$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Отложенное чаепитие

05.04.2016

В этом году белорусских ценителей чая ждет повышение цен. Дело в том, что чай индийского и цейлонского происхождения перестает быть массовым продуктом, зато сохраняют доступность высококачественные купажи. Об этом в интервью «ЭГ» рассказал дистрибутор чая Аhmad, директор ООО «Энергия» Игорь УФИМЦЕВ.

– Игорь Николаевич, как изменился объем белорусского чайного рынка за последние три года?

– По данным Евростата и других источников, продажи чая на душу населения в Беларуси – одни из самых низких по сравнению с соседними странами. Однако в денежном выражении белорусский чайный рынок растет. Полагаю, что этот рост продолжится в среднем и нижнем ценовом сегменте. Согласно данным статистики внешней торговли Беларуси объем ввезенного чая находится в стабильном состоянии на протяжении трех лет на уровне 4500–4700 т.

– В какой мере вашей компании удалось нарастить продажи чая в прошлом году?

– Доля чая торговой марки Ahmad Tea на рынке в прошлом году выросла. Правда, объемы реализации упали на 20% в натуральном выражении. Во многом это связано с девальвацией: мы долгое время не могли согласовать цены и, соответственно, не делали отгрузки крупным сетям.

– Как в этом году изменились закупочные цены, какой чай стал дороже, а какой – дешевле?

– В этом году повысились закупочные цены на высокие линейки чая: дарджилинг, ассам, цейлонский. Мы перестаем закупать этот чай в картонных упаковках и оставляем только в жестяных банках. Такая тенденция сохранится и в будущем. Высококачественное сырье индийского и цейлонского происхождения становится менее доступным из-за высокой цены. На традиционные английские смеси и китайский чай цены пока сохраняются на прежнем уровне.

Думаю, в целом нас ждет общее подорожание в будущем. Индийский и цейлонский чай перестает быть массовым продуктом, поэтому их стоимость будет расти или сохранится на прежнем уровне. Высококачественные купажи пока остаются доступными для населения.

– Как изменились предпочтения белорусских потребителей чая за последние несколько лет?

– Сохраняется стабильный спрос на классические английские купажи. Есть некоторая тенденция к росту потребления травяных напитков и черного ароматизированного чая. Однако в целом в 2015 г. спрос заметно упал.

– По каким критериям формируется «чайный портфель» вашей компании?

– На основании спроса, прогнозных показателей, статистики продаж и готовности каналов продаж.

– Какие тенденции сложились на белорусском чайном рынке?

– Увеличивается конкуренция на массовые продукты. В дорогом сегменте сохраняется высокая лояльность покупателей.

– Продукция каких компаний сейчас больше представлена на нашем рынке – российских или международных? Какие марки являются лидерами продаж?

– На рынке представлены компании из разных стран, но активнее предлагается чай российской фасовки. Лидерами продаж в настоящий момент являются чаи компаний «Орими трэйд», «Юнилевер», Ahmad Tea Ltd. Однако последняя торговая марка Ahmad Tea – не массовый продукт. Он создан для настоящих ценителей.

– Увеличилось или сократилось количество импортеров чая в Беларусь в последние годы?

– За последние три года количество сильных игроков не изменилось. Можно лишь отметить падение доли цейлонских компаний – из-за высоких цен.

– Как повлияло вхождение Беларуси в Евразийский экономический союз на импорт чая в нашу страну?

– Кардинальных перемен не произошло. Добавилось проблем с параллельным импортом. Гораздо больше импортеров заботят сейчас волатильность валютных курсов и санитарно-гигиеническая регистрация на каждую ввозимую партию товара, которую Беларусь ввела в одностороннем порядке, хотя остальные страны ЕАЭС пока обходятся без этого.

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА