Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
ВЭД
04.06.2021 5 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №41 (2438) от 04.06.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

По кому ударят торговые ограничения

Экономические отношения Беларуси с европейскими странами продолжают стремительно ухудшаться. Особенно тревожно выглядит взаимный обмен торговыми ограничениями с Украиной, имеющей ключевое значение для нашей внешней торговли. Рассказываем почему.

 

Лучше худой мир, чем торговая война

26 мая 2021 г. постановлением Совмина введен режим индивидуального лицензирования на импорт ряда украинских товаров: кондитерские изделия, шоколад, соки, пиво, плиты ДСП и ДВП, обои, туалетная бумага и упаковка, кирпич, керамическая плитка, стеклянные ампулы, сельхозтехника для посева, стиральные машины и мебель. Украинская сторона назвала введенные ограничения «неоправданными и дискриминационными действиями», а белорусские чиновники сослались на предпринятые ранее аналогичные шаги со стороны Украины.

Это не первое подобное ограничение. В апреле 2021 г. страны обменялись введением дополнительных соборов и специальных пошлин в отношении поставок транспортной техники: сначала Беларусь, по мнению Украины, создала искусственные барьеры в отношении импортируемых из Украины колесных транспортных средств в виде утилизационного сбора и неравных условий участия в госзакупках, затем Украина ввела спецпошлину в отношении импорта транспортной техники в размере 35% от таможенной стоимости.

26 мая стало известно об установлении запрета на поставку электроэнергии из Беларуси и России до 1 октября 2021 г. Минэнерго назвало объемы энергетических поставок в Украину «незначительными», а принятые меры оценило как «нечувствительные для белорусской стороны».

 

Не пилим ли мы сук, на котором сидим

Нелишним будет вспомнить, что ухудшение торговых отношений с Украиной несет в себе риски резкого падения результатов всей внешней белорусской торговли: коммерческие операции с южным соседом имеют самое большое положительное сальдо. Например, по итогам 2020 г. объем экспорта товаров, по данным Белстата, составил 29,04 млрд USD, импорта – 32,62 млрд USD, т.е. год закончился для внешней торговли с результатом –3,58 млрд USD. При этом белорусское сальдо по торговым операциям с Украиной составило +1,75 млрд USD.

Благоприятный баланс наших внешнеторговых операций с Украиной объясняется довольно просто – именно Украина покупает почти половину всех нефтепродуктов, производимых в нашей стране. То есть белорусский экспорт в Украину не так хорошо диверсифицирован, как можно было ожидать. Достаточно южной соседке ввести ограничения на поставки нефтепродуктов, чтобы сальдо внешней торговли резко ушло в красную зону. Впрочем, пока Украина не заинтересована в отказе от поставок белорусского топлива.

 

Не чувствительны ли потери в 23 млн USD за 3 месяца

Вопреки заявлениям Минэнерго, последствия отказа Украины от белорусского электричества сложно назвать «нечувствительными» мерами, если принять во внимание перспективы избытка электроэнергии, производимой в стране в связи с планируемым выходом БелАЭС на полную мощность (см. статью «АЭС: решение проблем или новая головная боль для белорусской энергетики?», «ЭГ» № 72 за 25.09.2020).

Украина была единственной страной, готовой покупать белорусское электричество, поскольку Литва, Латвия и Эстония отказались от его приобретения, а Россия производит достаточное количество электроэнергии, чтобы обеспечивать свои потребности. Пока проблема решается запланированной модернизацией Новолукомльской ГРЭС, однако с возвратом станции в строй вопрос переизбытка электричества станет настоящей головной болью правительства. А ведь за первые 3 месяца 2021 г. мы продали Украине электроэнергии на 23 млн USD, что выглядит довольно внушительно, хотя у Минэнерго, очевидно, свои представления о чувствительности.

***

Вопреки занимаемой правительством позиции по поиску «симметричных» ответных мер на вводимые Украиной торговые ограничения, дальнейшее обострение торговых отношений с Украиной не выгодно Беларуси – в первую очередь, из-за высокой роли этой страны для поддержания адекватного значения сальдо внешней торговли.

Узкое место белорусского экспорта в Украину – поставки неф­тепродуктов. Если ограничения коснутся данной товарной группы, по белорусскому внешнеторговому балансу может быть нанесен серьезный удар. Пока Украина не заинтересована в столь жестких ограничениях, предпочитая белорусских поставщиков российским. Но дальнейшее углубление конфронтации может достичь такого критического уровня, при котором происхождение бензина не будет иметь решающего значения. И вряд ли вытеснив белорусов с украинского рынка, российские поставщики легко отдадут его назад.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений