Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Перспективы строительства второй АЭС обсуждают в Беларуси

Посещая недавно Костюковичский район, Александр Лукашенко заявил, что перспективы строительства второй АЭС все же будут рассматриваться правительством, несмотря на то что экономический эффект от строительства БелАЭС оказался далеким от ожиданий.

Проект с заделом на будущее

Намерение правительства рассмотреть вопрос о строительстве второй атомной станции озвучивалось еще до завершения строительства второго энергоблока. А в сентябре 2023 г. о своей готовности приступить к реализации еще одного проекта на территории Беларуси заявил и российский Рос­атом, построивший Бел­АЭС. В конце октября 2023 г. на совещании по вопросам планирования и реализации проектов стратегического характера глава государства вновь поднял вопрос о строительстве второй атомной станции, что, по его словам, позитивно отразилось бы на экономике республики. Тогда же А. Лукашенко заявил о том, что проработки различных сценариев уже начаты и рассматриваются два варианта: строительство двух дополнительных блоков на существующей площадке в Островце или возведение новой станции с двумя блоками в Могилевской области. В феврале 2024 г. стало известно, что Росатом по запросу белорусского правительства прорабатывает два соответствующих варианта увеличения мощности атомной энергетики в Беларуси.

30 апреля 2024 г. тезис об экономических и социальных выгодах строительства в Беларуси второй атомной станции повторно прозвучал в выступлении Александра Лукашенко – во время его визита в Костюковичи в рамках традиционного посещения районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В ходе выступления он подчеркнул, что проект не простой, с ним связано много вопросов и окончательное решение по нему не принято, однако он склоняется к тому, чтобы реализация второго проекта осуществлялась на территории Могилевской области.

Таким образом, в настоящий момент все комментарии относительно перспектив строительства второй атомной станции исходят со стороны лично Александра Лукашенко и представителей корпорации Росатом. И если прагматичные мотивы последних понятны, то желание главы государства объясняется скорее намерением дать стране еще один инвестиционный проект, способный придать мощный импульс ее социально-экономическому развитию, пусть и не в ближайшей перспективе.

Что касается правительства, которому предстоит отвечать за реализацию проекта, оно скорее проявляет разумную осторожность с учетом неоднозначных социально-экономических выгод строительства второй АЭС с точки зрения высокой стоимости проекта, его долгой окупаемости и недостаточного роста потребления электроэнергии для того, чтобы вписать даже ранее построенную станцию в топливно-энергетический баланс.

Так, министр энергетики Виктор Каранкевич, отвечая на вопрос о целесообразности сооружения в Беларуси второй АЭС, пояснил, что с учетом прогнозируемого увеличения потребления электричества, которое будет расти с развитием электротранспорта, увеличением объемов строительства «электродомов» и промышленных предприятий, строительство в Беларуси второй АЭС является актуальным, но это планы не на ближайшие несколько лет, а задел примерно на 2040 год.

БелАЭС – не все так просто

По оценке Минэкономики, с вводом в промышленную эксплуатацию второго энергоблока станция будет ежегодно генерировать около 18,5 млрд кВт·ч, что позволит удовлетворить более 40% внутренних потребностей страны в электро­энергии, замещать около 4,5–5 млрд куб. м импортируемого природного газа в год. Ожидаемое снижение валютной нагрузки на экономику – более 550 млн USD в год.

Ранее сообщалось, что стоимость строительства АЭС составит 7 млрд USD (без учета расходов на возведение социальной и инженерной инфраструктуры). Таким образом, если взять экономию от приобретения природного газа за основной экономический эффект, расчетная окупаемость проекта составит 12,7 года с даты ввода второго энергоблока в эксплуатацию.

Однако не стоит забывать, что, сокращая одни расходы, БелАЭС генерирует другие – в виде приобретения ядерного топлива, затрат на транспортировку и захоронение отходов и т.д. Однако ключевой статьей расходов, связанных со строительством БелАЭС, являются проценты по кредиту, которые, несмотря на достигнутые договоренности по снижению процентной ставки и отсрочке платежей, могут составлять от 200 до 345 млн USD в год.

Однако главная проблема, возникшая в связи с вводом в эксплуатацию БелАЭС, связана с недостаточным ростом энергопотребления. Как мы уже отмечали ранее, проект строительства атомной станции изначально был авансированием ожидаемого в будущем увеличения потребления электричества и перспектив экспорта электроэнергии, поскольку еще задолго до реализации данного проекта энергетическая система Беларуси была сбалансирована, т.е. объема производимой электроэнергии хватало на полное обеспечение потребления в пределах страны, а излишки поставлялись на экспорт. Строительство БелАЭС привело к тому, что производство электроэнергии в Беларуси выросло на треть, однако ухудшение отношений с Украиной, Польшей и балтийскими странами свело на нет перспективы продажи электроэнергии за рубеж, а единственная дружественная страна, которая могла бы ее приобретать – Российская Федерация, – сама производит достаточно электроэнергии, делает это дешевле и поэтому не нуждается в ее покупке.

Единственный остающийся вариант для полной загрузки построенных мощностей – наращивать энергопотребление. Это уже вылилось в реализацию программ по развитию электротранспорта, строительство «электродомов» и т.д. Однако работать приходится не в самых благоприятных условиях – увеличение потребления электричества сдерживается санкционными ограничениями, умеренными темпами роста экономики, продолжающимся сокращением населения, начавшейся модернизацией промышленности, которая приводит к замене старого оборудования с высоким потреблением электричества на более энергоэффективное. В то же время нужно отдать должное правительству, которое в сложных условиях последовательно реализует все намеченные программы, что приводит к постепенному увеличению среднегодовых темпов роста. Так, потребление электроэнергии в стране в 2022 г. составило 38,57 млрд кВт·ч, а в 2023 г. – 41,11 млрд кВт·ч (+6,5%).

Энергетическая рокировка

Однако даже такие темпы являются недостаточными, чтобы уравновесить резкий прирост генерирующих мощностей. Поэтому правительством было найдено решение в виде вывода в резерв части мощностей белорусской энергосистемы, использующих в качестве первичного энергоресурса природный газ. В качестве замещаемых единиц генерирующего оборудования выступили энергоблоки конденсационных электростанций – Лукомльской и Березовской ГРЭС, а также ТЭЦ-5. Сообщается, что это позволит создать необходимые резервные мощности при возникновении в энергосистеме нештатных ситуаций и обеспечит производство электрической энергии в периоды плановых остановок энергоблоков Белорусской АЭС для проведения регламентных работ. Данное решение позволило отчасти решить ситуацию с избытком генерирующих мощностей и уравновесить спрос и предложение.

Однако в любом случае перспектив формирования значительного спроса, который объяснил бы необходимость строительства второй станции, в обозримой перспективе пока не просматривается. Даже если Беларуси удастся прибавлять по 5–6% к потреблению электроэнергии, понадобится не менее 5 лет, чтобы энергетическая система работала без подобных рокировок генерирующих мощностей.

Не стоит забывать, что Беларусь – относительно небольшое государство, имеющее независимую энергетическую систему. Даже до начала строительства первой атомной станции страна самостоятельно обеспечивала свои потребности в электроэнергии. Строительство БелАЭС действительно дало хороший задел на увеличение потребления электричества на ближайшие 8–10 лет. Перспектив экспорта энергии в текущих условиях, как уже отмечалось выше, пока не просматривается, а значит, к вопросу о таком резком увеличении мощностей и реализации дорогостоящего инвестиционного проекта надо подходить взвешенно.

Остается надеяться, что общественная дискуссия, которую инициировал глава государства, покажет, что оснований для реализации такого большого и масштабного проекта в ближайшем будущем все же недостаточно, а риски гораздо выше, чем должен допускать инвестиционный проект такого уровня. Возможно, когда-нибудь Беларуси и понадобится вторая АЭС, но востребованность ее мощностей должна просматриваться еще до начала ее строительства.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений