Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9994
EUR:
3.4921
RUB:
3.6959
BTC:
111,590.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отсрочка НДС при импорте оборудования

Производство конкурентоспособной продукции, выполнение работ, оказание услуг невозможно себе представить без использования современного оборудования. Соответственно его ввоз в страну связан со значительными финансовыми издержками, в т.ч. и на уплату таможенных платежей. Поэтому с целью оказания поддержки производителям государство предусмотрело возможность изменения им срока уплаты «ввозного» НДС путем предоставления отсрочки на срок не более 6 месяцев.

Отсрочка предоставляется в соответствии с положениями Декрета № 161. Изменение срока уплаты НДС в виде отсрочки возможно при выполнении одновременно следующих условий.

1. Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Справочно: в соответствии со ст. 134 ТК ЕАЭС2 таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления – это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении ино­странных товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

2. Товары, классифицируются согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402–8408, 8410–8431, 8433–8443, 8444 00, 8445–8448, 8449 00 000 0, 8450–8466, 8468, 8471–8475, 8477–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504–8508, 8514–8517, 8523, 8528–8531, 8535–8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010–9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030–9032.

3. В отношении товаров применяется ставка ввозной таможенной пошлины ноль (0) процентов.

4. Декларантами товаров являются организации и ИП.

 

Рассмотрим вопросы, которые наиболее часто возникают у организаций, использующих этот вид отсрочки при импорте товаров.

 

Вопрос 1.

Необходимо ли организации предварительно обращаться в таможенный орган с письменным заявлением для получения этого вида отсрочки? Какова процедура ее получения?

На сегодняшний день законодательство не устанавливает требования о представлении в таможенный орган какого-либо заявления для получения этой отсрочки. Соответственно эта отсрочка предоставляется таможенным органом при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления на основании сведений об использовании отсрочки, заявленных организацией-импортером в декларации на товары.

 

Вопрос 2.

Организация, обладающая статусом уполномоченного экономического оператора, поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления оборудование в порядке, установленном ст. 441 ТК ЕАЭС. Может ли организация заявить в представленной декларации на товары отсрочку по уплате НДС, предусмотренную Декретом?

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 441 ТК ЕАЭС товары, декларантом которых будет выступать уполномоченный экономический оператор, могут быть заявлены к выпуску товаров до подачи декларации на товары в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Согласно п. 2 ст. 58 ТК ЕАЭС основания для изменения сроков уплаты налогов, а также условия и порядок их изменения устанавливаются законодательством государства-члена, в котором они уплачиваются.

В соответствии с п. 7 Особенностей № 4903 изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в форме отсрочки или рассрочки в отношении товаров, выпущенных до подачи декларации на товары, при их последующем таможенном декларировании не производится.

Таким образом, организация не вправе заявить в представленной декларации на товары отсрочку по уплате НДС, предусмотренную Декретом, т.к. оборудование было выпущено до подачи декларации на товары.

 

Вопрос 3.

Каким образом организация может узнать классификационный код по ТН ВЭД им­портируемого оборудования?

Это возможно несколькими способами.

  • Во-первых, организация вправе самостоятельно определить код товара, изучив ТН ВЭД, который утвержден Решением № 544.
  • Во-вторых, организация вправе для классификации товаров обратиться к таможенным представителям.
  • В-третьих, организация может получить предварительное решение о классификации товаров. В соответствии с постановлением № 105 предварительные решения вправе принимать Минская цент­ральная таможня (220007, г. Минск, ул. Могилевская, 45, к. 3). При этом за принятие предварительного решения взимается таможенный сбор, ставка которого определена Указом № 4436 в размере 300 белорусских рублей.
  • В-четвертых, путем получения решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде, выдаваемом в порядке, предусмотренном ст. 21 ТК ЕАЭС, ст. 79 Закона № 129-З7 в отношении товаров, указанных в Решение № 458.

Отсрочка предоставляется без взимания процентов и без обеспечения НДС.

 

Справочно: исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, при предоставлении иных видов отсрочек обеспечивается денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством или залогом имущества.

 

Важно! Порядок погашения отсрочки Декретом не установлен. Следовательно, исчисление сроков погашения отсрочки определяется в соответствии со ст. 5 Закона № 129-З, которым установлено, что определение начала и окончания сроков производится в порядке, предусмотренном ТК ЕАЭС.

 

Согласно ст. 4 ТК ЕАЭС течение срока, определенного периодом времени, исчисляемого месяцами, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В случае если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть совершено до 24 часов последнего дня срока.

Согласно п. 3 ст. 128 ТК ЕАЭС днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров.

Таким образом, если товар помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления 12 ноября 2019 г., то погасить отсрочку необходимо не позднее 11 мая 2020 г. Если товар был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления 31 августа, то отсрочка по уплате НДС должна быть погашена не позднее 28 или 29 февраля соответствующего года.

Справочно: соответствующая дата последнего дня уплаты НДС по предоставленной отсрочке указывается в графе 48 «Отсрочка платежей» декларации на товары (п. 15 Ин­струкции № 2579).

 

Вопрос 4.

Организация получила отсрочку по уплате НДС в соответствии с Декретом в ноябре 2019 г. В январе 2020 г. в отношении организации открыто конкурсное производство. В какой срок отсрочка обязана быть погашена?

В соответствии со ст. 86 Закона № 415-З10 со дня вынесения экономическим судом определения об открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также уплаты ранее отсроченных, рассроченных обязательных платежей должника, платежей должника, по которым предоставлен налоговый кредит, считается наступившим. Таким образом, отсрочка должна быть погашена до дня вынесения экономическим судом определения об открытии конкурсного производства.

 

Вопрос 5.

Организация представила 12.11.2019 в  таможенный орган декларацию на товары для помещения их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Соответственно в графе 48 «Отсрочка платежей» указана дата 11.05.2020. Таможенный орган произвел выпуск товара 15.11.2019. Можно ли продлить дату, указанную в графе 48 декларации на товары, указав 14.11.2020? Что для этого необходимо?

Да, это возможно. Согласно п. 3 ст. 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа. Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, определяются Евразийской экономической комиссией. В соответствии с п. 12 Поряд­ка11 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее – ДТ), после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения, которое подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ.

Обращение составляется в произвольной письменной форме. При этом следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона № 300-З12 письменные обращения юридических лиц (в т.ч. данное письмо) должны содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
  • полное наименование юридического лица и его местонахождение;
  • изложение сути обращения;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
  • личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица.

К письменным обращениям, подаваемым пред­ставителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия (например, копия доверенности, приказа по предприятию, должностной инструкции и т.п.).

В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.

К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная корректировка декларации на товары (далее КДТ), ее электронная копия.

Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе. В республике этот срок определен Законом № 300-З, которым установлено, что письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца.

 

Вопрос 6.

Торговая организация ввозит из Китая сотовые телефоны. Вправе ли она получить отсрочку по уплате НДС в отношении этого товара в соответствии с Декретом? Может ли она осуществлять реализацию этого товара, если ею получена отсрочка по уплате НДС в соответствии с Декретом?

В соответствии с Декретом отсрочка уплаты НДС предоставляется при ввозе на территорию РБ товаров, в т.ч. в товарную позицию 8517 ТН ВЭД. В соответствии с Рекомендациями № 2113 в товарную позицию 8517 ТН ВЭД включается аппаратура для передачи или приема речи или других звуковых сигналов, изображений или других данных между двумя точками путем изменения электрического тока или оптической волны для проводной сети связи или посредством электромагнитных волн для беспроводной сети связи. Сети связи, которые могут быть взаимосвязаны, включают телефонию, телеграфию, радиотелефонию, радиотелеграфию, локальную и глобальную сети связи. Сюда включаются сотовые, или мобильные, телефоны и спутниковые телефоны. Телефонные аппараты для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи (код 8517 12 000 0 ТН ВЭД) облагается ввозной таможенной пошлиной по ставке 0%. Следовательно, в отношении этого товара может быть предоставлена отсрочка по уплате НДС.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 126 ТК ЕАЭС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внут­реннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами. Поэтому такие условно выпущенные товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

В рассматриваемой ситуации Декретом не установлено каких-либо ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлена отсрочка по уплате НДС. То есть организация вправе осуществлять реализацию этого товара.

 

Справочно: таким образом, при погашении от­срочки и непредставлении КДТ таможенный орган вынужден выносить решение о взыскании таможенных платежей и пеней, т.к. декларант официально не известил таможенный орган о таком факте уплаты.

 

Вопрос 7.

Вправе ли за организацию-импортера осуществить уплату НДС по предоставленной отсрочке ее учредитель, дебитор или таможенный представитель, который от имени организации предоставлял декларацию в таможенный орган?

В соответствии с п. 1 ст. 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пош­лин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-­членов, – субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Законодательством государств-­членов может быть установлена воз­можность исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов также иными лицами.

В силу ст. 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

При этом п. 2 ст. 42 НК14 определено, что исполнение налогового обязательства осуществляется как непосредственно плательщиком, так и иным обязанным лицом в случаях, установленных налоговым или таможенным законодательством. Кроме того, исполнение налогового обязательства может осуществляться за плательщика иным лицом, которое не вправе требовать возврата (зачета) из бюджета уплаченных за плательщика налога, сбора (пошлины). В этом случае в соответствии с подп. 9.1.5 Инструкции № 143/17115 при оформлении платежного поручения в поле «УНП третьего лица» указывается УНП плательщика (т.е. организации-импортера), обязательство по уплате платежей в бюджет которого в соответствии с законодательством исполняется иным лицом.

Таким образом, уплату НДС по предоставленной отсрочке за организацию-импортера вправе осуществить ее учредитель, дебитор или таможенный представитель, который от имени организации предоставлял декларацию в таможенный орган.

 

Вопрос 8.

У организации на едином счете, контролируемом таможней, имеются излишне уплаченные акцизы, ввозные таможенные пошлины и антидемпинговая пошлина. Имеет ли право организация зачесть эти платежи в счет погашения отсрочки?

В соответствии с п. 3 ст. 38 НК допускается зачитывать излишне уплаченные или взысканные суммы налогов, сборов (пошлин), пеней и направлять их в счет исполнения предстоящего налогового обязательства, если иное не установлено актами, составляющими право Евразийского экономического союза. При этом днем уплаты налога, сбора (пошлины), пеней при зачете сумм таможенным органом является день, указанный в п.п. 2.1–2.6 п. 2 ст. 68 НК либо п. 3 ст. 61 НК (в зависимости от формы, в которой были уплачены (взысканы) такие суммы).

 

Справочно: зачет – это погашение обязательств плательщика по платежам в республиканский бюджет, бюджеты фондов за счет излишне уплаченных (взысканных) сумм, сумм авансовых платежей или сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (Инструкция. № 143/171).

 

Согласно п. 3 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (Приложение № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе) суммы ввозных таможенных пошлин не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей, кроме зачета в счет погашения задолженности плательщиков по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также пеней (процентов).

В силу п. 7 Положения о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, ком­пенсационных пошлин, приложение к Протоколу о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Приложение № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе) суммы специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей, кроме зачета в счет погашения задолженности плательщиков по уплате таможенных платежей, а также пеней (процентов).

Таким образом, излишне уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не могут быть зачтены в счет погашения отсрочки по уплате НДС, кроме случаев погашения задолженности по этому платежу.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации возможен только зачет акцизов в счет погашения отсрочки уплаты НДС.

В силу п. 8 Особенностей № 490 обращение декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, рассматривается в качестве заявления на зачет излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пош­лин, процентов, пеней, если оно содержит сведения о таком зачете. В этом случае решение таможенного органа о внесении (об отказе во внесении) изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, является решением таможенного органа о зачете (об отказе в зачете) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней.

Пунктом 12 Порядка № 289 установлено, что для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату. Такое обращение не представляется в случае корректировки сведений, указанных в ДТ, после выпуска товаров при уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка их уплаты. В этом случае декларантом представляются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, а также документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных платежей.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации следует произвести корректировку сведений, заявленных в ДТ. При этом в качестве заявления на зачет излишне уплаченных таможенных платежей в счет погашения отсрочки по ДТ будет рассматриваться соответствующим образом заполненная КДТ.

 

Вопрос 9.

Организация просрочила срок уплаты НДС по предоставленной в соответствии с Декретом отсрочке. Какая предусмотрена за это ответственность?

В соответствии ч. 9 ст. 13.6 КоАП16 за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа, иных сборов и пошлин, взимаемых таможенными органами, на сумму более десяти базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин, а на ИП или юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы, но не менее двух базовых величин.

В то же время следует учитывать, что согласно ст. 7.9 КоАП в случае добровольного погашения образовавшейся задолженности административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в 2 раза, либо в пределах установленных в санкциях статей КоАП минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в 2 раза.

То есть в случае добровольного погашения отсрочки административный штраф к организации будет применен в размере десяти процентов от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее одной базовой величины.

При этом следует обратить внимание на то, что согласно ст. 5.5. КоАП не являются административным правонарушением при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда не позднее трех рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, неуплата или неполная уплата в установленный срок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного платежа, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, в размере не более одного процента от уплаченных сумм таможенных платежей за каждый календарный год, в котором было совершено такое деяние.


1Декрет Президента от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении отсрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему» (далее – Декрет).

2Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).

3Особенности таможенного регулирования, утв. Указом Президента от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее – Особенности № 490).

4Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» и Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утв. рекомендациями коллегии Евразийской экономической комиссии от 7.11.2017 № 21.

5Постановление Государственного таможенного комитета от 13.03.2019 № 10 «О принятии предварительных решений».

6Указ Президента от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах».

7Закон от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З)

8Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.04.2018 № 45 «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых таможенными органами принимаются решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде».

9Инструкция о порядке заполнения декларации на товары, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.

10Закон от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

11Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (далее – Порядок).

12Закон от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граж­дан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З).

13Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7.11.2017 № 21 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».

14Налоговый кодекс.

15Инструкция о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам, утв. постановлением Минфина и Правления Нацбанка от 08.12.2005 № 143/171 (далее – Инструкция №143/171).

16Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by