Отложенное чаепитие
В этом году белорусских ценителей чая ждет повышение цен. Дело в том, что чай индийского и цейлонского происхождения перестает быть массовым продуктом, зато сохраняют доступность высококачественные купажи. Об этом в интервью «ЭГ» рассказал дистрибутор чая Аhmad, директор ООО «Энергия» Игорь УФИМЦЕВ.
– Игорь Николаевич, как изменился объем белорусского чайного рынка за последние три года?
– По данным Евростата и других источников, продажи чая на душу населения в Беларуси – одни из самых низких по сравнению с соседними странами. Однако в денежном выражении белорусский чайный рынок растет. Полагаю, что этот рост продолжится в среднем и нижнем ценовом сегменте. Согласно данным статистики внешней торговли Беларуси объем ввезенного чая находится в стабильном состоянии на протяжении трех лет на уровне 4500–4700 т.
– В какой мере вашей компании удалось нарастить продажи чая в прошлом году?
– Доля чая торговой марки Ahmad Tea на рынке в прошлом году выросла. Правда, объемы реализации упали на 20% в натуральном выражении. Во многом это связано с девальвацией: мы долгое время не могли согласовать цены и, соответственно, не делали отгрузки крупным сетям.
– Как в этом году изменились закупочные цены, какой чай стал дороже, а какой – дешевле?
– В этом году повысились закупочные цены на высокие линейки чая: дарджилинг, ассам, цейлонский. Мы перестаем закупать этот чай в картонных упаковках и оставляем только в жестяных банках. Такая тенденция сохранится и в будущем. Высококачественное сырье индийского и цейлонского происхождения становится менее доступным из-за высокой цены. На традиционные английские смеси и китайский чай цены пока сохраняются на прежнем уровне.
Думаю, в целом нас ждет общее подорожание в будущем. Индийский и цейлонский чай перестает быть массовым продуктом, поэтому их стоимость будет расти или сохранится на прежнем уровне. Высококачественные купажи пока остаются доступными для населения.
– Как изменились предпочтения белорусских потребителей чая за последние несколько лет?
– Сохраняется стабильный спрос на классические английские купажи. Есть некоторая тенденция к росту потребления травяных напитков и черного ароматизированного чая. Однако в целом в 2015 г. спрос заметно упал.
– По каким критериям формируется «чайный портфель» вашей компании?
– На основании спроса, прогнозных показателей, статистики продаж и готовности каналов продаж.
– Какие тенденции сложились на белорусском чайном рынке?
– Увеличивается конкуренция на массовые продукты. В дорогом сегменте сохраняется высокая лояльность покупателей.
– Продукция каких компаний сейчас больше представлена на нашем рынке – российских или международных? Какие марки являются лидерами продаж?
– На рынке представлены компании из разных стран, но активнее предлагается чай российской фасовки. Лидерами продаж в настоящий момент являются чаи компаний «Орими трэйд», «Юнилевер», Ahmad Tea Ltd. Однако последняя торговая марка Ahmad Tea – не массовый продукт. Он создан для настоящих ценителей.
– Увеличилось или сократилось количество импортеров чая в Беларусь в последние годы?
– За последние три года количество сильных игроков не изменилось. Можно лишь отметить падение доли цейлонских компаний – из-за высоких цен.
– Как повлияло вхождение Беларуси в Евразийский экономический союз на импорт чая в нашу страну?
– Кардинальных перемен не произошло. Добавилось проблем с параллельным импортом. Гораздо больше импортеров заботят сейчас волатильность валютных курсов и санитарно-гигиеническая регистрация на каждую ввозимую партию товара, которую Беларусь ввела в одностороннем порядке, хотя остальные страны ЕАЭС пока обходятся без этого.