Плата за хранение арестованного имущества

Налоговая инспекция наложила арест на имущество предприятия, позже оно по решению суда по делу об административном правонарушении было возвращено владельцу. Оказалось, что радоваться рано: предприятие обязали погасить понесенные налоговой инспекцией огромные издержки по хранению этого имущества.
Несет ли ИМНС ответственность за правильность определения тарифов по оказанию ей услуг сторонними организациями по хранению и перевозке арестованных товаров?
Верховный суд Беларуси 28.05.2019 вынес решение по аналогичному делу.
Инспекция МНС подала иск о взыскании с ООО, которое за допущенные нарушения отделалось штрафом, расходов по хранению и перевозке арестованного имущества в сумме 5652 руб.
Ответчик не согласился с исковыми требованиями в заявленном размере, посчитав сумму в целом завышенной, а транспортные расходы – необоснованными в связи с наличием складских помещений в Минске. По его мнению, документы, подтверждающие расходы ЧУП, которому были переданы товары на хранение, содержат ошибки.
Транспортные расходы, считает ООО, вообще не должны включаться в фактические затраты, понесенные хранителем имущества. Последний обязан сам обеспечить его перевозку и разгрузочно-погрузочные работы, а не привлекать для этого стороннюю организацию. Тем более, что одновременно в автомобиле перевозились и иные товары, изъятые другими налоговыми органами. Таким образом, ЧУП получило необоснованную имущественную выгоду от заключенного договора хранения.
Ответчик также сослался на злоупотребление правом со стороны ИМНС, которая произвела выплаты, не убедившись в наличии полного пакета документов, не проверив сведения, представленные хранителем, на предмет их достоверности.
Экономический суд и его апелляционная инстанция вынесли решения не в пользу ООО. Судьи посчитали заявленные ИМНС требования обоснованными, установив, что они соответствуют Положению о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утв. Указом Президента от 19.02.2016 № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства» (далее – Положение № 63).
Согласно п. 149 Положения № 63 в случае принятия компетентным органом решения о возврате имущества лицу, подвергнутому административному взысканию, но в отношении которого не применена дополнительная мера в виде конфискации имущества либо взыскания его стоимости, понесенные расходы по хранению взыскиваются с указанного лица по решению компетентного органа в установленном законодательством порядке.
Не согласившись с этим решением, ООО обратилось в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда с кассационной жалобой.
Как видно из материалов дела, арестованные и изъятые в рамках административного процесса товары были переданы ЧУП – оно включено в перечень юридических лиц, которым имущество передается на хранение. ЧУП приняло на себя обязательства по их хранению, а также привлекло еще одно предприятие для их доставки на склад.
Впоследствии постановлением экономического суда ООО было оштрафовано в соответствии с ч. 4 ст. 12.17 КоАП, а товары (согласно протоколу описи арестованного имущества) освобождены от ареста. Хранитель вернул их владельцу.
Выполнив условия договора, ЧУП направило в адрес налогового органа письмо о необходимости возмещения расходов в размере 5652 руб. с приложением счет-фактуры и расчетов стоимости услуг по хранению и перевозке имущества. Инспекция МНС данную сумму уплатила.
Учитывая эти обстоятельства, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда также пришла к выводу об обоснованности заявленных инспекцией МНС требований к ООО.
Что же касается приведенных заявителем кассационной жалобы доводов о завышении расходов по хранению и необоснованности расходов по транспортировке товаров, то ИМНС приняла решение об их возмещении на основании представленного в установленный срок полного пакета документов в соответствии с гл. 10 Положения № 63. Согласно плановой калькуляции стоимости хранения имущества от 01.02.2018 уровень рентабельности составил 5%.
У ИМНС, исходя из п.п. 139, 142 Положения № 63, не имелось оснований для истребования дополнительных документов, подтверждающих правомерность расчетов ЧУП, в т.ч. относительно аренды склада, выплаты заработной платы, понесенных расходов на коммунальные услуги, маршрута следования.
Согласно п. 140 Положения № 63 ответственность за правильность оформления документов, их комплектность, достоверность содержащихся в них сведений, а также обоснованность предоставления документов по вопросу о возмещении расходов лежит не на инспекции ИМНС, а на организации или ИП, которые понесли эти расходы. То есть в данном случае – ЧУП.
В итоге Верховный Суд решил, что каких-либо доказательств, имеющих значение для переоценки либо опровержения выводов предыдущих судебных инстанций, кассационная жалоба не содержит. Следовательно, и оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных постановлений нет.