Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Перерасчет подоходного налога за январь в 2018 году

1. Коммерческая организация в связи с днем рождения своего учредителя (не являлся и не является работником этой организации) приобрела подарочный сертификат магазина мужской одежды стоимостью 200 BYN, и 22.01.2018 г. вручила ему в торжественной обстановке.

Является ли этот сертификат объектом обложения подоходным налогом (далее – налог)? И если да, как надо исчислить налог с этого подарка, если он выдан до принятия Указа Президента от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее – Указ)?

Да, является, но можно применить льготу.

При определении налоговой базы налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (ст. 156 НК). При этом к доходам в натуральной форме относятся в т.ч. полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе (подп. 2.2 п. 2 ст. 157 НК). Таким образом, в рассматриваемой ситуации врученный учредителю подарочный сертификат является его доходом, полученным в натуральной форме.

При налогообложении указанного дохода организация при выдаче подарка (22.01.2018 г.) вправе была применить льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, согласно которому от налога освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от: организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП, – в размере, не превышающем 1678 BYN от каждого источника в течение налогового периода (за исключением доходов, предусмотренных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК); иных организаций и ИП, за исключением доходов, полученных от профсоюзных организаций, – в размере, не превышающем 111 BYN, от каждого источника в течение налогового периода.

Поскольку подарочный сертификат выдан физическому лицу, для которого данная организация не является местом основной работы, эта организация вправе была применить только льготу в пределах 111 BYN (абз. 3 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК). С суммы, превышающей размер указанной льготы, организация должна была исчислить налог в размере 11,57 BYN (200 – 111) х 13% / 100%).

При этом в рассматриваемой ситуации уплатить налог следует путем удержания организацией необходимой суммы из денежных средств, подлежащих выплате (при наличии таковых) учредителю, или внесения им таковой суммы в кассу организации.

Если удержать исчисленную сумму налога с дохода, выплаченного плательщику в натуральной форме, невозможно по причине отсутствия денежных выплат ему и (или) отказа внести причитающиеся суммы налога, налоговый агент обязан в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по налогу (п. 5 ст. 181 НК). Данный налоговый орган, в свою очередь, в 30-дневный срок со дня получения указанного сообщения вручает плательщику извещение на уплату налога. При этом налог уплачивается плательщиками в 30-дневный срок со дня вручения такого извещения.

Указом увеличены размеры доходов, освобождаемых от налога. Так, согласно приложению 9 к Указу доходы, указанные в абз. 3 ч. 1 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, освобождаются от налога в размере 122 BYN от каждого источника в течение налогового периода. При этом положения Указа, касающиеся размеров доходов, освобождаемых от налога, вступили в силу с 27.01.2018 г. и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2018 г. (абз. 3 п. 16 Указа).

Таким образом, после вступления в силу Указа и в связи с тем, что согласно его положениям такие доходы не подлежат обложению налогом в размере 122 BYN от каждого источника в течение налогового периода, организация должна сделать перерасчет налога. В результате размер исчисленного налога составил 10,14 BYN (200 – 122) х 13% / 100%). При этом излишне уплаченная учредителем сумма налога равна 1,43 BYN (11,57 – 10,14) и подлежит возврату учредителю.

Порядок возврата (зачета) налоговым агентом излишне удержанных сумм налога определен в п. 3 ст. 181 НК. Так, в случае прекращения налоговым агентом выплат доходов плательщику (в т.ч. вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине) налоговый агент возвращает излишне удержанный налог плательщику. Такой возврат осуществляется плательщику за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и перечислению в бюджет, или за счет собственных средств налогового агента с последующим возмещением этих расходов за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и перечислению в бюджет.

В случае, если у организации – налогового агента отсутствуют выплаты доходов физическим лицам (в т.ч. вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора) либо налоговым агентом не ведется финансово-хозяйственная деятельность, сумм излишне удержанного налога возвращаются плательщику налоговым органом на основании его заявления, представляемого в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента. Данный налоговый орган не позднее 5 дней со дня подачи заявления плательщика истребует у налогового агента документы, подтверждающие факт излишнего удержания и перечисления в бюджет налога с доходов плательщика. Налоговый агент в 7-дневный срок со дня получения этого обращения обязан представить необходимые документы налоговому органу. При этом возвратить плательщику сумм излишне удержанный налог налоговый орган должен не позднее одного месяца со дня подачи заявления плательщиком.

2. Организация в связи с 70-летием своего бывшего руководителя (сейчас находится на пенсии) 08.01.2018 г. подарила ему планшет стоимостью 1750 BYN.

Является ли этот планшет объектом обложения налогом? И если да, как надо было исчислить налог с данного подарка, если он выдан до принятия Указа?

Да, является, но можно применить льготу.

При определении налоговой базы налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (см. вопрос 1). В рассматриваемой ситуации подаренный бывшему руководителю планшет является его доходом, полученным в натуральной форме.

При налогообложении указанного дохода организация при выдаче подарка (08.01.2018 г.) вправе была применить льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК (см. вопрос 1). Поскольку в рассматриваемой в вопросе ситуации планшет подарен организацией физическому лицу – пенсионеру, ранее работавшему в этой организации, для которого она была местом основной работы, организация вправе была на момент вручения планшета применить льготу в пределах 1678 BYN (абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК). С суммы, превышающей размер указанной льготы, организация должна была исчислить  налог в размере 9,36 BYN (1750 – 1678) х 13% / 100%).

При этом в рассматриваемой ситуации, как и в вопросе 1, налог должен быть уплачен путем удержания организацией необходимой суммы из денежных средств, подлежащих выплате этому физическому лицу (при наличии таковых) или внесения им необходимой суммы в кассу организации. При невозможности сделать это алгоритм действий будет тем же, что и в вопросе 1.

Указом, как уже отмечалось, увеличены размеры доходов, освобождаемых от налога. Так, согласно приложению 9 к Указу доходы, указанные в абз. 2 ч. 1 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, освобождаются от налога в размере 1847 BYN от каждого источника в течение налогового периода. При этом положения Указа, касающиеся размеров доходов, освобождаемых от налога, вступили в силу с 27.01.2018 г. и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2018 г. (абз. 3 п. 16 Указа № 29).

Таким образом, после вступления в силу Указа и в связи с тем, что согласно его положениям такие доходы не подлежат обложению налогом в размере 1847 BYN от каждого источника в течение налогового периода, организация должна сделать перерасчет налога. С учетом того, что размер установленной Указом льготы превышает стоимость подаренного планшета, объект налога в рассматриваемой в вопросе ситуации отсутствует. Следовательно, излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату бывшему руководителю.

Порядок возврата (зачета) налоговым агентом из­лишне удержанных сумм налога описан в вопросе 1.

3. Работнику организации (место основной работы) предоставлен ежегодный трудовой отпуск с 27.12.2017 г. по 26.01.2018 г. При этом сумма отпускных составила 620 BYN, в т.ч. сумма отпускных, начисленная за декабрь 2017 г., составила 50 BYN, а за январь 2018 г. – 570 BYN. Начисленная зарплата за отработанные в декабре 2017 г. дни составила 530 BYN. Этому работнику 26.12.2017 г. выплачена зарплата за отработанные в декабре 2017 г. дни, а также отпускные. В соответствии с установленными в организации сроками выплаты зарплаты данному работнику 05.02.2018 г. выплачивается зарплата за вторую половину января 2018 г., начисленный размер которой составил 45 BYN. Данный работник права на стандартные налоговые вычеты, установленные подп. 1.2 и 1.3 п. 1 ст. 164 НК, не имеет.

Как организации исчислить налог с сумм, выплаченных работнику доходов с учетом норм Указа?

Доходы за период нахождения плательщика в отпуске, пособия по временной нетрудоспособности, перерасчеты доходов за выполнение трудовых или иных обязанностей), начисленные в одном месяце, но приходящиеся на другие месяцы (в т.ч. предыдущего или следующего календарного года), включаются в доходы месяца, за который они начислены (п. 12 ст. 172 НК).

Таким образом, в рассматриваемой в вопросе ситуации с учетом положений п. 12 ст. 172 НК отпускные в размере 50 BYN организация должна была включить в состав доходов декабря 2017 г., с которых по совокупности с зарплатой за этот месяц (530 BYN) надо было исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог. При этом сумма налога, подлежащая удержанию с этих доходов, составит 75,40 BYN ((530 + 50) х 13% / 100%). Отдельно организации надо исчислить налог с суммы отпускных, начисленных за январь 2018 г. (570 BYN): указанная сумма включается в состав доходов следующего календарного года и подлежит налогообложению по совокупности с другими полученными в январе 2018 г. доходами.

При исчислении в декабре 2017 г. налога с суммы отпускных за январь 2018 г. организация не вправе была предоставить этому работнику стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК в размере 93 BYN, поскольку его доход на момент выплаты за этот месяц превысил 563 BYN. Сумма налога при этом составила 74,10 BYN (570 х 13% / 100%). Таким образом, организация при выплате в декабре 2017 г. зарплаты за отработанные в декабре 2017 г. дни и отпускных должна была удержать с них налог в размере 149,50 BYN (75,40 + 74,10).

Согласно приложению 10 к Указу стандартный налоговый вычет, установленный в подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, применяется в размере 102 BYN в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 620 BYN в месяц. При этом, как отмечалось в вопросах 1 и 2, положения Указа, касающиеся размеров налоговых вычетов по налогу, вступили в силу с 27.01.2018 г. и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2018 г.

Следовательно, при исчислении налога с зарплаты за январь 2018 г. организация должна сделать перерасчет налога с учетом размеров стандартных налоговых вычетов, установленных Указом с 01.01.2018 г., а также суммы отпускных за этот месяц и удержанной с них суммы налога.

Таким образом, налог, подлежащий к удержанию из зарплаты за январь 2018 г. отсутствует, а излишне уплаченная сумма налога составит 7,41 BYN ((570 + 45 – 102) х 13% / 100 % – 74,10).

На основании изложенного при выплате зарплаты за январь 2018 г. организация должна выплатить работнику сумму в размере 52,41 BYN (45 + 7,41).

4. Работнику организации (место основной работы) предоставлен трудовой отпуск на 24 календарных дня – с 8 января по 31 января 2018 г. Сумма начисленных отпускных – 460 BYN. Начисленная сумма зарплаты за отработанные в январе 2018 г. дни – 150 BYN. Данный сотрудник воспитывает 10-летнюю дочь, а также является инвалидом с детства. Этому работнику 05.01.2018 г. организация выплатила зарплату за отработанные в январе 2018 г. дни и отпускные. При этом сумма налога, исчисленного и удержанного с зарплаты и отпускных, составила 58,76 BYN ((460 + 150 – 27 – 131) x 13% / 100%).

Следует ли организации сделать перерасчет налога?

При определении размера налоговой базы из начисленного дохода производится вычитание стандартных налоговых вычетов в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется налог (ч. 1 п. 3 ст. 156 НК).

Указом увеличены размеры стандартных налоговых вычетов. Так, согласно приложению 10 к Указу установлены следующие размеры стандартных налоговых вычетов: 102 BYN в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 620 BYN в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК); 30 BYN в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК); 144 BYN в месяц для категории плательщиков, перечисленных в подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК. При этом положения Указа, касающиеся размеров налоговых вычетов по налогу, вступили в силу с 27.01.2018 г. и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2018 г.

Следовательно, после вступления в силу Указа организации надо сделать перерасчет налога с доходов, выплаченных этому работнику. Так, размер налога, подлежащий к удержанию организацией с зарплаты за январь 2018 г. и отпускных составит 43,42 BYN ((460 + 150 – 102 – 30 – 144) х 13% / 100%). При этом размер излишне удержанного налога составил 15,34 BYN (58,76 – 43,42).

Порядок возврата (зачета) налоговым агентом излишне удержанных сумм налога определен в п. 3 ст. 181 НК. Так, в случае прекращения налоговым агентом выплат доходов плательщику (в т.ч. вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине) налоговый агент возвращает излишне удержанный налог плательщику. Такой возврат осуществляется плательщику за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и перечислению в бюджет, или за счет собственных средств налогового агента с последующим возмещением этих расходов за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и перечислению в бюджет.

В случае, если у организации – налогового агента отсутствуют выплаты доходов физическим лицам (в т.ч. вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора) либо налоговым агентом не ведется финансово-хозяйственная деятельность, сумм излишне удержанного налога возвращаются плательщику налоговым органом на основании его заявления, представляемого в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента. Данный налоговый орган не позднее 5 дней со дня подачи заявления плательщика истребует у налогового агента документы, подтверждающие факт излишнего удержания и перечисления в бюджет налога с доходов плательщика. Налоговый агент в 7-дневный срок со дня получения этого обращения обязан представить необходимые документы налоговому органу. При этом возвратить плательщику сумм излишне удержанный налог налоговый орган должен не позднее одного месяца со дня подачи заявления плательщиком.

5. Строительная организация в соответствии с заключенным с физическим лицом, не являющимся ИП, договором подряда, 10.01.2018 г. начислила ему 585 BYN за выполненные в декабре 2017 г. и в январе 2018 г. работы по дизайну интерьера. У данного лица отсутствует место основной работы, при этом оно не имеет права на стандартные налоговые вычеты, установленные подп. 1.2 и 1.3 п. 1 ст. 164 НК.

Как организации следует исчислить налог с указанного дохода, если он выплачен до вступления в силу Указа? Следует ли организации сделать перерасчет налога и если да, то в каком порядке?

Доходы, выплачиваемые по решению суда (за исключением отпускных, пособий по временной нетрудоспособности, перерасчетов доходов за выполнение трудовых или иных обязанностей), а также доходы, выплачиваемые в виде индексации денежных доходов, в виде премий и иных вознаграждений, доходы по договорам гражданско-правового характера включаются в доходы того месяца, в котором осуществляется их начисление, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются (п. 12 ст. 172 НК).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации строительная организация как налоговый агент с учетом положений п. 12 ст. 172 НК доходы по договору подряда должна включить в доходы того месяца, в котором они начисляются, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются.

Следовательно, доходы физического лица за декабрь 2017 г. включаются в состав доходов января 2018 г. и подлежат обложению налогом по ставке в размере 13%. При этом строительная организация не вправе была предоставить данному физическому лицу стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, в размере 93 BYN, поскольку его доход за месяц превысил 563 BYN. Удержанный строительной организацией налог составил 76,05 BYN (585 х 13% / 100%).

Согласно приложению 10 к Указу стандартный налоговый вычет, установленный в подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, применяется в размере 102 BYN в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 620 BYN в месяц.

После вступления в силу Указа и в связи с тем, что согласно его положениям стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, применяется при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 620 BYN в месяц, строительная организация должна сделать перерасчет налога с дохода, выплаченного физическому лицу по договору подряда.

Таким образом, размер налога, подлежащий к удержанию организацией с указанного дохода, составит 62,79 BYN ((585 – 102) х 13% / 100%). При этом размер излишне удержанного налога составил 13,26 BYN (76,05 – 62,79).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений