Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

По инерции или с дозаправкой? Ждем роста ВВП за счет развития IT и мобилизации госпредприятий

Фото: bspn.by

На минувшей неделе в Совмине рассмотрели проект программы социально-экономического развития Беларуси до 2025 года. В правительстве понимают, что сейчас отечественная экономика на распутье: либо принципиально не менять ее структуру, и тогда она будет идти по инерционному пути, либо двигаться к достижению намеченного на конец пятилетки ВВП в 100 млрд долларов США.

Премьер-министр Сергей Румас не скрывал недовольства. По его словам, непонятно, за счет чего должно произойти существенное сокращение участия государственного сектора в формировании экономики, а набор мер, предлагаемый концепцией, явно недостаточен.

Тем временем до 1 марта проект документа должен быть внесен на рассмотрение главы государства.

Какие темпы экономического роста прогнозируют в правительстве? И главное, за счет чего? Эти вопросы, адресованные представителям властей, звучали на 85-м заседании Республиканского клуба директоров.

Заместитель министра экономики Дмитрий Ярошевич назвал главным достижением завершающейся пятилетки сохранение макроэкономической стабильности. Среди положительных итогов 2019 года – низкие темпы инфляции (4,7% при запланированных 5%) и сбалансированное сальдо счета текущих операций.

Средняя зарплата в реальном выражении за год выросла на 7,3%. Замминистра признал, что ее рост опережает рост производительности труда, однако это является компенсационной мерой для предотвращения оттока кадров и усиления миграционных настроений.

ВВП по итогам года вырос на 1,2% при запланированном росте 4%. В Мин­экономики поясняют это так:

– Конечно, темпы далеки от тех, которые следовало бы показывать нашей экономике. Это ниже, чем мировой рост, еще ниже, чем темпы роста развивающихся экономик. Но важно отметить, что рост обеспечен в условиях макроэкономической сбалансированности, он не связан с фискальным стимулированием или смягчением денежно-кредитной политики. Это качественный и эффективный рост.

Основным драйвером в экономике в прошлом году выступил сектор информации и связи. В частности, развитие IТ (сектор прирос за год на 9,3%) внесло почти половину от общего экономического роста.

А вот транспорт и логистика уже среди аутсайдеров – снижение за год на 0,1%. В министерстве это объясняют некоторым замедлением экономической активности и негативным эффектом от загрязнения поступающей в Беларусь российской нефти: сектор просел в период вынужденного простоя трубопроводов.

 

Пока идем по консервативному сценарию

Замминистра признал, что для достижения за 5 лет ВВП в 100 млрд USD белорусской экономике необходимо прирастать в год на 3–3,6%. Пока же до таких темпов далеко: целевой сценарий на 2020 год предполагает рост ВВП на 2,8%, консервативный – на 1,9%. И в министерстве видят, что второй вариант более вероятен.

К тому же по итогам января ожидается отрицательная динамика ВВП.

Драйверами роста разработчики программы на пятилетку видят IТ, экспортный потенциал которого, как выразился Дмитрий Ярошевич, «безграничен», сферу услуг и промышленный госсектор – при условии эффективного развития управления.

– На повестке эффективный госсектор, совершенствование кор­поративного управления, финансового состояния предприятий, – перечислил замминистра.

Тревоги делового сообщества о том, что государственные предприятия, имеющие проблемную задолженность, пора отучать от бюджетных вливаний, в Минэкономики разделяют. Однако, по мнению Дмитрия Ярошевича, ситуация пока не является критической, поскольку уровень проблемных необслуживаемых активов в госсекторе находится на безопасном уровне и не формирует системных финансовых рисков.

Однако сложность вопроса, что и как делать с доминированием госсектора, замминистра признал:

– Я совершенно искренне скажу, что здесь простых решений нет. Достаточно сложно все это так пройти, чтобы одновременно сохранить уровень бюджетных расходов, спасти компании и одновременно чтобы рынок абсорбировал высвобождающиеся трудовые ресурсы. Такого нет: там в любом случае будет провал. А это уже плоскость не экономическая, а иная.

Дмитрий Ярошевич обратил внимание и на такую ситуацию, характерную для традиционной белорусской экономики: крупные предприятия в небольших городах становятся ограничителями развития частного сектора. Несмотря на невысокие заработки, людям проще и привычнее работать там. А тот, кто мобильнее, предпочитает трудовую миграцию.

Говоря о развитии сферы услуг, представитель министерства подчерк­нул, что в правительстве ведутся дискуссии о том, на каких услугах стоит сфокусироваться.

 

Всемирный банк ждет развития конкуренции

Более пессимистичной картина развития белорусской экономики видится во Всемирном банке (ВБ). Экономист ВБ Кирилл Гайдук отметил, что по прогнозам экспертов организации ВВП Беларуси в 2020 году может вырасти только в пределах 1%.

Сейчас необходимо сосредоточиться на увеличении производительности труда, развитии конкуренции и повышении эффективности госпредприятий. Нет оснований ожидать, что темпы роста экономики будут высокими в долгосрочной перспективе. Но эксперт ВБ считает, что нынешнее правительство может справиться с этими вызовами.

Кирилл Гайдук скептически относится к возможности достижения белорусской экономикой объема ВВП в 100 млрд USD. Он напомнил, что сейчас ВВП составляет 62 млрд, а максимальный его уровень в прошлые годы был 77 млрд.

– Это довольно сложная цель. Для ее достижения госсектор нужно реформировать, устранять токсичность, которая в нем есть, сокращать бремя долгов.

Также, по мнению представителя организации, в Беларуси необходимо существенно улучшать инвестиционный климат.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений