Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отпуск и подоходный налог в 2018 году

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты подоходного налога в 2018 году с сумм отпуск­ных, материальной помощи к отпуску, а также при оплате организациями стоимости путевок в санатории и детские оздоровительные лагеря для работников и их детей на примере конкретных ситуаций.

Налогообложение путевок

При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК). При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. жилищно-коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика, а также полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе (подп. 2.1 и 2.2 п. 2 ст. 157 НК).

Вместе с тем в некоторых ситуациях при решении вопроса о налогообложении доходов физических лиц, полученных в виде путевок, организация вправе применить ряд предусмотренных НК льгот. Так, от подоходного налога освобождается стоимость путевок:

в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических), оплаченных за счет средств соцстраха, а также средств бюджета (подп. 1.10 п. 1 ст. 163 НК).

Ситуация 1. Работнику организации в июне 2018 г. выделена путевка в санаторий стоимостью 1000 BYN, приобретенная за счет средств республиканского бюджета. При этом сам работник оплатил только часть стоимости этой путевки (30%).

Согласно Указу Президента от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Указ № 542) право на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) и оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) с использованием средств государственного социального страхования и республиканского бюджета, в частности, имеют лица, подлежащие обязательному государственному социальному страхованию, за которых в установленном порядке нанимателем уплачиваются обязательные страховые взносы в ФСЗН. При этом работающим лицам путевки выделяются и выдаются по решению комиссий по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, создаваемых в организациях (далее – комиссии), по месту работы (п. 7 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утв. Указом № 542, далее – Положение). Плата за путевку, приобретенную за счет средств республиканского бюджета, вносится в кассу по месту службы (учебы) получателя путевки и перечисляется в бюджет с указанием вида платежа одновременно с очередным перечислением налогов (п. 16 Положения).

С учетом положений подп. 1.10 п. 1 ст. 163 НК и того, что оставшаяся часть стоимости путевки оплачивается за счет средств бюджета, она не является доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.

Ситуация 2. Организация в мае 2018 г. выдала своим работникам для их детей путевки в детский оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием сроком на 18 дней стоимостью 540 BYN. При этом родительская плата за эти путевки составляет 81 BYN (15% от стоимости). Указанные путевки организацией приобретены с использованием госсредств, предусмотренных на эти цели законодательством.

Право на получение путевки в лагерь, стоимость которой удешевлена за счет госсредств, имеют дети в возрасте 6–18 лет лиц, работающих по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП), нотариусов, адвокатов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, дети военнослужащих, работников и сотрудников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, финансовых расследований КГК, СК, Госкомитета судебных экспертиз (абз. 2 п. 3 Положения о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утв. постановлением Совмина от 02.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей», далее – Положение № 662). Родительская плата за путевку в лагерь с круглосуточным пребыванием сроком на 18 и более дней устанавливается в размере не менее 10% от ее полной стоимости (п. 9 Положения № 662). При этом она вносится в кассу или зачисляется получателем путевки на текущий (расчетный) счет организации по месту работы, службы, учебы и перечисляется на текущий (расчетный) или специальный счет лагеря с указанием вида платежа.

Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации оставшаяся часть стоимости путевки оплачивается за счет госсредств, предусмотренных на эти цели законодательством, она не является доходом, подлежащим обложению подоходным налогом;

в санаторно-курортные и оздоровительные организации РБ, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских ИП в пределах 776 BYN на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК, Указ Президента от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении», далее – Указ № 29).

Ситуация 3. Организация за счет собственных средств в июне 2018 г. приобрела для 2 несовершеннолетних детей своего сотрудника путевки в детские оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РБ. Стоимость путевок составляет 500 и 600 BYN соответственно.

В рассматриваемой ситуации стоимость обеих путевок освобождается от обложения подоходным налогом по основаниям, предусмотренным подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК, как не превысившая установленные Указом № 29 пределы (776 BYN) в отношении каждого ребенка.

Ситуация 4. Организация возместила своему работнику в августе 2018 г. согласно его заявлению на основании положений коллективного договора стоимость путевки в детский оздоровительный лагерь, находящийся в РБ, приобретенной им в июле 2018 г. для своего несовершеннолетнего ребенка, в размере 470 BYN.

В рассматриваемой ситуации доход, полученный работником в виде возмещения стоимости приобретенной им для своего несовершеннолетнего ребенка путевки, не подлежит обложению подоходным налогом как не превысивший установленный подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29 предел льготы (776 BYN).

Обратим внимание, что указанный предельный размер льготы распространяется на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода.

Ситуация 5. Организация за счет собственных средств в июне 2018 г. приобрела для двух несовершеннолетних детей своего работника путевки в детские оздоровительные лагеря, находящиеся в РБ. Стоимость путевок составляет 600 и 800 BYN соответственно.

Поскольку в рассматриваемой ситуации расходы по приобретению путевок понесены организацией непосредственно в интересах детей работника, они и являются получателями дохода в сумме стоимости этих путевок. С учетом того, что установленный предельный размер льготы (776 BYN), предусмотренной подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29, распространяется на каждого ребенка, стоимость первой путевки освобождается от обложения подоходным налогом как не превысившая этот размер. При этом неиспользованный остаток льготы в размере 176 BYN (776 – 600) не может быть учтен при определении налоговой базы подоходного налога с дохода, полученного в виде путевки другим ребенком.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации стоимость второй путевки, превышающей 776 BYN (24 = 800 – 776), является доходом ребенка, подлежащим обложению подоходным налогом. При его налогообложении льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, применить нельзя. Вместе с тем, поскольку у этого ребенка отсутствует место основной работы, налоговому агенту при определении налоговой базы надо уменьшить ее на стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК с учетом Указа № 29, в размере 102 BYN (так как подлежащий налогообложению доход этого ребенка не превысил 620 BYN). Следовательно, подлежащий обложению подоходным налогом доход отсутствует.

От подоходного налога также освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от:

организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП, в размере, не превышающем 1847 BYN, от каждого источника в течение налогового периода, а от иных организаций и ИП, за исключением доходов, указанных в подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК, – в размере, не превышающем 122 BYN, от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29).

Ситуация 6. Организация выдала своему работнику (является местом основной работы) в мае 2018 г. путевку на оздоровление в санаторий, находящийся на балансе этого предприятия. Стоимость путевки – 790 BYN, которая согласно коллективному договору работником организации не возмещается.

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация для сотрудника, получившего путевку, является местом основной работы, и ее стоимость не превысила 1847 BYN, эта путевка не признается доходом, подлежащим обложению подоходным налогом (при условии, что данный размер льготы ранее не был использован на другие цели).

Ситуация 7. Организация в июне 2018 г. оплатила путевку в санаторий за супругу своего работника стоимостью 920 BYN.

Поскольку доход в виде путевки получен от организации, которая не является для ее получателя местом основной работы (службы, учебы), он подлежит обложению подоходным налогом в части, превышающей 122 BYN. Таким образом, подлежащим обложению подоходным налогом признается доход в сумме 798 BYN (920 – 122). При этом данная льгота может быть предоставлена только при условии, что данный размер льготы в течение года не был использован на иные цели.

Ситуация 8. Организация в августе 2018 г. приобрела путевку в санаторий стоимостью 710 BYN для своего бывшего работника, который находится на пенсии. Этот сотрудник в 2013 г. был уволен из этой организации, которая являлась для него местом основной работы, в порядке перевода в вышестоящую организацию.

В рассматриваемой ситуации стоимость путевки не подлежит обложению подоходным налогом в соответствии с абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29 как не превысившая установленные необлагаемые подоходным налогом пределы (1847 BYN). При этом данная льгота может быть предоставлена только при условии, что данный размер льготы в течение года не был использован на иные цели.

Ситуация 9. Организация в июле 2018 г. для несовершеннолетнего ребенка своего работника приобрела турпутевку в детский лагерь, находящийся в Болгарии, стоимостью 1200 BYN.

В рассматриваемой ситуации льготы, установленные подп. 1.10 и 1.101 п. 1 ст. 163 НК, не применимы, так как путевка является туристической, а детский лагерь не является санаторно-курортной и оздоровительной организацией РБ. Вместе с тем исчислять подоходный налог с данного дохода следует с учетом льготы, предусмотренной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.

Поскольку доход в виде путевки получен от организации, которая не является для ее получателя (ребенка) местом основной работы (службы, учебы), он подлежит обложению подоходным налогом в сумме, превышающей 122 BYN. Таким образом, в рассматриваемой ситуации подлежащим обложению подоходным налогом признается доход, равный 1078 BYN (1200 – 122). При этом указанная льгота может быть предоставлена только при условии, что данный размер льготы в течение года не был использован на иные цели.

Налоговым агентам при применении льготы, установленной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, следует обратить внимание, что в ее составе не учитываются доходы в виде стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации РБ, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских ИП, которые освобождаются от обложения подоходным налогом по основаниям, предусмотренным подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК.

Ситуация 10. Организация приобрела за счет собственных средств в мае 2018 г. для несовершеннолетнего ребенка своего работника путевку в оздоровительное учреждение стоимостью 814 BYN.

В рассматриваемой ситуации стоимость путевки в пределах 776 BYN освобождается от обложения подоходным налогом по основаниям, предусмотренным подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29. При этом в отношении оставшейся части стоимости путевки в сумме 38 BYN (814 – 776) льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, применить нельзя. Вместе с тем, поскольку у ребенка отсутствует место основной работы, налоговому агенту при определении налоговой базы надо уменьшить ее на стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК с учетом Указа № 29, в размере 102 BYN (так как подлежащий налогообложению доход ребенка не превысил 620 BYN). Таким образом, доход, подлежащий обложению подоходным налогом, отсутствует;

профсоюзных организаций членами таких организаций в размере, не превышающем 370 BYN, от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29).

Ситуация 11. Профсоюзная организация в связи с юбилеем своего члена (является для него местом основной работы) в качестве подарка в мае 2018 г. выделила ему путевку в санаторий стоимостью 1830 BYN.

В рассматриваемой ситуации к доходу в виде путевки, приобретенной за счет средств профсоюзной организации, может быть одновременно применены налоговые льготы, установленные: подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК (доход получен от профсоюзной организации ее членом) и абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК (член проф­союзной организации является ее штатным работником и для него она является местом основной работы).

Поскольку стоимость путевки (1830 BYN) не превысила в сумме установленные этими нормами НК с учетом Указа № 29 пределы (370 BYN + 1847 BYN = 2217 BYN), она не является доходом, подлежащим обложению подоходным налогом (при условии, что ранее данный размер льготы не использован на другие цели).

Ситуация 12. В июне 2018 г. профсоюзная организация бесплатно передала путевки на оздоровление своим членам, а также членам их семей. Стоимость каждой путевки – 280 BYN.

В рассматриваемой ситуации доходы в виде путевок, выделенных из средств профсоюзной организации:

– своим членам не подлежат обложению подоходным налогом как не превысившие установленный подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК предел (при условии, что ранее данный размер льготы не использован на другие цели). Кроме того, членам профсоюзной организация, для которых она является местом основной работы, одновременно может быть предоставлена также льгота, установленная абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29;

– не ее членам не могут быть освобождены от налогообложения по основаниям, указанным в подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК.

Вместе с тем к этим доходам может быть применима льгота, установленная абз. 3 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29, в размере 122 BYN (при условии, что ранее данный размер льготы не использован на другие цели). При этом подлежащим обложению подоходным налогом будет признаваться сумма в размере 158 BYN (280 – 122). При этом сумма подоходного налога составит 20,54 BYN (158 х 13% / 100).

В случае, если указанные льготы не применимы и у налогового агента отсутствует возможность удержать исчисленную сумму подоходного налога с дохода, выплаченного в натуральной форме (в т.ч. в виде оплаты стоимости путевок), ему следует руководствоваться положениями п. 5 ст. 181 НК. Так, при невозможности удержать исчисленную сумму подоходного налога с дохода, выплаченного плательщику в натуральной форме, по причине отсутствия ему денежных выплат и (или) отказа плательщика внести причитающиеся суммы подоходного налога, налоговый агент обязан в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу. В свою очередь, последний в 30-дневный срок со дня получения указанного сообщения вручает плательщику извещение на уплату подоходного налога. При этом уплатить подоходный налог плательщик должен в 30-дневный срок со дня вручения ему такого извещения.

Ситуация 13. Организация в августе 2018 г. оплатила часть стоимости путевки в оздоровительное учреждение для супруги своего работника в размере 320 BYN.

В рассматриваемой ситуации стоимость путевки в части оплаченной организацией за супругу работника является ее доходом, подлежащим обложению подоходным налогом. При этом исчислять подоходный налог с данного дохода следует с учетом льготы, предусмотренной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29. Поскольку указанный доход получен от организации, которая не является для ее получателя местом основной работы (службы, учебы), он подлежит обложению подоходным налогом в части, превышающей 122 BYN. Таким образом, подлежащим обложению подоходным налогом признается доход в сумме 198 BYN (320 – 122). При этом такая льгота может быть предоставлена только при условии, что данный размер льготы в течение года не был использован на иные цели. В свою очередь, размер исчисленного подоходного налога с этого дохода составит 25,74 BYN (198 х 13% / 100%).

Налоговые агенты при выплате доходов в натуральной форме обязаны перечислять в бюджет исчисленные и удержанные с них суммы подоходного налога не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога (ч. 4 п. 9 ст. 175 НК). Поскольку в рассматриваемой ситуации денежные выплаты плательщику (супруге) от организации не будет, он должен внести причитающуюся сумму налога в кассу организации. В случае отказа плательщика организация должна в месячный срок со дня выплаты дохода (оплаты путевки) ей следует руководствоваться положениями п. 5 ст. 181 НК (см. ситуацию 12).

Обратим внимание, что данное правило не применяется в случае, когда налоговым агентом подоходный налог не был удержан с доходов физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами РБ, – граждан (подданных) иностранного государства и лиц без гражданства (подданства) (п. 6 ст. 181 НК). В этом случае при невозможности удержать исчисленную сумму подоходного налога с таких физических лиц подоходный налог перечисляется в бюджет за счет средств налогового агента. При уплате ими подоходного налога ранее уплаченная налоговым агентом сумма налога подлежит возврату этим лицам.

Налогообложение денежной помощи при уходе в отпуск

Оказываемая организациями физическим лицам денежная помощь может быть освобождена по основаниям, предусмотренным НК. В частности, от подоходного налога освобождается:

пособие на оздоровление, выплачиваемое из средств бюджета, а также из средств ФСЗН (подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК).

Ситуация 14. Орган госуправления выплачивает своим сотрудникам при уходе в ежегодный трудовой отпуск пособие на оздоровление в размере 2 расчетных должностных окладов.

Госслужащему ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с выплатой единовременного пособия на оздоровление в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 50 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»). Руководители госорганов выплачивают госслужащим едино­временное пособие на оздоровление в размере 2 рас­четных должностных окладов один раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск. Поскольку пособие на оздоровление к отпуску выплачивается органом госуправления своим сотрудникам из средств бюджета в установленном законодательством размере, оно не подлежит обложению подоходным налогом (подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК).

Обратим внимание, что пособие на оздоровление, выплачиваемое к отпуску работникам организаций, содержащимся за счет внебюджетных средств, не может быть освобождено от подоходного налога по основаниям, указанным в подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК. Вместе с тем налогообложение таких доходов следует осуществлять с учетом льготы, предусмотренной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29.

Ситуация 15. В соответствии с коллективным договором коммерческая организация выплачивает своим работникам к отпуску за счет собственных средств пособие на оздоровление в размере одного должностного оклада.

С учетом того, что в данной ситуации пособия на оздоровление к отпуску выплачиваются организацией своим работникам не из средств бюджета, в отношении указанных доходов нельзя применить льготу, установленную подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК. Вместе с тем налогообложение таких доходов следует осуществлять с учетом льготы, предусмотренной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29;

материальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совмина (подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК).

Ситуация 16. В мае 2018 г. руководителю организации, доля собственности государства в уставном фонде которой составляет более 60%, при предоставлении трудового отпуска выплачена матпомощь на оздоровление в размере 1,5 должностного оклада (ранее в течение 2018 г. матпомощь ему не выплачивалась).

В соответствии с подп. 7.1 п. 7 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утв. постановлением Совмина от 08.07.2013 № 59, руководителю может быть выплачена матпомощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска в размере: не более 2 окладов – один раз в течение календарного года; не более 0,5 общего фиксированного оклада, установленного в соответствии с п. 5 указанного Положения, – по решению собственника имущества в организациях, в которых проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния, а также в организациях, в которых проводятся мероприятия по модернизации, включая мероприятия по внедрению новейших технологий, созданию новых и реконструкции действующих производств.

Поскольку указанная в рассматриваемой ситуации матпомощь выплачена к отпуску на оздоровление в соответствии с постановлением Совмина и не превышает установленные этим документом размеры, она не подлежит обложению подоходным налогом (подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29).

Ситуация 17. Банк, в уставном фонде которого доля собственности государства составляет 70%, при предоставлении своим работникам трудового отпуска выплачивает матпомощь на оздоровление в размере 2 ставок (окладов).

Банки, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50%, вправе выплачивать руководителю и работникам матпомощь на оздоровление в размере не более 2 ставок (окладов) один раз в течение календарного года, как правило, при предоставлении трудового отпуска (подп. 4.7.1 п. 4 Инструкции об оплате труда работников банков, утв. постановлением Правления Нацбанка от 11.09.2013 № 524).

Учитывая, что указанная матпомощь выплачивается банком не в соответствии с законодательным актом РБ и постановлением Совмина, льгота, предусмотренная подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК, в отношении этой матпомощи не применяется. Вместе с тем налогообложение указанной в данной ситуации матпомощи следует осуществлять с учетом льготы, установленной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29 (при условии, что данная льгота ранее не использована на иные цели);

материальная помощь в пределах, установленных подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.

Ситуация 18. Организация при предоставлении трудового отпуска в соответствии со ст. 182 Трудового кодекса (ТК) осуществляет единовременную выплату своим работникам на оздоровление в размере, определенном коллективным договором.

Предусмотренная подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК льгота может быть применима в отношении матпомощи только при условии, что эта помощь оказывается в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совмина. В случаях, предусмотренных коллективным договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска осуществлять работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом коллективным договором (ст. 182 ТК).

Учитывая, что коллективный договор не относится ни к законодательным актам, ни к постановлениям Совмина, льгота, предусмотренная подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК, в отношении единовременной выплаты организации своим работникам в рассматриваемой ситуации не применяется. Вместе с тем налогообложение указанной выплаты следует осуществлять с учетом льготы, установленной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК с учетом Указа № 29 (при условии, что данная льгота ранее не использована на иные цели).

Налогообложение отпускных

При исчислении подоходного налога с сумм отпускных налоговые агенты должны учитывать следующие особенности:

доходы за период нахождения плательщика в отпуске, начисленные в одном месяце, но приходящиеся на другие месяцы (в т.ч. предыдущего или следующего календарного года), включаются в доходы месяца, за который они начислены (абз. 2 п. 12 ст. 172 НК).

Ситуация 19. Сотруднику организации по месту основной работы предоставлен ежегодный трудовой отпуск с 20.06.2018 г. по 10.07.2018 г. Сумма начисленных отпускных составила 420 BYN (в т.ч. за июнь – 230 BYN и за июль – 190 BYN). Начисленная зарплата за июнь – 270 BYN. Всего начисленный доход в июне 2018 г. составил 690 BYN.

В рассматриваемой ситуации в доход за июнь 2018 г. включается зарплата за этот месяц (270 BYN) и сумма отпускных, приходящихся на этот месяц (230 BYN), – всего 500 BYN. Отдельно исчисляется подоходный налог с суммы отпускных, приходящихся на июль 2018 г. (190 BYN), – она включается в доход того месяца, за который начислен, т.е. в июль 2018 г.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации облагаемый подоходным налогом доход составит:

– за июнь 2018 г. – 398 BYN (500 – 102), где 102 BYN – стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК с учетом Указа № 29. При этом сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 51,74 BYN (398 х 13% / 100%). Обратим внимание, что неправомерное включение суммы отпускных за июль 2018 г. в доходы июня 2018 г. привело бы к непредставлению стандартного налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1. п. 1 ст. 164 НК, и соответственно к неправильному определению налоговым агентом величины подоходного налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет;

– за июль 2018 г. – 88 BYN (190 – 102). При этом сум­ма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 11,44 BYN (88 х 13% / 100%).

Таким образом, сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет при выплате отпускных и зарплаты за отработанные в июне 2018 г. дни, составит 63,18 BYN (51,74 + 11,44).

При выплате зарплаты за июль 2018 г. организация должна сделать перерасчет подоходного налога с учетом всех доходов, полученных за этот месяц. Так, если начисленная зарплата за оставшиеся после отпуска дни июля 2018 г. превысит 430 BYN, организация должна будет сделать перерасчет подоходного налога, поскольку в этом случае ее совокупный размер с отпускными превысит предел (620 BYN), при котором может быть предоставлен стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК. Так, например, зарплата за июль 2018 г. – 440 BYN. Общая сумма дохода с отпускными за этот месяц – 630 BYN (440 + 190). Расчет подоходного налога осуществляется следующим образом: (630 х 13% / 100%) – 11,44, где 11,44 сумма подоходного налога, удержанного при выплате отпускных за июль 2018 г. При этом налоговому агенту надо будет удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в размере 70,46 BYN;

индексация отпускных, а также выплачиваемые во время нахождения в отпуске премии включаются в доходы того месяца, в котором они начислены, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются (абз. 3 п. 12 ст. 172 НК).

Ситуация 20. Работнику организации с 20.06.2018 г. по 10.07.2018 г. предоставлен трудовой отпуск. Сумма начисленных отпускных составила 420 BYN (в т.ч. за июнь 2018 г. – 230 BYN и за июль 2018 г. – 190 BYN). Начисленная зарплата за июнь 2018 г. – 270 BYN, а за июль 2018 г. – 300 BYN. В июле 2018 г. этому работнику во время его отпуска по итогам работы за июнь 2018 г. организацией начислена и выплачена премия (начисленный размер – 145 BYN).

В рассматриваемой ситуации премия подлежит суммированию с зарплатой за июль 2018 г. С учетом этого организации как налоговому агенту надо сделать расчет подоходного налога за июль 2018 г. следующим образом:

– всего облагаемый доход за июль 2018 г. составит 635 BYN (190 + 300 + 145);

– сумма подоходного налога, подлежащая удержанию с этих доходов, составит 82,55 BYN (635 х 13% / 100%).

Ситуация 21. Работнику организации с 20.06.2018 г. по 10.07.2018 г. предоставлен трудовой отпуск. Сумма начисленных отпускных – 420 BYN (в т.ч. за июнь 2018 г. – 230 BYN и за июль 2018 г. – 190 BYN). Начисленная зарплата за июнь 2018 г. – 70 BYN, а за июль 2018 г. – 440 BYN. В июле 2018 г. организация в связи с инфляцией проиндексировала зарплату работников, в т.ч. отпускные, за июнь 2018 г. Сумма индексации за июнь 2018 г. составила 13 BYN, выплата будет вместе с зарплатой за июнь 2018 г.

В рассматриваемой ситуации сумма индексации зарплаты за июнь 2018 г., отпускные за июль 2018 г. и зарплата за июль 2018 г. включаются в состав доходов за июль 2018 г. С учетом этого организации как налоговому агенту надо сделать расчет подоходного налога за июль 2018 г. следующим образом:

– всего облагаемый доход за июль 2018 г. составит 643 BYN (190 + 440 + 13);

– сумма подоходного налога, подлежащая удержанию с этих доходов, составит 83,59 BYN (643 х 13% / 100%);

исчисленная сумма подоходного налога с отпускных удерживается непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате (п. 8 ст. 175 НК).

Ситуация 22. Со счета организации банком на карт-счета ее работников 10.06.2018 г. перечислена премия за май 2018 г., зарплата за первую половину июня 2018 г., а также отпускные.

Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате (п. 8 ст. 175 НК). При этом у плательщика исчисленная сумма подоходного налога удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых им плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам. В свою очередь, обязанность по удержанию подоходного налога не распространяется на случаи выплаты доходов в виде оплаты труда за первую половину месяца и премий.

Суммы исчисленного и удержанного подоходного налога налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных на выплату доходов в виде оплаты труда в расчете за месяц и (или) дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (п. 9 ст. 175 НК). В иных случаях налоговые агенты, за исключением налоговых аген­тов, указанных в ч. 2 п. 9 и п. 91 ст. 175 НК, обязаны перечислять в бюджет исчисленные и удержанные суммы подоходного налога не позднее:

– дня, следующего за днем фактического получения плательщиком дохода, – для доходов, выплачиваемых в денежной форме;

– дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога с физических лиц, – для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме;

– дня фактического получения в банке наличных на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация как налоговый агент обязана перечислить в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с сумм отпускных не позднее 10.06.2018 г. С доходов, выплаченных в виде премии, а также за первую половину июня 2018 г., сумма подоходного налога должна быть исчислена, удержана и перечислена в бюджет налоговым агентом при выплате зарплаты за вторую половину июня 2018 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений