Первые профессиональные стандарты. — Постепенно они заменят ЕТКС и ЕКСД
В Беларуси создается альтернативная основа при определении работодателями требований к квалификации работников – профессиональные стандарты. Первые документы проходят обсуждение, согласование и утверждение. Актуальные изменения в национальной системе квалификаций в интервью «ЭГ» комментирует директор НИИ труда Минтруда и соцзащиты, кандидат экономических наук, доцент Татьяна Миронова.
– Татьяна Николаевна, насколько острой является проблема укомплектования организаций работниками?
– Существует два аспекта проблемы подбора кадров – количественный и качественный. С одной стороны, организации часто имеют потребность в работниках определенных квалификаций, но не могут найти их на рынке труда. С другой стороны, не секрет, что во многих организациях сохраняется избыточная численность работников, профессиональные характеристики которых уже не отвечают новым требованиям производства. Кроме того, наниматели могут испытывать перспективную потребность в квалифицированных кадрах, подготовка которых пока не осуществляется системой образования.
– Почему возникла необходимость в разработке профессиональных стандартов?
– Это требование современного рынка труда, поддержанное системой государственного управления. Совершенствование национальной системы квалификаций (НСК) определено как направление государственной политики. Работа началась с обсуждения вопросов совершенствования НСК для того, чтобы решить проблему профессионально-квалификационного дисбаланса на рынке труда. В 2013–2015 гг. реализовывались пилотные проекты в секторе информационных технологий и в сфере управленческой деятельности. Далее постановлением Совмина от 24.10.2018 № 764 была утверждена Стратегия совершенствования НСК. Она определила цели и направления улучшения НСК, а также план внедрения в систему квалификаций новых элементов, важнейшим из которых является профессиональный стандарт.
– Что собой представляет профессиональный стандарт?
– Если кратко, то профессиональный стандарт – это характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации работников, необходимой для их выполнения. В профстандарте на основе функционального анализа подробно раскрываются содержание и специфика определенного вида трудовой деятельности.
Системный формат профессионального стандарта по сравнению с квалификационными характеристиками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) имеет много преимуществ для его практического использования в сфере труда и системе образования.
Предполагается, что профессиональные стандарты, регламентируя деятельность работников в соответствии с определенными требованиями, послужат основой для разработки образовательных стандартов и таким образом станут одним из инструментов повышения качества квалификаций. Они также будут являться основой для проведения сертификаций квалификации специалистов по конкретному виду профессиональной деятельности.
– Сколько профессиональных стандартов разработано или находится в разработке?
– Первый профессиональный стандарт разработан секторальным советом квалификаций при Государственном комитете по имуществу на вид трудовой деятельности – оценочная деятельность. Он утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты от 04.09.2018 № 68 и может быть использован для подготовки соответствующего образовательного стандарта. В секторальном совете квалификаций при Минтруда и соцзащиты разработаны и прошли общественное обсуждение проекты трех профстандартов в сфере социального обслуживания.
Минпром представил профессиональный стандарт на разработку, обслуживание и эксплуатацию автоматизированных линий в машиностроении.
В секторальном совете квалификаций при Минэкономики подготовлен профстандарт по управлению коммерческой организацией, в котором отражены трудовые функции руководителя коммерческой организации и установлены требования к квалификации на разных уровнях управления.
В других секторах также началась разработка профессиональных стандартов либо проводятся подготовительные процедуры. В 2019–2021 гг. планируется подготовить 45 профстандартов в нескольких секторах экономики, что позволит получить хороший опыт для дальнейшей масштабной работы в этом направлении.
– Кто разрабатывает профессиональные стандарты?
– Этим занимаются секторальные советы квалификаций. Совет является координирующим и совещательным органом, создается при республиканском органе государственного управления либо при иной организации, направляющей деятельность в определенной сфере. В его состав могут входить представители нанимателей (объединений нанимателей), республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов профессиональных союзов.
К разработке профессиональных стандартов могут подключаться учреждения науки и образования.
– Где уже созданы секторальные советы квалификаций, сколько их?
– В настоящее время секторальные советы функционируют при Минэкономики, Минтруда и соцзащиты, Минпроме, Минстройархитектуры, Минсвязи, Минжилкомхозе, Госкомимуществе, Администрации парка высоких технологий. Планируется их создание и при других органах госуправления.
– Какие виды экономической деятельности являются приоритетными при разработке профессиональных стандартов?
– Секторальный совет сам определяет приоритетные виды трудовой деятельности, для которых необходима разработка профстандартов. В целом актуальными являются машиностроение, строительство, сельское хозяйство, а также прогрессивно развивающиеся сфера услуг и креативные виды деятельности. Именно здесь с помощью внедрения профессиональных стандартов планируется повысить количественный и качественный уровни взаимодействия рынка труда и сферы образования.
– Есть ли отдельные сайты или разделы на сайтах органов государственного управления по вопросам деятельности секторальных советов и разработки профессиональных стандартов?
– Да, эта информация должна размещаться на специальных страницах сайтов госорганов управления. Например, на сайтах Минпрома, Минтруда и соцзащиты размещена информация о нормативно-правовых актах в области совершенствования НСК, методических документах, деятельности секторальных советов и проектах профессиональных стандартов. Планируется, что сайты всех органов госуправления, при которых созданы секторальные советы, будут иметь такие странички с актуальной информацией.
– На какие категории работников разрабатываются профессиональные стандарты в настоящее время – на профессии рабочих или должности служащих?
– Однозначный вывод делать рано. Первые профессиональные стандарты разрабатываются как на профессии рабочих, так и на должности служащих, как это происходит в сфере социального обслуживания. Профстандарты в сфере машиностроения и строительства предусматривают преимущественно профессии рабочих.
– Можно ли ожидать, что с принятием профессиональных стандартов изменятся квалификационные требования к образованию и стажу работы по профессиям/должностям, определенным в ЕТКС и ЕКСД?
– Предполагается, что в процессе формирования и развития НСК профессиональные стандарты будут дополнять, а, возможно, и постепенно заменять систему тарифно-квалификационных (квалификационных) справочников, содержащих квалификационные характеристики профессий рабочих и должностей служащих. Поскольку профессиональные стандарты описывают трудовую деятельность на более высоком уровне обобщения, их количество будет меньшим, чем число характеристик. Это обеспечит большую гибкость и возможность актуализации профессиональных стандартов.
Пока квалификационные справочники и профессиональные стандарты будут иметь одинаковую юридическую силу. Нанимателям предоставляется право самостоятельно принимать решения о применении тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик либо профессиональных стандартов.
– Будет ли применение профессиональных стандартов обязательным для отдельных категорий работников или нанимателей?
– Такой опыт существует. Например, в Российской Федерации с 2016 г. применение профессиональных стандартов всеми работодателями (независимо от формы собственности, в т.ч. предпринимателями) обязательно только в том случае, если требования к квалификации, установленные для отдельных категорий работников, закреплены на законодательном уровне, прописаны в иных нормативных правовых актах.
Для государственных (в т.ч. с долей государственного участия в уставном капитале) организаций предусмотрена обязательность применения профессиональных стандартов. Реализация планов по их введению в этих организациях должна быть завершена к 2020 г.
В остальных случаях профессиональные стандарты при желании работодателя могут быть взяты за основу при определении требований к квалификации работников.
В Беларуси эти вопросы прорабатываются, окончательное решение еще не принято.
– Какой следующий этап после разработки профессиональных стандартов?
– Предполагается, что они станут основой для разработки образовательных стандартов нового типа. Требования к квалификации, отраженные в профстандартах, будут ориентиром для системы образования при подготовке кадров. В перспективе они будут применяться для независимой оценки и сертификации квалификаций.
– Какие изменения в национальной системе квалификаций планируются в 2019 г.?
– Будут разработаны рекомендации по формированию отраслевых (секторальных) рамок квалификаций. Планируется утвердить уровни квалификации для разработки профессиональных стандартов. В дальнейшем будет создана Национальная рамка квалификаций, сопоставимая с Европейской рамкой квалификаций и представляющая собой системное и структурированное по уровням описание квалификаций, признаваемых на национальном и международном уровнях.
– Какой зарубежный опыт наиболее интересен для нас?
– В настоящее время в Беларуси работают эксперты проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», реализуемого при финансовой поддержке Евросоюза. Мы используем международные рекомендации Европейского союза, учитываем опыт Польши, Германии, Эстонии, Словении, Ирландии, других стран. Изучаем эффективные наработки России и Казахстана, чтобы национальные требования соответствовали правилам движения рабочей силы в Евразийском экономическом союзе.
– Какие экономические показатели будут индикаторами эффективности всего проекта обновления НСК?
– Основной экономический эффект будет получен за счет снижения количественных и качественных дисбалансов на рынке труда. Это будет способствовать ускорению темпов экономического роста, как по стране в целом, так и по регионам.
Социальный эффект мы видим в расширении возможностей трудоустройства наших граждан, получении ими адекватных заработков за квалифицированный производительный труд, эффективное использование человеческого потенциала путем обучения в течение всей жизни.