Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отгрузочная спецификация в международных автомобильных перевозках грузов

Перевозчики часто задают вопрос о целесообразности наличия при перевозке грузов кроме СМR-накладной, счета–фактуры (инвойса), фитосанитарного, ветеринарного сертификатов еще и такого документа, как отгрузочная спецификация. Обязан ли представлять этот документ грузоотправитель перевозчику для выполнения автомобильной перевозки груза, и для каких целей он необходим?

К сведению: в соответствии с п. 1 и 2 ст. 11 КДПГ отправитель обязан до передачи груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение транспортера необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика.

В соответствии со ст. 41 Закона от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» грузоотправитель обязан обеспечить предоставление автомобильному перевозчику грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, и несет ответственность за их непредоставление в полном объеме. Перечни документов, которые следует относить к грузосопроводительным документам, содержатся в гл. 3 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970). Среди данного перечня грузосопроводительных документов, которые в обязательном порядке должен предоставить грузоотправитель автомобильному перевозчику, нет такого документа, как отгрузочная спецификация.

Согласно определению, содержащемуся в Законе, под грузосопроводительными документами надо понимать документы, которые в соответствии с законодательством, международными договорами Беларуси, а также международно-правовыми актами ЕАЭС должны сопровождать груз при его автомобильной перевозке. Перевозчик не может подлежать привлечению к административной ответственности за выполнение перевозки груза при отсутствии отгрузочной спецификации, так как отгрузочная спецификация не является грузосопроводительным документом, который в обязательном порядке должен сопровождать груз при автомобильной перевозке.

Спецификация – это коммерческий документ, в котором содержится информация о перечне поставляемых товаров с указанием количества (веса) по каждому сорту, марке, артикулу, код товара по ТН ВЭД и в необходимых случаях – цен, качественных показателей товара. В странах Европейского союза вместо отгрузочной спецификации используют Упаковочный лист, или Packing­list. Упаковочный лист не имеет стандартизированной формы и зачастую составляется в произвольном порядке. Однако он, как и отгрузочная спецификация, должен содержать всю необходимую для таможенного оформления груза информацию. Как правило, отгрузочная спецификация (упаковочный лист) содержит подробную информацию о перевозимом грузе, которой нет в СМR-накладной, счете-фактуре (инвойсе). Зачастую грузоотправитель самостоятельно укладывает спецификацию в грузовой отсек транспортного средства совместно с сопровождаемым грузом.

Несмотря на то что данный документ не является грузосопроводительным документом, при выполнении международной автомобильной перевозки груза, связанной с перемещением груза таможенной границы ЕАЭС, этот документ для перевозчика необходим.

Отгрузочная спецификация может предоставляться грузоотправителем на основании взаимной договоренности сторон (грузоотправителя, заказчика автомобильной перевозки груза и перевозчика). Предположительно необходимость оформления и передачи отгрузочной спецификации может быть оговорена во внешнеторговом договоре либо в договоре перевозки.

Чтобы иностранный груз мог следовать по территории государств – членов Союза, он должен быть помещен перевозчиком под таможенную процедуру таможенного транзита. В этом случае перевозчик, выступая декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, будет нести перед таможенным органом ответственность в соответствии с законодательством государств – членов за неисполнение обязанностей, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о перевозимом товаре (ст. 84 ТК ЕАЭС). Также перевозчик, как декларант таможенной процедуры таможенного транзита, будет нести ответственность за представление таможенному представителю недействительных документов, в т.ч. поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения. Поэтому очень важно, чтобы отгрузочная спецификация не только содержала все необходимые для таможенной декларации сведения (о количестве, весе по каждому сорту, марке, артикулу товаров), но и чтобы эти сведения являлись достоверными.

В соответствии с п. 3 Решения КТС от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершения таможенной процедуры таможенного транзита», подача транзитной декларации должна сопровождаться предоставлением таможенному органу отправления декларантом, в т.ч. коммерческих документов. В соответствии с Решением КТС № 438 в качестве коммерческого документа таможенному органу декларантом таможенной процедуры транзита может предоставляться спецификация.

О важности данного документа для таможенных органов говорит и тот факт, что в соответствии с нормами Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, в соответствии с Решением КТС № 289 от 18.06.2010, графа 4 транзитной декларации подлежит заполнению декларантом таможенной процедуры таможенного транзита.

Также отгрузочная спецификация необходима для приемки грузополучателем у перевозчика груза по его комплектности и качеству. В свою очередь, это позволяет экономить время на принятии у перевозчика груза, и его оприходовании на складе у грузополучателя.

Нужно отметить, что на уровне национального законодательства Беларуси не определены нормы и требования, предъявляемые к отгрузочной спецификации. К примеру, в Российской Федерации форма спецификации (Унифицированная форма ТОРГ-10), утв. постановлением Госкомитета РФ от 25.12.1998 № 132. Полагаем, что для таможенных и иных целей данный документ должен содержать в себе следующие сведения:

– дату составления и номер отгрузочной спецификации;

– номер договора поставки (заявки, контракта и др.);

– полную информацию о продавце и покупателе (реквизиты);

– полный перечень товарных позиций с описанием (торговым, коммерческим наименованием) и информацией о количестве груза на товарном месте (штук в коробке, на поддоне, в контейнере и т.д.);

– наименование производителя, сведения о товарных знаках, марки, модели, артикулы, сорт, стандарт, иные технические и коммерческие характеристики, дата выпуска (изготовления);

– номер упаковки или места в транспорте;

– габаритные и весовые (брутто, нетто) характеристики каждого товарного места (коробки, паллеты и т.д.), общий вес и объем груза;

– вид упаковки;

– фактурную стоимость товаров (при необходимости).

Как узаконить грузовую спецификацию (придать документу юридическую силу)?

Полагаем, что в случае, когда форма и содержание какого-либо документа не определены граж­данским и иным законодательством, надо обратиться к Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция № 4), где установлены общие требования к оформлению документов (реквизитов, текстов), указано, что реквизит «подпись» является обязательным для придания документу юридической силы.

Кроме того, согласно ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (ПУД).

ПУД, если иное не установлено Президентом, должны содержать следующие сведения:

– наименование документа, дату его составления;

– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;

– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

ПУД могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

Формы ПУД, включенных в перечень, утвержденный Совмином, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне.

Формы ПУД, не указанных в п. 3 ст. 10 Закона № 57-З, могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином либо руководителем организации.

Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы ПУД независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления в соответствии с частью первой настоящего пункта.

ПУД составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения.

Поскольку перечнем, утвержденным постановлением Совмина, не предусмотрен такой документ-спецификация, организация сама имеет право утверждать такие формы ПУД с соблюдением требований, предусмотренных в ст. 10 Закона.

Таким образом, форма отгрузочной спецификации должна быть утверждена приказом руководителя организации с соблюдением требований закона № 57-З и Инструкции № 4. Также приказом должны быть определены уполномоченные лица, в обязанности которых входит оформление и подписание акта загрузки товаров в транспортные средства.

В заключение отмечу, что о факте предоставления перевозчику отгрузочной спецификации, в соответствии с требованиями Конвенции КДПГ и п. 9 Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной CMR, утв. постановлением Минтранса от 20.02.2012 № 11, должны свидетельствовать соответствующие отметки в гр. 5 CMR-накладной.

Ответ: Нет, не обязан, но этот документ для перевозчика необходим.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by