Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
14.09.2018 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №69 (2173) от 14.09.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пенсионная реформа в России: — повод для размышлений

Сергей Коротаев

Вопросы реформирования пенсионной системы едва ли не самые актуальные сегодня. Объяснение этому одно – каждый когда-то будет пенсионером или уже пенсионер. И потому всех нас волнует вопрос: будем жить или выживать, уйдя на, как ранее говорили, «заслуженный отдых». Тема тем более интересна, поскольку пенсионная реформа «вершится» прямо сегодня у нашего стратегического партнера – России, шаги которого, возможно, могут стать ориентиром и для наших законодателей.

Остановимся на анализе некоторых предложений, высказанных по пенсионной тематике Президентом России Владимиром Путиным, отдельными бизнес-объединениями РФ, а также группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации от «Единой России».

Речь, в частности, идет о предложениях по социальной защите граждан предпенсионного возраста в связи с планируемым увеличением в России пенсионного возраста у мужчин до 65 лет, у женщин – до 60 лет.

За профессиональной оценкой этих предложений мы обратились к директору аудиторской компании «АудитКонсульт», доктору экономических наук, профессору Сергею КОРОТАЕВУ.

В своем телеообращении к народу по поводу задуманной властями пенсионной реформы В. Путин заявил, что за увольнение сотрудников предпенсионного возраста стоит предусмотреть административную и даже уголовную ответственность. В поправках, которые он внес в Госдуму 6 сентября т.г., за отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста предлагается ввести штрафы до 200 тыс. RUB (или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев) или обязательные работы до 360 часов.

– Насколько эффективно это предложение?

– Оно радикальное и где-то даже популистское, особенно, что касается уголовной ответственности работодателей. Но будет ли оно работать? Как следует из телеобращения, предпенсионный возраст – это 5 лет до наступления срока выхода работника на пенсию. То есть работодатель в течение 5 лет до выхода работника на пенсию не сможет его уволить, поскольку получит «по полной», вплоть до уголовной статьи.

Нам кажется, что это сомнительное предложение. Во-первых, если работник «неугоден» работодателю, не представляет для него интереса (низкая производительность труда, нарушение трудовой дисциплины и т.п.), работодатель подумает о том, как заранее избавиться от него – до начала действия 5-летнего моратория на увольнение.

Во-вторых, мы должны понимать, что для работодателя важен не возраст работника, а его вклад в компанию, профессионализм. И если работник действительно полезен, то работодатель сам продлит с ним и предпенсионные и послепенсионные отношения.

Одно из крупнейших бизнес-объединений – «Деловая Россия» – предложило Кремлю свой вариант стимулирования компаний, чтобы они могли сохранять на своих должностях сотрудников предпенсионного возраста: с 2024 г. освободить от выплат взносов за сотрудников нового пенсионного возраста. По задумке, такая льгота должна действовать в случае, если сотрудник проработал весь 5-летний предпенсионный период в одной компании и после наступления пенсионного возраста продолжил в ней работать.

– Следует ли нам пойти по такому же пути, защищая граждан предпенсионного возраста?

– Безусловно, такое предложение вполне логично. Вместе с тем оно затрагивает не самого пенсионера (его заработок не увеличивается), а непосредственно работодателя, который будет в таком случае уплачивать меньшую сумму отчислений в пенсионный фонд.

На наш взгляд, предлагаемая мера имеет исключительно локальный (частный) характер, поскольку касается только тех, кто работал в одной компании весь предпенсионный период и продолжает работать в ней после выхода на пенсию.

Но чем такие граждане отличаются от тех, кто работал в предпенсионный период в нескольких компаниях? Почему в последнем случае просматривается дискриминация второго и последующих работодателей, принявших на работу гражданина предпенсионного возраста?

Кроме того, не исключено, что при реализации такого предложения мы в итоге столкнемся с ситуацией, когда по штату в компании будут числиться граждане предпенсионного и пенсионного возраста, с заработка которых работодатель не уплачивает отчисления в пенсионный фонд, а фактически их работу будут выполнять сотрудники, которым далеко до пенсии.

Так что к озвученному выше предложению следует относиться крайне осторожно.

Другое объединение – «Опора России», а также Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в целях сохранения рабочих мест будущих пенсионеров предложили не отменить, а снизить пенсионные взносы для сотрудников предпенсионного возраста в 1,5–2 раза.

– Может быть, стоит выбрать этот вариант защиты лиц предпенсионного возраста, поскольку он "лояльнее" предыдущего?

– Кроме доводов, на которые мы сослались выше, рассматривая предложение по отмене уплаты пенсионных взносов в отношении работников предпенсионного возраста, и которые действенны для рассматриваемого предложения, дополнительно отметим следующее.

В Беларуси ФСЗН, за счет средств которого осуществляются выплаты пенсии, уже в течение ряда лет, а точнее с 2015 г., имеет значительный дефицит этих средств. В конечном счете дефицит ФСЗН покрывается за счет средств бюджета. Так, например, в прошедшем году в ФСЗН из бюджета было направлено 520 млн. BYN, в текущем году на бюджетную поддержку ФСЗН предусмотрено почти 700 млн. BYN.

В этой связи, рассматривая предложения россиян применительно к национальной пенсионной системе, следует четко определиться: либо уменьшать отчисления в ФСЗН с зарплаты лиц предпенсионного возраста и усугублять дефицит ФСЗН, либо принимать эффективные меры по его сокращению.

При этом не следует ограничиваться увеличением пенсионного возраста, что уже произошло в Беларуси и вряд ли даст длительный эффект. Следует уже сегодня думать о создании двухкомпонентной пенсионной системы, включающей помимо государственной системы пенсионного страхования также и систему добровольного пенсионного страхования.

Что касается поддержки работодателей в Беларуси, то, может быть, следует подумать об освобождении их от уплаты отчислений в ФСЗН с доходов работающих пенсионеров (по трудовым и гражданско-правовым договорам), поскольку «свою» пенсию эти граждане уже заработали. Тут есть свои, как говорится, «закавыки», но, во всяком случае, это предложение более логичное, чем освобождение от уплаты в ФСЗН лиц предпенсионного возраста.

Группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации от «Единой России» внесла в нижнюю палату парламента первый пакет поправок к правительственному законопроекту об изменении пенсионной системы РФ.

Данный пакет, как это следует из средств массовой информации, предусматривает, в частности, поправку о «досрочном установлении страховой пенсии (за 2 года до достижения пенсионного возраста) гражданам с большим трудовым стажем: 42 года для мужчин и 37 лет для женщин», что на 3 года меньше, чем предлагалось в законопроекте изначально.

– Следует ли нам подумать о том, чтобы граждане, имеющие большой трудовой стаж, могли уходить на пенсию до достижения установленного законодательством пенсионного возраста?

– Предложение «единороссов», безусловно, очень привлекательно и не только имеет «право на жизнь», но должно быть в эту жизнь воплощено. Даже несмотря на то, что ФСЗН в Беларуси формируется сегодня с дефицитом.

В соответствии с национальным законодательством (ст. 11 Закона «О пенсионном обеспечении») право на пенсию по возрасту на общих основаниях при достижении общеустановленного пенсионного возраста имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины – при стаже работы не менее 20 лет.

Разбежка в размере пенсии у тех, кто отработал минимальные для назначения пенсии 25 или 20 лет и у тех, кто отработал едва ли не вдвое больше, крайне незначительна, что объясняется существующим механизмом исчисления пенсии (ст. 23 Закона «О пенсионном обеспечении»). И это при том, что с заработка того, кто отработал больше, работодатель в течение всех лет работы уплачивал отчисления в ФСЗН, формируя источник для уплаты пенсий другим гражданам.

Возникает закономерный вопрос: зачем работать больше минимального срока для назначения пенсии по возрасту, если пенсия будет почти такой же, как у тех, кто работал практически всю жизнь? Полагаем, что законодательное предоставление возможности досрочного выхода на пенсию для граждан с большим трудовым стажем – это заслуженная компенсация за их многолетний труд.

Особенно такая мера актуальна для мужчин (надеюсь, женщины меня простят), поскольку, согласно данным ВОЗ за 2017 г., средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси составляет 68 лет, а установленный возраст выхода на пенсию – 63 года.

И в заключение. Повышение пенсионного возраста в Беларуси, которое произошло пару лет назад, – это, конечно, один из способов поправить дела с ФСЗН – уменьшить его дефицит. Вместе с тем следует понимать, что оно не решает проблемы на длительную перспективу, ибо увеличивать пенсионный возраст до бесконечности невозможно.

В связи с этим надо искать другие пути гарантированного пенсионного обеспечения граждан в старости. Тем более, что мировая практика такой опыт имеет.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений