$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Платежный баланс и госдолг: в поисках равновесия

04.09.2018

Одной из приоритетных целей экономической политики белорусского правительства на 2019 год заявлено «обеспечение сбалансированности платежного баланса и снижение уровня государственного долга», о чем говорилось на заседании Президиума Совмина 24 июля с.г. «ЭГ» разбирается, можно ли достичь этих целей одновременно.

Взаимосвязь долга и баланса

Как известно, платежный баланс страны – это статистический отчет, который отражает суммарные данные о внешнеэкономической деятельности (ВЭД) страны за определенный период. То есть платежный баланс отражает только ВЭД государства, в т.ч. в отношении госдолга. А значит, взаимосвязь платежного баланса и госдолга непосредственно проявляется лишь через часть госдолга, а именно – внешний долг страны.

Именно внешние государственные заимствования и выплаты влияют на структуру платежного баланса. Ключевое здесь слово «структура», т.к. платежный баланс в теории предполагает равенство доходов и расходов. Поэтому снижение размера госдолга будет означать лишь изменение структуры статей платежного баланса, а не его сбалансированность, т.к. платежный баланс всегда должен быть осуществлен исходя из своей экономической сущности.

Относительно Беларуси следует отметить, что ВЭД страны имеет свою специфику, связанную с от­сутствием полноценной таможенной границы с Россией, а следовательно, и отсутствием полноценного контроля над движением товаров, денег и услуг на данном направлении. В этой связи статистические данные о ВЭД, на основании которых составляется баланс, могут быть неполными, а значит, платежный баланс Беларуси может быть не сбалансирован.

В этой связи планируемое правительством снижение госдолга может не только отразиться на структуре платежного баланса, но и повлиять на сбалансированность платежного баланса Беларуси. Данное влияние может быть существенным не только для самого платежного баланса, но в целом для экономики Беларуси.

Понять же экономическую суть возможных изменений платежного баланса страны можно только после анализа его текущей структуры.

Платежный баланс Беларуси

Составленный по методологии Международного валютного фонда (МВФ) платежный баланс Беларуси включает 5 разделов:

– счет текущих операций;

– счет операций с капиталом;

– финансовый счет;

– резервные активы;

– статистическое расхождение.

Счет текущих операций отражает внешнеэкономические операции, связанные с движением товаров, услуг, денежных трансферов (заработная плата, гранты, гуманитарная помощь и т.д.). За последние 10 лет значение счета текущих операций имело всегда отрицательное значение и составило в 2017 году 931,4 млн. USD. Это значит, что товаров, услуг и денежных трансферов в Беларусь поступало всегда больше, чем было экспортировано.

Счет операций с капиталом отражает капитальные трансферы, а также приобретение и отчуждение непроизводственных нефинансовых активов. По данному счету Беларусь имеет в последние годы несущественное положительное сальдо, составившее в 2017 году 2,4 млн. USD. Данная цифра означает, что белорусы больше денег перечислили за границу по капитальным трансферам, чем получили из-за границы.

По статье финансовый счет отражаются все формы инвестиций (прямые, портфельные, прочие), а также производные финансовые инструменты. По этому счету Беларусь в последние 10 лет имела отрицательное значение, т.е. привлекала инвестиций в страну больше, чем инвестировала за границу. За 2017 г. отрицательное сальдо финансового счета составило 1760,2 млн. USD.

По статье резервные активы отражаются финансовые операции, связанные с кредитами МВФ и операциями госорганов с высоколиквидными иностранными активами (ценными бумагами, долговыми обязательствами и т.п.). За последние годы Беларусь практически всегда имела отрицательное сальдо по резервным активам – по данной статье привлекалось больше денег из-за границы, чем делалось вы­плат. При этом 2017 г. стал, скорее, исключением, т.к. страной было достигнуто положительное сальдо в 1363,7 млн. USD. Это значит, что государство больше выплатило денег по своим внешним обязательствам, чем взяло взаймы.

Последней статьей платежного баланса является статистическое расхождение. Она является балансирующей статьей платежного баланса, которая должна уравновешивать сальдо платежного баланса по неучтенным в балансе операциям. По итогам 2017 г. отмечается положительное сальдо статистического рас­хождения в сумме 532,5 млн. USD. Это значит, что на такую сумму из страны были перечислены неучтенные в статистике товары, услуги и денежные средства.

Причины дисбаланса платежного баланса

Несмотря на такое существенное значение статистического расхождения, платежный баланс Беларуси в 2017 г. был не сбалансирован и составил «плюс» 793 млн. USD. Последнее означает, что статрасхождение должно было составить не 532,5 млн. USD, а 1325,5 млн. USD. Именно эта сумма балансирует платежный баланс Беларуси за 2017 г. и показывает, сколько реально неучтенных в статистике денег, товаров и услуг было направлено за границу.

Здесь следует отметить, что платежный баланс, помимо статданных, учитывает и оценочные дан­ные Нацбанка. В этой связи указанное существенное расхождение в отчетных и балансирующем значениях показателя «статистическое расхождение» связано с тем, что Нацбанк не оценил статрасхождение в сумме более 532,5 млн. USD.

В этой связи, оценивая несбалансированность платежного баланса Беларуси, следует отметить, что эта проблема является многосторонней и многофакторной. Так, например, можно выделить 4 фактора, которые влияют на несбалансированность платежного баланса Беларуси.

Во-первых, отсутствие полноценной таможенной границы с РФ, как уже отмечалось, не позволяет установить эффективный таможенный контроль за движением товаров, услуг и наличных денежных средств в этом направлении. А значит, платежный баланс в этой части не будет достоверным.

Во-вторых, статистическая отчетность, на основании которой формируется платежный баланс, составляется не всеми субъектами хозяйствования и не включает хозяйственные операции малого бизнеса. А значит, и здесь возможны проблемы в достоверности платежного баланса.

В-третьих, в платежном балансе невозможно учесть все движение наличных денег в ВЭД, особенно связанных с физическими лицами. При этом, судя по данным банков о депозитных счетах, именно граждане являются основными вкладчиками в белорусской банковской системе. А значит, именно физические лица могут вносить основной вклад в несбалансированность платежного баланса Беларуси, т.к. могут вывозить основную сумму денег за границу.

В-четвертых, нельзя исключать фактор влияния теневой экономики на структуру и балансировку платежного баланса. Отсутствие полноценной таможенной границы с Россией, а также недостаточная либеральность белорусского законодательства этому способствуют.

В этой связи попытка государства повлиять на балансировку платежного баланса исключительно за счет гос­долга малоэффективна без учета всех вышеперечисленных факторов. Поэтому наряду с изменением подходов к статистической оценке платежного баланса необходимо осуществлять либеральные изменения законодательства, на­правленные на сокращение сегмента теневой экономики Беларуси. Именно совокупность этих мер позволит до­стичь балансировки платежного баланса нашей страны.

Автор публикации: Александр ЖУК, аудитор, alex_asper@mail.ru