя предприятия-должника.

-- Какие еще вопросы в предлагаемом проекте концепции ждут своего решения?

-- Хозяйственная и судебная практика ежедневно ставят перед хозяйственным законодательством, всеми органами управления новые задачи, которые требуют неотложных и точных решений. Вот лишь несколько первоочередных проблем.

Серьезной помехой санированию должников является установленная очередность платежей. Сейчас в соответствии со ст.144 Закона о банкротстве требования по обязательным платежам удовлетворяются в третью очередь. Таким образом, задолженность по налогам, сборам и налоговым платежам долгое время накапливалась и после завершения санации снова предъявлялась к должнику. Проектом предлагается включить эти платежи для уплаты вне очереди. Кроме того, вне очереди предлагается производить платежи в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, что снимет сложившуюся напряженность при выплате пенсий, пособий, ответственности должника за причинение вреда жизни и здоровью работникам должника.

Необходимо утвердить порядок и механизм предоставления банковских кредитов, дотаций, займов под реализацию планов завершения досудебной санации. Обеспечить возможность их реального погашения. Доступ должников к льготным кредитам в несколько раз повысит шансы санации.

Следует ввести упрощенную процедуру банкротства негосударственных организаций, не имеющих имущества, что сократит казенные расходы. Разговоры на эту тему ведутся давно, но продвижения вперед нет.

Остро стоит вопрос о разграничении подведомственности дел между хозяйственными и общими судами по восстановлению людей на работе и взысканию с должника заработной платы.

Необходимо принять положение по оценке и продаже имущества предприятия, находящегося в процедуре банкротства.

Судам для разрешения вопросов, возникающих в рамках процедур банкротства, крайне необходимы экспертные учреждения по следующим направлениям:

-- экспертиза финансового состояния и платежеспособности организаций;

-- экспертиза планов финансового оздоровления неплатежеспособных организаций;

-- оценка рыночной стоимости имущества организаций;

-- экспертиза действий должностных лиц в рамках процедуры банкротства.

И наконец, согласитесь, трудно и накладно работать без четких методических рекомендаций по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной финансовой поддержке или вообще подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью.

-- Число неблагополучных предприятий, к сожалению, растет, а на численность судейских рядов наложено строгое ограничение. Выход есть?

-- Действительно, в прошлом году хозяйственные суды рассмотрели 1165 дел о банкротстве, а в позапрошлом -- всего 265. Рост огромный! К слову, по состоянию на 1 сентября нынешнего года уже рассмотрено почти 900 таких дел. Выход один: надо эффективнее работать, настойчиво учиться. Сейчас в каждом нашем суде дела о банкротстве передаются наиболее опытным судьям, которые входят в специализированные коллегии.

А на базе Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета мы планируем посадить за парту всех своих людей, кто связан с рассмотрением дел об экономической несостоятельности. Программа уже разработана, и сформирована первая группа для обучения.

Словом, мы намерены сделать все, чтобы процедура банкротства стала не петлей, а спасательным кругом для тех, кто стремится к благополучному бизнесу.

* * *

СПРАВКА "НЭГ".

Если по результатам первого полугодия из 61% неплатежеспособных госпредприятий убыточными были 32%, то уже через месяц, к 1 августа 2003г., таковых стало 40,5%, а устойчиво неплатежеспособных -- 48%. На грани финансовой катастрофы и прямой дороги к банкротству оказалось и большинство коммерческих организаций.