$

2.1213 руб.

2.4235 руб.

Р (100)

3.2040 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Пивовары тоскуют по жаре

20.03.2018
Пивовары тоскуют по жаре
Генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис

«Лидское пиво» в 2018 году планирует инвестировать в развитие производства продукции 4 млн. EUR. Эти средства пойдут на обновление мощностей в целях поддержания и повышения качества напитков, сообщил на пресс-конференции в Минске генеральный директор ОАО Аудриус МИКШИС.

В рейтинге отечественных заводов по объемам пивоварения эта компания уступает лишь столичной «Оливарии». В 2017 г. доля лидской продукции составила 20,9% объема внутреннего рынка пива.

 По словам А. Микшиса, с точки зрения погодных условий, существенно влияющих на результаты пивного бизнеса, прошлый год был неблагоприятным «из-за небольшого количества летних солнечных дней». Однако негативное воздействие этого фактора было компенсировано позитивными процессами в экономике Беларуси, которые «раскрепостили» население в потребительской сфере. В том числе с его стороны вырос спрос на пиво, внутренний рынок которого увеличился за год на 5,2%, до 442,4 млн. л.

 Разумеется, этим воспользовались и лидские пивовары, нарастившие пос­тав­ки своей продукции для гурманов популярного напитка. Увеличение реализации по итогам года оказалось существенным – 9,2%. Всего же белорусы выпили за 12 месяцев 91,8 млн. л лидского пива.

Эти показатели могли бы быть и выше, если бы наш рынок не привлекал поставщиков импортной продукции. Ее, по данным Белстата, было завезено и реализовано около 92 млн. л, что на 2% превышает уровень пивного импорта 2016 г. Наибольшими объемами отметились Россия и Украина, поставившие нам 54,3 млн. л  и 32 млн. л хмельного напитка соответственно. Только из-за конкурентов этих двух стран белорусские производители пива недосчитались в общей сложности порядка 36 млн. USD выручки.

Впрочем, потери могли бы быть и более ощутимыми, если бы наши пивовары не работали над улучшением качества своей продукции, не вели активной борьбы за отечественного потребителя на основе международного опыта. «Лидское пиво», например, большое внимание уделяет созданию новых сортов пива. В 2017 г. компания вывела на рынок 12 пивных новинок. Они включают как современные разработки пивоваров предприятия, так и заимствования секретов древней рецептуры изготовления данного напитка.

Как полагает директор по маркетингу ОАО Ирина Капилова, ориентация на инновации, включая создание новых брендов и совершенствование упаковки, расширяет круг потребителей лидского пива. Способствуют пивному бизнесу также участие компании в международных конкурсах International Beer Challenge (Великобритания, Лондон), International Craft Beer Award (Германия, Нойштадт), организация и проведение в Лиде  музыкально-пивного фестиваля LIDBEER.

Весомую часть доходов «Лид­скому пиву» приносит экспорт продукции. В прошлом году он вырос на 1,6%, до 15 млн. л пива. Правда, эти показатели уступают прошлогодним результатам динамики белорусского пивного экспорта, который увеличился на 49,2%, до 128,7 млн. л (см. диаграмму).

В рейтинге стран – импортеров белорусского пива также лидируют с большим отрывом РФ и Украина, потребившие его в 2017 году 71,2 млн. л и 33,1 млн. л соответственно. На Россию пришлась и львиная доля экс­портных поставок лидской компании, проинформировала директор по продажам Алена Авдеенко. Однако территориальный охват потребителей лидского напитка в стране невелик: Санкт-Петербург, Мо­сква и столичные окрестности.

Это является предпосылкой для наращивания экспорта путем расширения предложений российским регионам. Такая работа началась, с представленными в них торговыми сетями «Лидское пиво» ведет переговоры по условиям сотрудничества. 

Россияне требуют от белорусов удешевления продукции ввиду большого количества альтернативных предложений, по­ступающих от местных по­ставщиков. Из-за высокой конкуренции российская пив­ная отрасль вынуждена сокращать производство напитка. В 2017 г., например, по данным Росстата, оно снизилось, по сравнению с предыдущим годом, на 2,4%.

Ухудшение результатов легального бизнеса местных пивоварен провоцирует их уходить в «тень», экономя на акцизах. Снижение налоговых по­ступлений, в свою очередь, заставляет правительство РФ ужесточать правила функционирования российского пивного рынка, что, естественно, сказывается и на положении здесь импортеров, в том числе белорусских. В настоящее время, например, властями страны прорабатывается вопрос мар­кировки пива специальными знаками. В случае одобрения данной меры рентабельность пивного бизнеса на российском рынке, как прогнозируют экс­перты, снизится.

Поэтому для топ-менеджмента лидской компании актуальным является вопрос диверсификации экспорта. Он включает расширение бизнес-контактов, в первую очередь, на европейском направлении. В последние годы благодаря им партии белорусского пива реализовывались, в частности, в Германии, Литве, Латвии. В планах на 2018 г., как отметила А. Авдеенко, налаживание сотрудничества по пивному ассортименту с национальными польскими сетями.

Автор публикации: Михал СТЕЛЬМАК