Оценка бизнеса: когда, как и зачем ее проводить
![](/upload/slam.image/iblock/e61/910_450_0/57812-5vj51a00r3ptog6itsf856cyytq60e0k-100.jpg)
Вопреки распространенному мнению, оценка бизнеса нужна не только тем, кто собрался его продавать. Определив стоимость имущества, его владелец может, например, с большей уверенностью принимать те или иные управленческие решения. В агентстве «Бизнес Квартал», которое специализируется на покупке и продаже готового бизнеса, на инвестиционной деятельности, рассказали, когда, как и зачем нужно проводить оценку бизнеса.
В компании отмечают, что спрос на эту услугу в Беларуси растет. Лидирует по понятным причинам Минск. Как показывает практика, предприниматели обращаются за оценкой, если хотят продать бизнес целиком или частично, оформить кредит под залог компании, застраховать имущество. Необходимость в оценке бизнеса возникает также при выпуске в обращение эмиссионных ценных бумаг, реорганизации коммерческой недвижимости, ликвидации предприятия. Кроме того, проверить стоимость компании не помешает, если владельцу предстоит раздел имущества по семейным делам.
«Знать стоимость бизнеса – значит понимать, насколько ценным он является на рынке. А от этого уже напрямую зависит стратегия развития компании, нужно ли продолжать работать в выбранном направлении или необходимо подкорректировать его», – отмечают специалисты «Бизнес Квартала».
Существуют три основных метода оценки бизнеса
Сравнительный: специалисты проводят сравнительную характеристику разных вариантов бизнеса в смежной области. Стоимость компании определяется в зависимости от того, за какую цену продаются компании-конкуренты.
Затратный: предполагает оценку компании с точки зрения издержек. Рассчитывается объем денежных средств, которые будут потрачены на покупку подобного объекта собственности. Данный подход чаще всего применяют для бизнесов, которые пока или уже не приносят стабильных доходов: организация создана недавно либо находится в процессе ликвидации.
Доходный: цена компании здесь напрямую зависит от выручки. Помогает сделать прогноз эффективности функционирования стабильного предприятия и уровень доходов от его использования в долгосрочной перспективе.
Таким образом, достоверная аналитическая проверка стоимости бизнеса позволяет определить активы и пассивы компании, оценить ее экономическое положение на данном этапе и в будущем, а также наметить перспективы роста. Все потому, что в расчет берутся не только активы предприятия, но и его успешность в текущий момент, прогноз эффективности, возможность совершенствования и улучшения финансовых показателей. Учитываются также возможные риски компании-клиента.
Ранее «ЭГ» писала о корпоративных процедурах с привлечением оценщика. В одних случаях это является обязанностью, установленной законодательством, в других – необязательным, но полезным действием.
Так или иначе, но в идеале оценка призвана помочь бизнесу работать эффективнее, грамотно провести реорганизацию или налоговую оптимизацию, четко определить кредитоспособность предприятия.