Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Социум
25.10.2002 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пенсионная система: реалии и будущее

Состоявшийся на минувшей неделе очередной семинар руководителей республиканских и местных органов власти был посвящен решению проблем социальной сферы, в том числе -- пенсионного обеспечения. Тема эта волнует миллионы граждан и давно стала головной б...

Состоявшийся на минувшей неделе очередной семинар руководителей республиканских и местных органов власти был посвящен решению проблем социальной сферы, в том числе -- пенсионного обеспечения. Тема эта волнует миллионы граждан и давно стала головной болью государства, с боем собирающего средства на содержание пенсионеров. Естественно, что большая часть доклада на семинаре министра труда и социальной защиты Антонины МОРОВОЙ, фрагменты которого мы предлагаем вниманию читателей, была отдана именно задачам совершенствования и, в перспективе, реформирования пенсионной системы.

Пенсионная система Беларуси, сложившаяся в своей основе в иной социально-экономической обстановке, вплоть до последнего времени функционировала относительно стабильно, изыскивая возможности для содержания 2,5 млн. пенсионеров.

Однако в последние годы относительная финансовая устойчивость пенсионной системы оказалась все более подверженной неблагоприятному влиянию ряда факторов, лежащих как внутри самой пенсионной системы, так и за ее пределами. К их числу относятся:

-- средний размер заработной платы, являющейся базой страховых взносов;

-- размер страхового тарифа взноса из заработной платы;

-- численность работающих, из заработной платы которых уплачиваются взносы;

-- численность пенсионеров.

В виде формулы это будет выглядеть так:

         ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА х ЧИСЛО РАБОТНИКОВ х СТРАХОВОЙ ТАРИФ
ПЕНСИЯ = -------------------------------------------------------
              ЧИСЛО ПЕНСИОНЕРОВ
Естественно, пенсионная система не может повлиять ни на уровень зарплаты работников, ни на происходящие демографические процессы.

Что касается размера тарифа отчислений на социальное страхование, то он во многом определяется финансовыми возможностями предприятий, являющихся плательщиками страховых взносов.

Полагаем, что этот тариф у нас и так высок (35%+1%). А его дальнейшее повышение приведет к повышению себестоимости и снижению конкурентоспособности продукции, росту задолженности по платежам в Фонд социальной защиты населения, усугубит финансовое положение предприятий.

Следует также отметить, что в Беларуси сейчас идет интенсивный процесс сокращения доли работающего населения и соответственно увеличения доли пенсионеров, что характерно для многих стран. На 100 работающих в 1990 г. приходилось 46 пенсионеров, в текущем -- уже 60. С 2002 г. начинается рост рядов пенсионеров при снижении числа занятых в экономике (на пенсию уходит поколение послевоенного демографического бума, а в трудовую деятельность приходит поколение демографического кризиса). В результате за 7 месяцев т.г. число "новых" пенсионеров увеличилось на 23%. В последующие годы рост их численности может стать двукратным.

Кроме того, в последнее время мы столкнулись с проблемой просроченной задолженности субъектов хозяйствования по уплате страховых взносов в Фонд социальной защиты населения. За 2001 год она выросла более чем в 5 раз, за 8 месяцев т.г. -- еще в 2 раза. Есть также проблема неурегулированности финансовых обязательств бюджета перед Фондом соцзащиты.

Ряд возникших трудностей порожден элементами нерациональной организации самой пенсионной системы.

Так, законодательством предусмотрено значительное число оснований (всего -- более 20) для установления различного рода пенсионных льгот. Каждый пятый работник уходит на пенсию по возрасту или за выслугу лет на 5--10 лет раньше. В трудовой стаж для начисления пенсии засчитываются так называемые кредитные периоды, во время которых не производилась уплата страховых взносов (уход за ребенком в возрасте до 3-х лет, служба в армии по призыву, обучение, уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом). Все это -- не только значительная дополнительная финансовая нагрузка на пенсионную систему, но и проявление социальной несправедливости в отношении выходящих на пенсию на общих основаниях работников, за счет урезания размеров пенсий которых фактически финансируются данные льготы.

Нельзя признать оптимальным и сам распределительный принцип финансирования пенсий, когда на содержание состоявшихся пенсионеров идут текущие отчисления от зарплаты ныне работающих. Пенсионная система сейчас работает по принципу: плачу не за себя, а для других, чтобы потом другие платили за меня. Анализ показывает, что такой способ финансирования ведет к искажению баланса между накопленными пенсионными правами и размерами реальных пенсий, т.е. к их усреднению. Соотношение между индивидуальными размерами пенсий и прошлым заработком для разных пенсионеров находится в диапазоне от 16% (для высокооплачиваемых) до 284% (для низкооплачиваемых), при среднем -- 45%. Этот огромный перераспределительный эффект есть проявление изрядной социальной несправедливости.

Участие в системе государственного социального страхования, как известно, является обязательным. Однако для значительной части работников (нанимателей) и предпринимателей система не привлекательна из-за реальных или потенциальных переплат в эту систему, а также ее финансовой неустойчивости.

Каким видится выход из сложившейся ситуации?

Прежде всего, необходимо разделить пенсионное страхование и пенсионное обеспечение, т.е. четко разграничить финансовые обязательства Фонда социальной защиты населения и бюджета.

Складывающаяся ситуация ставит вопрос и о такой непопулярной мере, как постепенное повышение пенсионного возраста. Это могло бы стать одним из экономически значимых резервов для укрепления пенсионной системы. Многие страны, включая высокоразвитые, в целях противодействия негативному влиянию на пенсионную систему процесса старения населения пошли на существенное повышение пенсионного возраста. Из наших ближайших соседей не сделали этого только Россия и Украина.

Бытует мнение, что мы также не можем этого себе позволить из-за сокращения продолжительности жизни населения Беларуси за последние 10--12 лет.

На самом деле, ввиду последствий Чернобыльской трагедии, увеличения стрессовых нагрузок на экономически активное население, алкоголизма и наркомании, возрастания детской смертности и смертности в трудоспособном возрасте в республике за этот период значительно снизился показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении (подсчитывается как средневзвешенная величина из средних показателей для разных возрастов). Она составляет чуть более 63 лет для мужчин и 74 года для женщин.

Однако на пенсионную систему практическое влияние оказывает не продолжительность жизни рождающихся, основная часть которых только через многие десятилетия достигнет пенсионного возраста, а ожидаемый период дожития лиц, уже достигших такого возраста. Продолжительность "пенсионной жизни" у нас составляет более 14 лет у мужчин и более 23 лет у женщин. Данные показатели вполне соответствуют продолжительности пенсионных периодов большинства западных государств (это данные Международной организации труда).

Для противодействия росту демографической и экономической нагрузки в пенсионной системе расчеты показывают целесообразность доведения пенсионного возраста до 62 лет и 6 месяцев для мужчин (ежегодно увеличивая на 3 месяца) и до 60 лет -- для женщин (ежегодно увеличивая на 6 месяцев). Последние составляют 2/3 от численности пенсионеров, и период получения пенсии у них в 1,5 раза дольше, чем у мужчин. Без осуществления подобной меры практически невозможно будет радикально поправить финансовую ситуацию в пенсионной системе, связанную со старением населения.

Кроме того, следует осуществить упорядочение законодательных норм о досрочных, льготных пенсиях и кредитных периодах. При этом данные льготы полностью или частично могут быть сохранены, но должны быть выведены из системы обязательного государственного социального страхования и финансироваться за счет средств нанимателя, у которого имеются основания для назначения досрочных пенсий, т.е. тяжелые и вредные условия труда.

Предлагаемые меры представляются реальным резервом, который позволил бы существенно облегчить финансовую нагрузку на пенсионную систему уже на первых порах.

Вместе с тем, анализ структуры нашей пенсионной системы, опыт других государств, которые провели крупномасштабные пенсионные реформы, в том числе Россия (всего с 1992 г. они проведены более чем в 140 странах), диктуют необходимость осуществления более глубоких преобразований, в том числе путем подготовки и постепенного введения в пенсионную систему Беларуси накопительного компонента.

Именно индивидуальная накопленная пенсия, а не перераспределенная и усредненная в наибольшей степени соответствует сущности пенсии как части отложенной и накопленной зарплаты.

Переход к основанным на персонификации и накоплении пенсионным программам способен дать значительную прибавку к накапливаемым пенсионным средствам за счет их капитализации и, кроме того, привлечь в национальную экономику значительные дополнительные инвестиции.

Вместе с тем, для быстрого и масштабного перехода к обязательному накопительному компоненту финансирования пенсий у нас в настоящее время нет возможностей.

Во-первых, для организации индивидуальных накопительных счетов необходимо завершить весь комплекс мер по персонификации учета застрахованных.

Во-вторых, понадобится создание новых административных структур по управлению накапливаемыми пенсионными средствами (специализированных пенсионных подразделений, управляющих компаний, депозитариев, страховых компаний и т.д.), а также контрольных органов. Необходима подготовка высококвалифицированных специалистов.

В-третьих, и это -- самая главная проблема, следует изыскать источник финансирования накопительного компонента для основной части работающих при обеспечении должного уровня выплачиваемых пенсий уже состоявшимся пенсионерам. Это практически нельзя сделать за счет разделения средств, направляемых в действующую, распределительную систему пенсионного страхования. Если мы оттуда будем хоть что-то брать, чтобы направлять на индивидуальные накопительные счета работающих, то тем самым уменьшим пенсии состоявшихся пенсионеров.

С учетом этого, введение накопительного компонента первоначально можно планировать лишь в размере нескольких процентов (1--2%) от тарифа на выплату пенсий по возрасту. Необходимые финансовые средства могут быть изысканы за счет осуществления предложенных мер по оптимизации национальной пенсионной системы.

Для осуществления всего комплекса подготовительных работ по введению в пенсионную систему накопительного компонента может потребоваться не менее 3 лет.

Целесообразным было бы также оказать государственное содействие, прежде всего в форме налоговых льгот, более интенсивному развитию осуществляемого нанимателями и самими работниками дополнительного, добровольного (коллективного и индивидуального) пенсионного страхования, также построенного по накопительному принципу.

Предложенные меры позволили бы существенно разгрузить систему государственного пенсионного страхования, оптимизировать и укрепить ее финансово, сделать более привлекательной для всех участников.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений