$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ПИЦЦА И СУШИ С КОЛЕС©

12.02.2013

Столичный рынок доставки еды пока не превышает 4 млн. USD в год. Мы сильно отстаем не только от российских и украинских городов-миллионников, но серьезно уступаем даже городам кризисной Латвии. В чем же причина столь заметного отставания? Что мешает более динамичному развитию данного сектора услуг?

 

На эти вопросы отвечает администратор Белорусского портала индустрии доставки пиццы UraEda.by Александр ПЛЮСКОВ.

Суммарно белорусские рестораторы тратят на рекламу и продвижение в Интернете около 1 млн. USD в год, и эта цифра постепенно растет. Вообще все, что связано с общепитом, — один из стремительно развивающихся сегментов белорусского интернет-бизнеса. Сегодня в столице и всех областных центрах можно в режиме online забронировать столик, рассчитать стоимость банкета, заказать с доставкой различные блюда.

В Интернете присутствует абсолютное большинство столичных объектов общественного питания. Собственные сайты имеют единицы, но интерьер и меню любого ресторана в 6 крупнейших городах страны можно увидеть в отраслевом каталоге компании «ARTOX» — relax.by, на сайтах 360.by, сhatoff.by, AllRest.by и некоторых других.

Такие веб-сервисы берут ежеквартальную абонентскую плату за размещение заведения в каталоге, плату за каждый переход клиента непосредственно на сайт заведения. Есть совместные дисконтные программы, когда кафе дает гостю, «пришедшему» с определенного сайта, скидку 5–7%, а еще 5% от стоимости заказа перечисляет хозяину сайта. За бронирование столика платится процент с заказа или фиксированная сумма. Плюс продажа баннеров, платежи за первые места в отдельных рубриках. Продвижением общепита активно занимаются также все белорусские купонно-скидочные сайты, которых уже больше 20.

У рестораторов, имеющих собственную доставку, есть веские причины инвестировать в интернет-маркетинг. Успешная сеть пиццерий ежедневно получает от минчан через сайты от 100 до 250 заказов в день при среднем чеке 10–15 USD в рублевом эквиваленте. На пике сезона, в феврале прошлого года, одной из служб были доставлены заказы по 540 адресам за сутки. Каждая такая фирма может иметь выручку 350–500 тыс. USD в год при достаточно приличной рентабельности. Спрос на доставку суши и шашлыков несколько ниже, но там средний чек заказа «весит» больше.

По сути, в нашей стране такой бизнес делает лишь первые уверенные шаги.

Почему мы отстаем от соседей?

Готовая еда требует стремительной доставки: не более часа. Сегодня в Минске этого не гарантирует никто — у курьеров зачастую уходит 80–90 минут. Днем возят быстро, но пик заказов приходится на время с 17.00 до 21.00, когда городские улицы перегружены транспортом. Даже лидеры рынка признают, что в случае сложной дорожной обстановки заказ будут везти долго. Но ждать еду более 90 минут готовы менее трети клиентов, а более двух часов (что в пятницу и субботу не редкость) — почти никто.

В США и ЕС все пиццерии подключаются к специализированным интернет-сервисам. Крупные сети стараются равномерно распределить свои кафе и суши-бары по городской территории, чтобы до любого квартала можно было доехать менее чем за полчаса. Кстати, этот опыт успешно перенимает Россия.

В Германии немного иная практика — с учетом почтовых округов. Когда человек заказывает еду на сайте Pizza.de, он должен указать свой почтовый индекс — и ему предложат блюда только из близлежащих кафе и ресторанов. Если использовать смартфон или мобильный телефон с доступом в Интернет, то ближайшие заведения находятся автоматически, благодаря геолокации.

У нас, к сожалению, плотность заведений общепита гораздо ниже. Из более чем 30 минских компаний, принимающих через Интернет заказы на доставку еды, всю столицу сетью своих заведений достаточно плотно не покрыл никто. Под брендом «ПиццаТемпо» работают 8 заведений, «Суши Весла» — 6, «Кафе Гараж» — 4, «Престо Пицца», «Планета Суши», «Иль Патио» — по 2. Остальные — это одно заведение или вообще надежно спрятанная от посторонних глаз кухня.

Большинство стационарных кафе доставкой заниматься вообще не рискуют. И не случайно. В холодную погоду развозить привычную для большинства минчан тонкую итальянскую пиццу очень непросто — она мгновенно остывает и теряет вкус. В России ее производят преимущественно по так называемой «американской» технологии, ориентированной на транспортировку. У нас такая рецептура пока широкого применения не нашла. Для доставки других блюд также нужны особые знания и технологии.

К тому же сказываются сложившиеся во многих белорусских семьях традиции готовить дома.

В итоге в почти двухмиллионном Минске рынок доставки пиццы немногим больше, чем в российском Сыктывкаре, столице Республики Коми, с населением 250 тыс. человек. По данным компании «РосБизнесКонсалтинг», в РФ хотя бы раз заказывали пиццу, суши, пироги более 40% горожан, а средний чек в разных субъектах федерации колеблется от 30 до 50 USD. Если бы Минск по заказам вышел хотя бы на уровень российской провинции, рынок увеличился бы с нынешних 4 млн. USD до 15–20 млн.

Заметно сдерживает спрос запрет на дистанционную торговлю алкоголем. В соответствии с белорусским законодательством даже о пиве на сайте упоминать нельзя. В РФ столь жесткого запрета до недавнего времени не было — слабоалкогольные напитки имели свободное хождение в российском Интернете. А ведь вместе со спиртным заказывают как минимум в 2–3 раза больше еды, чем без него. Как отметил один из водителей, работающих на несколько минских кафе, при доставке обедов в офисы на одного человека приходится 40–60 тыс. Br выручки (как правило, привозят не менее 10 порций в одну фирму), в то же время вечерние заказы «подгулявших» компаний — 150–250 тыс. Br на человека.

Большинство пиццерий имеет в ассортименте пиво и более крепкие напитки. Хотя заказать пиво пытаются 20–25% покупателей пиццы, но клиентам его не доставляют. Даже уже сам факт размещения информации о таком товаре в Интернете грозит серьезным штрафом. Сотрудники Министерства торговли регулярно проводят мониторинг веб-страничек кафе и ресторанов, а правоохранительные органы проводят контрольные закупки.

Но если минский рынок доставки готовых блюд только начинает развиваться, то в регионах он вообще пуст. В каждом из областных центров имеется 2–3 заведения, доставляющих пиццу или суши. В крупнейших районных городах — одно, и то не везде. Статистика поисковых запросов в Яндексе и Google, демографические данные и официальные сводки об уровне доходов населения говорят о неограниченных возможностях для развития. Даже с поправкой на более низкий уровень зарплат, чем, например в РФ, очевидно, что на каждый миллион долларов доходов населения вполне может приходиться в разы больше пицц, порций суши и других блюд, чем сегодня.