Отражаем выручку в случае утери накладных
Накладная на отгрузку товара была утеряна и поставщиком, и покупателем. Согласно учетной политике датой признания выручки от реализации товаров в бухучете является дата его отгрузки.
Что делать в таком случае – отражать выручку по реализации отгруженного товара в бухучете или нет?
Согласно п. 1 ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-3) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения (п. 5 ст. 10 Закона № 57-3).
Хозяйственной операцией в целях бухучета признается действие или событие, подлежащее отражению организацией в бухучете и приводящее к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов.
Таким образом, утеря накладных по отгрузке товара и поставщиком, и покупателем не является причиной неотражения хозяйственной операции по отгрузке товара в бухгалтерском и налоговом учете у поставщика и покупателя.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 57-3 бухучет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.
В частности, принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухучете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 4 ст. 3 Закона № 57-3).
В соответствии с ч. 1 п. 17 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), выручка от реализации продукции, товаров признается в бухучете при соблюдении следующих условий:
– покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на продукцию, товары;
– сумма выручки может быть определена;
– организацией предполагается получение экономических выгод в результате совершения хозяйственной операции;
– расходы, которые произведены или будут произведены при совершении хозяйственной операции, могут быть определены.
Исходя из условий, указанных в ч. 1 п. 17 Инструкции № 102, специфики осуществляемой деятельности, условий заключенных договоров, организация определяет дату признания выручки от реализации продукции, товаров. Организация вправе определить в качестве даты признания выручки от реализации продукции, товаров дату, по состоянию на которую соблюдены условия, указанные в абз. 3–5 ч. 1 п. 17 Инструкции № 102, и которая не может быть позднее даты передачи покупателю рисков и выгод, связанных с правом собственности на продукцию, товары. Порядок определения даты признания выручки от реализации продукции, товаров закрепляется в учетной политике организации.
В указанном случае датой признания выручки от реализации товара является дата его отгрузки.
Следовательно, несмотря на то, что по хозяйственной операции отсутствует первичный учетный документ, сам факт совершения хозяйственной операции (факт реализации – у поставщика, факт оприходования товара – у покупателя) должен быть отражен в бухучете обеих сторон.
Законодательством не установлен конкретный порядок действий в случае отсутствия у юридического лица первичных документов (их утраты).
Подтверждением факта совершения хозяйственной операции могут служить договоры на поставку товара, объяснительные записки лиц, причастных к утере накладных, с указанием обстоятельств, при которых они были утеряны, акт сверки, платежные документы, а также копии накладных, составленные по совершенной сделке поставщиком, с соблюдением требований, установленных ст. 10 Закона № 57-3 по оформлению первичных учетных документов.
При этом в соответствии с п. 64 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4, копия документа должна воспроизводить все реквизиты этого документа, в т.ч. реквизиты бланка. Для придания копии документа юридической силы она должна быть заверена (засвидетельствована) уполномоченным должностным лицом организации.
Согласно ч. 1 п. 2 ст. 81 Налогового кодекса (далее – НК) в случаях, установленных Президентом, либо при отсутствии у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, при проведении проверки в соответствии с абз. 2 подп. 2.2. п. 2 ст. 69 НК налоговый, таможенный органы вправе определять в порядке, установленном Совмином, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о плательщике (ином обязанном лице), полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Определенные в порядке, указанном в ч. 1 п. 2 ст. 81 НК, суммы налогов, сборов (пошлин), пересматриваются налоговым, таможенным органами при условии восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского, налогового учета и представления документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, но не позднее одного месяца со дня вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю акта проверки.
Следует отметить, что все вышеуказанные меры ответственности вряд ли будут применены к лицам, утерявшим накладные, если такая утеря носит единичный характер, соответствующие хозяйственные операции отражены на счетах бухучета и соответствующие суммы налогов уплачены в бюджет. Что касается принятия к вычету НДС покупателем, то в случае выставления поставщиком ЭСЧФ по НДС в установленные сроки, контролирующие органы не смогут признать принятие НДС к вычету неправомерным.
Однако в данной ситуации следует учитывать, что согласно ст. 12.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Так, необеспечение сохранности должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 35 базовых величин (п. 3 ст. 12.1 КоАП).