Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Консультации
23.05.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отвечаем на претензию

Отвечаем на претензиюЕсли ваша организация получила претензию от контрагента, в любом случае следует направить ответ вне зависимости от согласия или несогласия с предъявленными требованиями. Молчание в такой ситуации может привести к неблагоприятным последствиям.

Пунктом 6 приложения 1 к ХПК «Претензионный порядок урегулирования спора» (далее – Порядок) установлено, что получатель претензии в месячный срок со дня ее получения, если иной срок не установлен законодательством или договором, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

Чем же грозит молчание? Последствия бывают разными. Например, в договоре может быть указано, что отсутствие ответа на претензию в течение определенного срока расценивается как согласие с предъявленными требованиями. Если отправитель претензии предупреждает, что из-за нарушения договора со стороны контрагента он планирует предпринять определенные действия (например, приостановить выполнение работ), то молчание адресата претензии будет означать, что он согласился с этими действиями и они являются правомерными.

Кроме того, в п. 8 Порядка предусмотрены императивные последствия неполучения ответа на претензию в установленный срок:

– заявитель претензии получает право на предъявление иска в экономический суд в установленном ХПК порядке;

– претензия, доказательства ее направления и неполучение ответа означают признание (неоспаривание) получателем претензии требований, которые могут быть заявлены в приказном производстве (ч. 2 п. 5 постановления Пленума ВХС от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства»).

Форма и содержание

Требования к форме и содержанию ответа на претензию, по сути, аналогичны требованиям к самой претензии.

Из положений п.п. 6 и 7 Порядка следует, что ответ на претензию составляется в письменной форме, подписывается получателем претензии или его представителем и должен содержать:

– фамилию, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;

– дату предъявления ответа на претензию;

– сведения о результатах рас­смотрения претензии;

– признание (непризнание) предъ­явленных требований;

– доказательства, подтверждающие позицию получателя претензии;

– контррасчет суммы требования;

– перечень документов, прилагаемых к ответу.

Следует иметь в виду, что ответ на претензию направляется заявителю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись.

Однако даже если претензия направлена способом, не предусмотренным законодательством или договором, то для подтверждения соблюдения претензионного порядка представляются доказательства получения должником претензии (например, претензия на­правлена по электронной почте, когда в договоре подобный способ не предусмотрен, и на нее получен ответ). При наличии таких доказательств претензионный порядок считается соблюденным (п. 13 постановления Пленума ВХС от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции»).

Ответ на претензию следует:

– изложить в свободной форме;

– оформить в письменном виде;

– адресовать заявителю претензии;

– подписать (это должен сделать получатель претензии лично либо иное лицо, на это уполномоченное);

– направить по почтовому адресу, который указан в претензии как адрес для ответа.

По содержанию текст ответа на претензию существенно отличается от текста самой претензии. При этом текст ответа на претензию будет различным в зависимости от того, согласен ли с ней получатель претензии или нет.

Согласие с претензией

Согласие с претензией означает, что получатель претензии готов удовлетворить требования заявителя, изложенные в претензии, в полном объеме или в части. Соглашаться с претензией стоит тогда, когда судебное разбирательство с большой долей вероятности будет в пользу контрагента.

Согласие с претензией позволит кредитору взыскать задолженность во внесудебном порядке путем совершения исполнительной надписи (абз. 26 ч. 1 п. 1 Указа Президента от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности»). Для должника это означает на порядок меньший размер возмещения расходов по уплате гос­пошлины, нежели возмещение судебных расходов, в т.ч. расходов по оплате услуг представителей.

Кроме того, в ответе на претензию можно попросить контрагента не применять к вам штрафные санкции или уменьшить их размер либо увеличить срок исполнения обязательства. Заявитель претензии может согласиться на такие уступки, чтобы сэкономить время и денежные средства на обращение в суд.

Если получатель претензии просит рассрочку исполнения своих обязательств, к ответу нужно приложить предполагаемый план выполнения своих обязательств, например, график погашения задолженности. Если к моменту написания претензии требования контрагента, направившего претензию, уже были выполнены, то на это необходимо прямо указать в ответе на претензию.

Таким образом, в ответе может содержаться:

– подтверждение полного или частичного признания требований;

– уведомление контрагента о порядке и сроке удовлетворения требований, изложенных в претензии;

– сообщение об удовлетворении заявленных требований.

Несогласие

Если получатель претензии не согласен выполнить требования, указанные в претензии, то в ответе ему необходимо привести правовые и фактические возражения по каждому из требований. При этом возражения можно разделить на следующие виды:

1) возражения, отрицающие фактические обстоятельства либо правовые доводы, изложенные в претензии. Получатель претензии просто отрицает доводы претензии указанием на то, что факты, изложенные в претензии, не соответствуют действительности. Однако адресат не приводит собственных аргументов в подтверждение его позиции;

2) аргументированные возражения против фактических обстоятельств либо правовых доводов, изложенных в претензии:

– возражения, прямо опровергающие доводы претензии;

– возражения, которые прямо не опровергают фактические обстоятельства либо правовые доводы претензии, но содержат иные аргументы, при которых требования претензии не могут быть удовлетворены.

В данном случае возражения получателя претензии подтверждаются доказательствами, ссылками на нормы законодательства и условия договора.

Однако повторимся, что субъекту хозяйствования в любом случае следует ответить на претензиюэто позволит в большей степени защитить его права и законные интересы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by