Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Программы
18.08.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Планы возрождения стабильного роста

В следующем году белорусская экономика должна наверстать потери 2016 года и выйти на темпы роста, обеспечивающие реализацию программы социально-экономического развития на пятилетку. Такие задачи поставлены в проектах прогнозов на 2018 год, рассмотренных 16 августа на заседании Президиума Совета Министров.

Активная работа над проектами прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2018 год ведется уже 4 месяца, сообщил, открывая заседание, премьер-­министр Андрей Кобяков. Здесь за основу взяты два сценария в зависимости от различных внешних и внутренних условий. Первый – целевой, на основе которого разработан проект прогноза социально-экономического развития, второй – консервативный, для расчета бю­джета. При этом для последнего принципиальное требование – сбалансированность. «Мы не можем тратить больше, чем зарабатываем, и обязаны жить по сред­ст­вам», – заявил А. Кобяков.

ОСНОВНЫЕ показатели развития экономики укладываются в параметры пятилетней программы, утв. Указом Президента от 15.12.2016 № 466. Так, рост ВВП запланирован на уровне 3,4% – ровно половина диапазона, предусмотренного Указом № 466. По мнению министра экономики Владимира Зиновского, такие темпы обеспечат компенсацию спада 2016 г. и позволят выйти на нижнюю границу траектории текущей пятилетки. Ключевыми пред­посылками очередного прогноза на­званы поддержание макроэкономической сбалансированности и политики реального оздоровления экономики, даль­нейшее снижение инфляции и ставок по кредитам, своевременные рас­четы по внешним обязательствам и сохранение золотовалютных резервов. При этом должны быть максимально задействованы имеющиеся ресурсы «по­средством восстановления внутреннего спроса без нагрузки на платежный баланс».

Половину запланированного роста должны обеспечить внешние факторы, а половину – внутренние. Особые надежды здесь возлагаются на экспорт. Его рост запланирован на 6%, причем за счет роста цен – на 1%, а физических объемов – на 5%. Валютная выручка, по словам министра, при этом увеличится на 2 млрд. USD.

Такой рост экономики потребует в 2018 г. роста инвестиций в основной капитал на 6,8%, до 23,3 млрд. BYN, что составит 20,2% к ВВП. По предварительным данным, из этой суммы 90% составят внутренние источники, в т.ч. 39% – собственные средства организаций. Более 2/3 инвестиций планируется направить на реализацию инвестпроектов в реальном секторе, а остальные ресурсы – на строительство жилья, социальные и инфраструктурные проекты, включая реализацию госпрограмм.

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе запланированы в объеме только 1,45 млрд. USD. Эти средства, по словам В. Зиновского, в первую очередь, нужны для технологического обновления и трансфера современных технологий. Также министр напомнил о необходимости привлечения каждым регионом 100 млн. USD прямых китайских инвестиций.

Объемы господдержки ограничиваются возможностями бюджета. На финансирование капвложений в рамках государственной и региональных ин­вестиционных программ в казне запланировано более 379 млн. BYN. Ввод в эксплуатацию жилья в 2018 г. предусматривается в объеме 3,5 млн. м2, из них 0,5 млн. – за счет льготных кредитов и с использованием государственных субсидий.

Прирост ВВП за счет вклада валовой добавленной стоимости промышленности, по предварительным расчетам, может составить 0,89 п.п., сельского хозяйства – 0,16, строительства – 0,25, сферы услуг – 1,59 п.п. Резерв роста видится в дозагрузке действующих производственных мощностей, повышении вклада инноваций в экономику. Для формирования V–VI укладов власти намерены в следующем году разработать Комплексный прогноз научно-технологического прогресса, внедрять новые условия для развития IT-сферы. Решение таких стратегических задач, по мнению правительства, позволит создать дополнительные условия для ускорения экономического роста в последующие годы.

В 2018 г. предусматривается сбалансированный с производительностью труда рост реальной зарплаты: 2,8% на 2,7% соответственно. В теории такое отставание темпов роста зарплаты должно обеспечить адекватный разрыв в темпах роста конечного потребления и инвестиций, что благоприятно отразится на макроэкономических воспроизводственных пропорциях. По предварительным оценкам, номинальная начисленная среднемесячная зарплата сможет увеличиться в текущем году только до 846,8 BYN, а в следующем – до 934 BYN. Но если доходы от предпринимательской деятельности и собственности будут расти быстрее, то реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 3,2%, что позволит нарастить розничный товарооборот на 3,4%. Отметим, что прогнозируемый рост заработной платы приведет к увеличению доли оплаты труда в структуре ВВП с прошлогодних 47,4% до 49,4% в 2017-м, что повлечет сокращение доли валовой прибыли и смешанных доходов с 37,4 до 35,4%. В следующем году эта тенденция усилится.

Чтобы выполнить такие планы, правительству придется решать проблемы, связанные с финансовым оздоровлением организаций реального сектора экономики и обеспеченностью их оборотными ресурсами. Здесь зоной повышенного риска являются госпредприятия из-за накопившихся и списываемых долгов, субсидируемых кредитов и т.п. Поэтому властям придется как-то усовершенствовать на законодательном уровне и на практике подходы по реструктуризации таких долгов, упрощению порядка ее проведения, использования процедур экономической несостоятельности с санацией. Для самых безнадежных случаев, если затраты на поддержку превышают отдачу, придется принимать решения о реорганизации, перепрофилировании, продаже либо ликвидации. Отчасти помочь улуч­шению финансового состояния могут повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет снижения ее себестоимости и улучшения качества, эффективный менеджмент и маркетинг, добросовестное исполнение обязательств и т.п. Усилия трудовых коллективов могли бы поддержать и такие факторы, как снижение инфляции и стоимости кредитов, а также лишних обязательств. К примеру, если снижение затрат остается ключевым показателем эффективности работы предприятий, то было бы логично избавить их от некоторых непроизводственных расходов. Поэтому неудивительно, что руководители промпредприятий не первый год добиваются решения во­проса о передаче в коммунальную соб­ственность объектов социальной сферы. Не исключено, что их предложения начнут реализовываться уже в следующем году.

В 2018 г. власти намерены поддерживать налоговую нагрузку на уровне не выше 26% ВВП. При этом обещается соблюдать мораторий на введение новых налогов и повышение налоговых ставок, за исключением индексации ставок, установленных в белорусских рублях, а налоговая база основных налогов расширится за счет сокращения льгот.

СЕРЬЕЗНЫМ фактором снижения затрат может стать сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования, что требует изменения тарифной политики и решения ряда социальных проблем. В частности, населению придется полностью возмещать по ряду жилищно-коммунальных услуг затраты, которые в то же время должны снижаться. Это должно обеспечить снижение энерготарифов для предприятий. Но одновременно тарифы на услуги ЖКХ и пассажирского транспорта могут принести до 1/3 общего прироста цен потребительского рынка.

В планах на 2018 год важное место занимает удержание инфляции на уровне не более 7%. Для этого запланирован ряд мер, включая поддержание относительно жесткой денежно-кредитной политики и поддержание стабильности на валютном рынке. Предположительно ставка рефинансирования в следующем году в среднем составит 10,5%, широкая денежная масса вырастет всего на 13%, эффективный реальный обменный курс белорусского рубля останется неизменным, обменный курс со­ставит в среднем в 2,0031 USD/BYN, а на конец года – 2,0472 USD/BYN. Таким образом, предполагается, что девальвация рубля как до конца текущего года, так и в следующем году останется минимальной: если не подведут внешние факторы, включая состояние экономики России и Евросоюза, цены и спрос на нефть и калийные удобрения.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by