Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Мнения
05.06.2018 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №41 (2145) от 05.06.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отчетность по МСФО: за и против

Практика показывает, что у субъектов хозяйствования возникают вопросы по применению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и требований Законов «О бухгалтерском учете и отчетности» и «Об аудиторской деятельности» по предоставлению общественно значимыми предприятиями за 2016 год бухгалтерской отчетности по МСФО, подтвержденной аудиторским заключением.

Общественно значимые организации (за исключением банков) действительно обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице РБ (п. 2 ст. 17 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее – Закон № 57-З). При этом к общественно значимым организациям относятся открытые акционерные общества (ОАО), являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее – банки), страховые организации (ст. 1 Закона № 57-З).

ГОДОВАЯ бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с МСФО, подлежит обязательному аудиту, если обязанность составления такой отчетности установлена законодательными актами РБ (ст. 17 Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности»). Таким образом, ОАО с численностью работающих 300 человек, имеющее дочернее предприятие, осуществляющее фир­менную торговлю, с численностью работающих 10 человек, обязано сдавать аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с МСФО, хотя его доля в ВВП страны составляет менее статистической погрешности, тогда как ОАО с численностью работников 3000 человек, не имеющее такого зависимого дочернего предприятия, аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с МСФО, сдавать не обязано.

При этом в Беларуси специалистов, умеющих составлять отчетность по МСФО для выполнения требований Минфина, недостаточно, что требует привлечения иностранных специалистов и дополнительных расходов. Перевод бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с национальными стандартами, на МСФО сопровождается значительными затратами времени и денег. При этом основная проблема перевода бухгалтерской отчетности с национальных стандартов на МСФО заключается в справедливой оценке основных средств и нематериальных активов. Полагаю, что данная проблема может быть решена принятием на общегосударственном уровне инструкции по такой оценке, которая бы соответствовала МСФО, в противном случае невозможно будет избежать ситуации, когда одинаковые основные средства у разных организаций будут оценены по-разному.

СОСТАВЛЕНИЕ бухгалтерской отчетности по МСФО может проводиться двумя методами: 1) ведение бухучета по международным стандартам параллельно с ведением учета по национальным стандартам и 2) перевод бухгалтерской отчетности, составленной по национальным стандартам, на МСФО. В обычной для нашей страны ситуации отчетность по МСФО составляется именно методом ее перевода с отчетности, составленной по национальным стандартам. Если бухгалтерская отчетность, составленная по национальным стандартам, подтверждена национальным аудитором, смысл подтверждения аудитором бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с МСФО, заключается фактически в проверке правильности ее перевода с национальных стандартов на международные, т.е. проведения обзорного аудита бухгалтерской отчетности. Затраты на такой аудит не могут быть значительными, поскольку он не требует изучения первичных бухгалтерских документов.

В Беларуси обычно для аудита по МСФО приглашается аудиторская компания, которая либо входит в международную аудиторскую сеть, либо является представителем так называемой «большой четверки». С данной компанией заключается договор на консультационные услуги, которым «прикрывается» фактическая трансформация национальной бухгалтерской отчетности в стандарты МСФО, а затем с этой же компанией заключается договор на аудит отчетности, составленной в соответствии с МСФО. Фактически в такой ситуации аудиторская компания проводит аудит отчетности, ею же самой и составленной. Информация, полученная международными аудиторскими организациями, оформляется в виде таблиц с экономическими показателями аудируемого лица и направляется в головную компанию аудитора, находящуюся за рубежом. При этом нет никакой гарантии, что данная информация не поступает конкурентам белорусских предприятий. Международные аудиторы неподконтрольны белорусскому законодательству и привлечь их к ответственности за разглашение коммерческой тайны весьма проблематично.

Все эти аргументы свидетельствуют о том, что следует отменить требование по предоставлению общественно значимыми предприятиями за 2016 год бухгалтерской отчетности, составленной по МСФО, подтвержденной аудиторским заключением. Бухгалтерскую отчетность в соответствии с МСФО таким организациям следует сдавать в Минфин без аудиторского заключения. При этом они должны быть действительно общественно значимыми, что должно определяться их выручкой, например, не менее 100 млн. BYN, либо долей в ВВП не менее 1%, либо численностью работников не менее 5 тыс. Сроки сдачи такой отчетности следует отодвинуть до 31 декабря года, следующего за отчетным. Это даст организациям время определить, есть ли у них обязанность сдавать отчетность по МСФО, и составить такую отчетность. Аудит отчетности, составленной в соответствии с МСФО, следует сделать сугубо добровольным для организаций, которым это необходимо в соответствии с их обязательствами перед зарубежными кредиторами и инвесторами.

ПЕРЕВОД на международные стан­дарты как бухгалтерской отчетности, так и аудита следует осуществлять путем изменения национального законодательства в сфере бухучета и аудита. Предложенные действующим белорусским законодательством методы отражают в первую очередь интересы международных аудиторских монополий – той же «большой четверки», и очень значительно увеличивают финансовую нагрузку на белорусские пред­приятия. По некоторым данным, аудит среднего белорусского предприятия по МСФО, включая трансформацию белорусской бухгалтерской отчетности на МСФО, обоходится приблизительно в 50 тыс. BYN. Например, Оршанский водоканал, проводя тендер на аудит по МСФО за 2016 год, предлагал потенциальным аудиторам именно такую стартовую цену, тогда как аудит по национальным стандартам стоил в 3 раза дешевле.

Также весьма сомнительно, что отчетность, составленная по МСФО, более точно отражает финансовое состояние предприятия. Многие бухгалтерские показатели согласно требованиям МСФО указываются на основании суждений самого предприятия, тогда как согласно Закону № 57-З любая хозяйственная операция отражается на основании первичных учетных документов. Требования к таким документам достаточно жесткие, и их искажение маловероятно, а вот суждения могут сильно различаться и основываться на том, что в данный момент выгодно предприятию. Кроме того, такие суждения, основанные на личных предположениях, вообще могут быть ошибочны и искажать реальную ситуацию. Кроме того, возникает и проблема единого для всех подхода при отражении тех или иных хозяйственных операций.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by