Отчетность бюджетных организаций: формирование показателей формы 2
В статье рассмотрена методика формирования показателей формы 2 «Отчет об исполнении бюджетной сметы» (далее – форма 2) согласно приложению 3 к Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утв. постановлением Минфина от 10.03.2010 № 22 (далее – Инструкция № 22).
Нормативно-правовое регулирование
► Бюджетный кодекс (далее – БК);
► Закон от 31.12.2017 № 86-З «О республиканском бюджете на 2018 год» (далее – Закон № 86-З на 2018 г.);
► Закон от 30.12.2018 № 160-З «О республиканском бюджете на 2019 год» (далее – Закон № 160-З на 2019 г.);
► Инструкция № 22;
► письмо Минфина от 03.08.2016 № 16-11/29 «О передаче форм бухгалтерской отчетности в виде электронного документа»;
► постановление Минфина от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее – постановление № 208);
► Инструкция о порядке организации и осуществления казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском счете, утв. постановлением Минфина от 27.07.2011 № 63 (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Минфина от 08.10.2018 № 66, вступившим в силу с 01.01.2019) (далее – Инструкция № 63);
► Инструкция о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 29.06.2000 № 66 (далее – Инструкция № 66);
► Инструкция о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утв. постановлением Минфина от 31.12.2009 № 157 (далее – Инструкция № 157);
► Инструкция о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утв. постановлением Минфина от 30.01.2009 № 8 (далее – Инструкция № 8);
► постановление Минфина от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» (далее – постановление № 15).
Периодичность, порядок и сроки представления
При составлении бухгалтерской отчетности бюджетные организации руководствуются Инструкцией № 22.
Периодичность представления формы 2 – годовая и квартальная.
В соответствии с п. 3 Инструкции № 22 бухгалтерская отчетность (включая форму 2) годовая составляется на 1 января года, следующего за отчетным, а квартальная – по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года.
Как и другие формы бухгалтерской отчетности, форма 2 составляется нарастающим итогом с начала отчетного года в белорусских рублях с двумя знаками после запятой (п. 5 Инструкции № 22).
Из п. 7 Инструкции № 22 следует, что квартальная форма 2 (как и другие формы промежуточной бухгалтерской отчетности) представляется в электронном виде в форме электронного документа, а годовая форма 2 – на бумажном носителе и в электронном виде в форме электронного документа.
При отсутствии у получателей (распорядителей) средств республиканского и местных бюджетов технической возможности информационного обмена в форме электронного документа бухгалтерская отчетность представляется на бумажном носителе.
Согласно п. 12 Инструкции № 22 промежуточная бухгалтерская отчетность включает месячную и квартальную отчетность.
Справочно. Вопросы по порядку формирования бухгалтерской отчетности и ее передачи в виде электронного документа изложены в письме № 16-11/29.
Пунктом 87 Инструкции № 22 установлено, что бюджетная организация, являющаяся получателем бюджетных средств, представляет бухгалтерскую отчетность (включая форму 2):
– распорядителю бюджетных средств (вышестоящей организации) по формам согласно приложениям 2-16 к Инструкции № 22;
– распорядителю бюджетных средств (не являющемуся вышестоящей организацией) по формам об использовании бюджетных средств, полученных по другим главам соответствующей ведомственной классификации, согласно приложениям 3–5, 14–16 к Инструкции № 22.
Согласно п.п. 89–92 Инструкции № 22 распорядители бюджетных средств на основании форм бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств составляют сводную бухгалтерскую отчетность (включая свод по форме 2) путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям.
Распорядители средств республиканского бюджета представляют сводную бухгалтерскую отчетность в Минфин, а распорядители средств местных бюджетов – в местный финансовый орган.
Сводная годовая и промежуточная квартальная бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется с сопроводительным письмом в отдельной папке в сброшюрованном виде.
Сроки представления бухгалтерской отчетности (включая форму 2) для распорядителей средств республиканского бюджета устанавливаются Минфином ежегодно, а для распорядителей средств местных бюджетов они определяются соответствующими местными финансовыми органами (п. 93 Инструкции № 22).
Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее фактической передачи по принадлежности. Если срок представления бухгалтерской отчетности приходится на выходной или праздничный день, то сроком ее представления считается первый следующий за ним рабочий день (п. 94 Инструкции № 22).
Формирование показателей формы 2
Методика формирования показателей формы 2 определена в главе 5 Инструкции № 22.
В соответствии с п. 29 Инструкции № 22 и приложением 3 к Инструкции № 22 форма 2 составляется по каждому параграфу соответствующего раздела, подраздела, вида расходов функциональной классификации расходов бюджета по соответствующей главе ведомственной классификации расходов, программе, подпрограмме, уровню бюджета.
В ней отражаются данные о годовых и квартальных бюджетных ассигнованиях (назначениях) нарастающим итогом с начала года, сумма полученного бюджетного финансирования, кассовые и фактические расходы за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год), остатки средств на банковских счетах на начало года и на отчетную дату. Вышеуказанные данные приводятся в разрезе статей, подстатей и элементов расходов экономической классификации расходов бюджета, за исключением статьи 40 «Капитальные вложения в основные фонды», подстатьи 02 «Капитальное строительство».
Распорядители бюджетных средств представляют форму 2 в составе сводной бухгалтерской отчетности в соответствии с функциональной классификацией по разделам, подразделам и видам расходов, а также в целом по главе соответствующей ведомственной классификации (п. 30 Инструкции № 22).
Справочно. Функциональная классификация расходов по разделам и подразделам утверждена БК и является приложением к нему.
Постановлением № 208 утверждены:
– функциональная классификация расходов бюджета по видам (приложение 2 к постановлению № 208);
– функциональная классификация расходов бюджета по параграфам (приложение 3 к постановлению № 208);
– программная классификация расходов бюджета (приложение 4 к постановлению № 208);
– ведомственная классификация расходов республиканского бюджета (приложение 5 к постановлению № 208);
– экономическая классификация расходов бюджета (приложение 6 к постановлению № 208).
Ведомственные классификации расходов соответствующих местных бюджетов установлены местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь (п. 8 Инструкции № 22).
Функциональная классификация расходов бюджета, программная классификация расходов бюджета, экономическая классификация расходов бюджета являются едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 11 БК).
Согласно п. 3 ст. 19 БК ведомственная классификация расходов бюджетов областного уровня устанавливается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Минфином. Ведомственная классификация расходов бюджетов базового и первичного уровней устанавливается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с вышестоящими исполнительными и распорядительными органами (либо по их поручению по согласованию с местными финансовыми органами вышестоящих исполнительных и распорядительных органов).
Двойственный характер расходов
Расходы бюджетных организаций, производимые за счет бюджетного финансирования, подразделяются на кассовые и фактические, исходя из их двойственного характера.
Расходование бюджетных средств осуществляется со счетов территориальных органов государственного казначейства (далее – территориальное казначейство), что является расходом соответствующего бюджета.
Реальные (фактические) расходы, которые, как правило, по времени не совпадают с расходами соответствующего бюджета, осуществляются бюджетными организациями.
В бухгалтерии бюджетной организации находят отражение как расходы соответствующего бюджета, так и реальные (фактические) расходы организации.
Пример 1. Перечисление денежных средств со счета территориального казначейства поставщикам бюджетной организации за материалы и продукты питания является расходом соответствующего бюджета.
При получении материалов и продуктов питания от поставщиков происходит изменение состава активов бюджетной организации (денежные средства – материалы и продукты питания на складе) без реального расходования бюджетных средств.
Реальные (фактические) расходы за счет бюджетных средств в организации произойдут при использовании приобретенных материалов и продуктов питания.
Пример 2. Перечисление со счета территориального казначейства суммы заработной платы, причитающейся работникам организации, в банк для зачисления на текущие банковские счета работников (включая текущие банковские счета, доступ к которым может быть обеспечен при использовании дебетовой банковской платежной карточки) является расходом соответствующего бюджета.
К расходам соответствующего бюджета на зарплату относятся также удержанные из заработной платы суммы подоходного налога, обязательных страховых взносов (в размере 1 %) в бюджет ФСЗН, перечисленные со счета территориального казначейства, соответственно, в бюджет и в ФСЗН.
Реальные (фактические) расходы на заработную плату за счет бюджетных средств осуществляются при начислении заработной платы.
Пример 3. Перечисление денежных средств со счета территориального казначейства на текущий бюджетный счет организации в банке на командировочные расходы и получение их со счета в банке в кассу организации для выплаты подотчетным лицам является расходом соответствующего бюджета.
Реальные (фактические) расходы на командировочные расходы за счет бюджетных средств происходят при представлении в бухгалтерию утвержденных руководителем организации отчетов подотчетных лиц об израсходованных суммах.
Формирование показателей по кассовым расходам
Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов, как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами, а также суммы по произведенным в соответствии с законодательством зачетам (взаимозачетам) без перевода денежных средств через счета в банках (п. 2 ст. 101 БК).
Кассовые расходы отражаются в гр. 8 «Кассовые расходы» формы 2.
Согласно п. 35 Инструкции № 22 в гр. 8 формы 2 отражаются суммы:
– выданные со счетов территориального казначейства и со счетов в банках путем безналичных расчетов или наличными деньгами, за вычетом сумм, внесенных на восстановление кассовых расходов;
– по произведенным в соответствии с законодательством зачетам (взаимозачетам) без перевода денежных средств через счета в банках.
Учет кассовых расходов ведется на субсчетах сч. 10 «Текущие счета по бюджету», которые предназначены для учета движения денежных средств на текущих бюджетных счетах в банке и лицевых счетах в территориальном казначействе.
По дебету субсчетов сч. 10, используемых для учета движения денежных средств на текущих бюджетных счетах в банке, записывается поступление денежных средств на счета в банке, а по кредиту – списание (перечисление) денежных средств. Сальдо является дебетовым. Записи по дебету и кредиту субсчетов в бухгалтерии бюджетной организации производятся на основании выписок банка. К выпискам прилагаются соответствующие первичные документы, которыми оформляется движение средств на счетах в банке и на основании которых составлены выписки.
При использовании субсчетов сч. 10 для учета движения денежных средств на лицевых счетах в территориальном казначействе по дебету и кредиту субсчетов (одновременно) отражается оплата расходов бюджетных организаций со счета территориального казначейства. Записи производятся на основании выписок из лицевого счета бюджетной организации, формируемых территориальным казначейством по мере совершения операций (по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 63). В этом случае, как и на основании выписки банка, по дебету субсчетов сч. 10 отражаются суммы, зачисленные на счет (получено бюджетное финансирование), а по кредиту – перечисление средств со счета соответствующим получателям. Денежные средства на текущий счет бюджетной организации в банке не поступают, но отражаются так, как если бы они были зачислены на счет и списаны со счета.
Кроме выписки из лицевого счета территориальным казначейством ежемесячно формируется отчет о финансировании и остатках бюджетных средств (по форме согласно приложению 6 к Инструкции № 63).
Кассовые расходы, отраженные в информации территориального казначейства, сверяются получателем бюджетных средств с данными бухгалтерского учета. Если в течение 5 рабочих дней после истечения отчетного периода в территориальное казначейство не представлены возражения в письменной форме, кассовые расходы считаются сверенными (п. 47 Инструкции № 63).
Денежные средства, перечисленные со счета территориального казначейства на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств, учитываются в составе кассовых расходов при списании их с текущего бюджетного счета получателя бюджетных средств (например, при получении наличных денежных средств на выплату заработной платы, стипендий, авансов на командировки), что следует из п. 35 Инструкции № 22.
Такой порядок учета кассовых расходов касается также денежных средств, удержанных из заработной платы работников, иных приравненных к ней платежей, стипендий, пособий на основании письменных заявлений работников (обучающихся, безработных) и исполнительных листов в пользу физических либо юридических лиц. Указанные денежные средства перечисляются территориальным казначейством на счета получателей бюджетных средств в банке для дальнейшего их перечисления по назначению (п. 27 Инструкции № 63).
В составе кассовых расходов учитываются суммы открытых аккредитивов. Возврат неиспользованных аккредитивов отражается в учете как восстановление кассовых расходов.
Справочно. Расчеты с использованием аккредитивов за счет бюджетных средств разрешены лишь по договорам с нерезидентами РБ (п. 32 Инструкции № 66).
Возврат денежных средств на счет территориального казначейства восстанавливает кассовые расходы (уменьшает выборку средств из бюджета).
Денежные средства, поступившие на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке на восстановление кассовых расходов по бюджетным ассигнованиям текущего финансового года (включая суммы поступившей дебиторской задолженности поставщиков, подрядчиков, исполнителей), подлежат перечислению на счет территориального казначейства. Срок перечисления – в течение трех рабочих дней и в последний рабочий день месяца (подп. 40.1 п. 40 Инструкции № 63).
В соответствии с п. 42 Инструкции № 63 на счет территориального казначейства могут поступать денежные средства на восстановление кассовых расходов получателя бюджетных средств от иных юридических лиц, ИП, а не только от получателя бюджетных средств.
Денежные средства, перечисленные на счет территориального казначейства на восстановление кассовых расходов, отражаются по лицевым счетам получателей бюджетных средств по тем же кодам бюджетной классификации расходов бюджета, по которым произведены кассовые расходы. Пунктом 43 Инструкции № 63 предусмотрен срок, в течение которого территориальное казначейство отражает восстановление кассовых расходов по лицевым счетам (не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца).
Обратите внимание! Не все денежные средства, поступающие на текущий бюджетный счет в банке (счет территориального казначейства), а также списанные со счета в банке (счета территориального казначейства), имеют отношение к формированию кассовых расходов.
В составе кассовых расходов учитываются лишь те расходы, которые произведены за счет бюджетного финансирования текущего финансового года (п. 35 Инструкции № 22).
В частности, при формировании кассовых расходов не учитываются:
1) денежные средства, поступившие на текущий бюджетный счет в банке получателя бюджетных средств в текущем финансовом году на восстановление расходов прошлых лет. Согласно подп. 40.1 п. 40 Инструкции № 63 указанные денежные средства подлежат зачислению в соответствующий бюджет.
Справочно. При поступлении на счет территориального казначейства денежных средств, подлежащих зачислению в бюджет, оно вправе самостоятельно принимать решение о направлении этих средств в бюджет соответствующего уровня с представлением получателю бюджетных средств копии расчетного документа (п. 44 Инструкции № 63);
2) получаемые бюджетными организациями денежные средства, которые согласно законодательству должны быть перечислены в доход соответствующих бюджетов в счет компенсации их расходов.
Справочно. В 2018 г. работа по привлечению в соответствующие бюджеты средств (в счет компенсации расходов республиканского и местных бюджетов), получаемых организациями, финансируемыми из бюджета (включая бюджетные организации), проводилась в соответствии с Законом № 86-3 на 2018 г.
В счет компенсации расходов республиканского бюджета в доходы республиканского бюджета зачислялись средства, в т.ч. в иностранной валюте, согласно приложению 10 к Закону № 86-3 на 2018 г. (п. 2 ст. 14 Закона № 86-3 на 2018 г.).
В счет компенсации расходов местных бюджетов в доходы соответствующих бюджетов зачислялись средства согласно приложению 11 к Закону № 86-3 на 2018 г. (п. 7 ст. 20 Закона № 86-3 на 2018 г.).
В 2019 г. аналогичная работа проводится соответствии с Законом № 160-3 на 2019 г.
В счет компенсации расходов республиканского бюджета в доходы республиканского бюджета зачисляются средства согласно приложению 10 к Закону № 160-3 на 2019 г. (п. 2 ст. 14 Закона № 160-3 на 2019 г.). В счет компенсации расходов местных бюджетов в доходы соответствующих бюджетов зачисляются средства согласно приложению 12 к Закону № 160-3 на 2019 г. (п. 7 ст. 20 Закона № 160-3 на 2019 г.);
3) средства, зачисленные на текущий счет по учету бюджетных средств получателя бюджетных средств в соответствии с подпунктами 40.2–40.3 п. 40 Инструкции № 63.
В названных подпунктах установлен порядок использования поступивших на счет получателя бюджетных средств денежных средств:
– проценты, начисленные банками за пользование денежными средствами, перечисляются до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в доход соответствующего бюджета;
– иные денежные средства, зачисленные на счет получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством, а также ошибочно либо излишне поступившие денежные средства, перечисляются по назначению, минуя счет территориального казначейства;
4) курсовые разницы, определяемые при переоценке денежных средств в иностранной валюте на счете в банке в связи с изменением курсов Нацбанка на дату совершения операции, а также на дату последнего календарного дня отчетного периода, что следует из определения кассовых расходов в БК;
5) расходование со счета в банке иностранной валюты, приобретенной организацией за счет бюджетного финансирования. В составе кассовых расходов в этом случае отражаются средства в белорусских рублях, направляемые банку со счета территориального казначейства на покупку иностранной валюты. Возврат банком неиспользованных белорусских рублей на счет территориального казначейства уменьшает кассовые расходы.
Если организация получила бюджетное финансирование в иностранной валюте, то в этом случае списание (расходование) средств с бюджетного валютного счета и возврат неиспользованных валютных средств на счет в банке учитываются при формировании кассовых расходов по курсу Нацбанка на дату совершения операции.
Формирование показателей по фактическим расходам
Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 101 БК).
В соответствии с п. 37 Инструкции № 22 фактическими расходами считаются затраты организации, подтвержденные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, начисленной зарплате и стипендиям, приобретенным основным средствам, отдельным предметам в составе оборотных средств и другим материальным ценностям.
Фактические расходы отражаются в гр. 10 «Фактические расходы» формы 2 в разрезе статей, подстатей и элементов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета.
Учет фактических расходов, осуществляемых за счет бюджетного финансирования, ведется на субсчетах активного сч. 20 «Расходы по бюджету» в соответствии с Инструкцией № 157.
В течение года по дебету субсчетов сч. 20 учитываются произведенные расходы нарастающим итогом с начала года, а по кредиту – уменьшение расходов.
По окончании года сумма произведенных расходов (с учетом уменьшения этих расходов в течение года) списывается по кредиту субсчетов сч. 20 в дебет субсчетов, предназначенных для учета бюджетного финансирования (производится годовое заключение счетов бухучета).
Если сумма фактических расходов превышает остаток соответствующего источника финансирования, списание расходов производится в сумме, равной остатку источника финансирования. В случае, когда источник финансирования превышает сумму фактических расходов, после списания расходов остаются источники финансирования по кредиту соответствующих субсчетов (п. 21 Инструкции № 22).
Формирование сметных показателей
В форме 2 показатели по смете отражаются в графе 4 «Утверждено по смете на год» и графе 5 «Утверждено по смете на отчетный период».
Справочно. Бюджетные сметы составляются по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 8. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, а также внесения в них изменений и (или) дополнений установлен в гл. 2 Инструкции № 8.
В графе 4 формы 2 отражаются (п. 31 Инструкции № 22):
– получателями бюджетных средств – суммы годовых бюджетных ассигнований в соответствии с утвержденной бюджетной сметой с учетом изменений, внесенных в установленном порядке;
– распорядителями бюджетных средств – суммы годовых бюджетных назначений в соответствии с утвержденной бюджетной сметой с учетом изменений, внесенных в установленном порядке.
В графе 5 формы 2 отражаются (п. 32 Инструкции № 22):
– получателями бюджетных средств – квартальные бюджетные ассигнования нарастающим итогом с учетом изменений, внесенных в установленном порядке;
– распорядителями бюджетных средств – квартальные бюджетные назначения нарастающим итогом с учетом изменений, внесенных в установленном порядке.
В годовом отчете гр. 5 формы 2 не заполняется.
Справочно. Бюджетные ассигнования – полномочия на использование суммы бюджетных средств, определенной распорядителем бюджетных средств получателю бюджетных средств в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (подп. 1.9 п. 1 ст. 2 БК).
Бюджетные назначения – полномочия на использование и (или) распределение определенной суммы бюджетных средств, предоставленные на основании реестра расходных обязательств распорядителям бюджетных средств законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год в порядке, определенном БК (подп. 1.10 п. 1 ст. 2 БК).
Источники информации для заполнения формы 2
Основанием для заполнения в форме 2 показателей гр. 7 «Профинансировано», гр. 8 «Кассовые расходы», гр. 10 «Фактические расходы» являются данные аналитического учета полученного бюджетного финансирования, кассовых и фактических расходов.
Справочно. В гр. 7 «Профинансировано» отражается сумма бюджетного финансирования, полученного в отчетном периоде, нарастающим итогом с начала года, а также курсовая разница, образовавшаяся при изменении официального курса белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, что соответствует данным аналитического учета, а также данным справки о движении сумм финансирования из бюджета по субсчетам 230, 231 (140, 143) к форме 1 «Бухгалтерский баланс» (далее – справка к форме 1, форма 1). Суммы бюджетного финансирования подтверждаются отчетами органов государственного казначейства (п. 34 Инструкции № 22).
Аналитический учет ведется в разрезе показателей бюджетной сметы (в разрезе функциональной классификации расходов бюджета (по каждому параграфу соответствующего раздела, подраздела, вида расходов); программной классификации расходов бюджета (по программам, подпрограммам); экономической классификации расходов бюджета (по категориям, статьям, подстатьям, элементам); ведомственной классификации расходов бюджета (по главам)).
Формы регистров для ведения аналитического учета утверждены постановлением № 15:
– книга учета ассигнований, кассовых и фактических расходов формы 294 (приложение 20) (далее – книга формы 294);
– карточка аналитического учета поступления денежных средств формы 294А (приложение 28);
– карточка аналитического учета кассовых расходов формы 294Б (приложение 29);
– книга учета ассигнований и фактических расходов формы 309 (приложение 24) (далее – книга формы 309);
– книга учета ассигнований и фактических расходов формы 309Б (приложение 25) (далее – книга формы 309Б).
Согласно п. 5 Инструкции № 157 аналитический учет фактических расходов по субсч. 200 «Расходы по бюджету» ведется:
– в организациях, составляющих индивидуальные бюджетные сметы и осуществляющих учет исполнения бюджетной сметы самостоятельно, – в книге формы 294;
– в централизованных бухгалтериях, обслуживающих организации, которые составляют индивидуальные бюджетные сметы, – в книге формы 309Б, в которой записи ведутся в соответствии с бюджетной классификацией по всем обслуживаемым организациям в целом и с выделением расходов по каждой обслуживаемой организации;
– при составлении централизованными бухгалтериями сводных бюджетных смет – в книге формы 309.
Аналитический учет фактических расходов по субсч. 202 «Расходы за счет других бюджетов» ведется по каждому мероприятию в соответствии с бюджетной классификацией в книге формы 294 (п. 6 Инструкции № 157).
Взаимосвязь кассовых и фактических расходов
В соответствии с п. 38 Инструкции № 22 при заполнении формы 2 должна быть произведена увязка (взаимная проверка) кассовых и фактических расходов по статьям, подстатьям и элементам экономической классификации расходов бюджета (с учетом возникающих курсовых разниц). Это позволит не допустить ошибок в учете кассовых и фактических расходов и использовании бюджетных средств не по целевому назначению.
Для этого необходимо располагать данными об остатках материальных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, образовавшихся за счет бюджетного финансирования.
Увязка производится по следующей формуле:
Рф – ОМн + ОМк – ДЗн + ДЗк + КЗн – КЗк = Рк,
где:
Рф – сумма фактических расходов за отчетный период;
ОМн – остаток материалов на начало отчетного периода;
ОМк – остаток материалов на конец отчетного периода;
ДЗн – дебиторская задолженность на начало отчетного периода;
ДЗк – дебиторская задолженность на конец отчетного периода;
КЗн – кредиторская задолженность на начало отчетного периода;
КЗк – кредиторская задолженность на конец отчетного периода;
Рк – сумма кассовых расходов по соответствующему элементу расходов.
Дополнительно для проверки кассовых и фактических расходов в приведенной формуле необходимо:
1) уменьшить фактические расходы на стоимость израсходованных материалов, которые были получены безвозмездно, и на стоимость поступивших основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств, оплаченных распорядителем бюджетных средств в централизованном порядке;
2) увеличить фактические расходы на стоимость переданных безвозмездно и (или) реализованных материальных ценностей.
Кроме того, при формировании кассовых расходов в форме 2 должна быть произведена их проверка в соответствии с п. 36 Инструкции № 22:
Стр. 090 «Всего расходов» гр. 8 «Кассовые расходы» формы 2 = остаток по текущим счетам по бюджетным средствам на начало года (гр. 3 формы 1) + сумма полученного бюджетного финансирования согласно справке к форме 1 – остаток по текущим счетам по бюджетным средствам на конец отчетного периода (гр. 4 формы 1).
Увязка показателей формы 2
Соблюдение логической и арифметической увязки показателей во всех формах бухгалтерской отчетности, а также увязка показателей между отдельными формами бухгалтерской отчетности производится в соответствии со «Схемой взаимной проверки основных показателей форм годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности бюджетных организаций» (далее – схема взаимной проверки) согласно приложению 17 к Инструкции № 22.
В таблице ниже отражена взаимосвязь показателей граф 4–10 внутри формы 2. В таблице проверяемый показатель по каждой строке (графы 1, 2) равен итогу показателей, увязываемых с проверяемым показателем (графы 3, 4).
Увязка показателей внутри формы 2
Проверяемые показатели |
Показатели, увязываемые с проверяемыми показателями |
||
№ строки |
наименование |
№ строки |
наименование |
1 |
2 |
3 |
4 |
090 |
Всего расходов |
001 060 081 |
Текущие расходы. Капитальные расходы. Финансовый резерв |
001 |
Текущие расходы
|
002 040
045 |
Закупки товаров и оплата услуг. Обслуживание государственного долга Республики Беларусь и долга органов местного управления и самоуправления. Текущие бюджетные трансферты |
002 |
Закупки товаров и оплата услуг
|
003 004 010
016 020 021 022 028 029 030 |
Заработная плата рабочих и служащих. Взносы (отчисления) на социальное страхование. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов. Командировки и служебные разъезды. Оплата транспортных услуг. Оплата услуг связи. Оплата коммунальных услуг. Оплата геологоразведочных услуг. Оплата услуг по типовому проектированию. Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг |
004 |
Взносы (отчисления) на социальное страхование
|
005
006
007
008
009 |
Обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования. Страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательные страховые взносы на профессиональное пенсионное страхование. Прочие расходы |
010 |
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов
|
011
012 013 014 015 |
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Мягкий инвентарь и обмундирование. Продукты питания. Прочие расходные материалы и предметы снабжения. Прочие расходы |
016 |
Командировки и служебные разъезды |
017 018 019 |
Командировки и служебные разъезды внутри страны. Командировки и служебные разъезды за границу. Прочие расходы |
022 |
Оплата коммунальных услуг
|
023 024 025 026 027 |
Оплата потребления тепловой энергии. Оплата потребления газа. Оплата потребления электрической энергии. Прочие коммунальные услуги. Прочие расходы |
030 |
Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг |
031
032 033 034 035
036 037 038 039 |
Оплата услуг на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря. Оплата текущего ремонта зданий и помещений. Оплата комплекса работ по известкованию кислых почв. Оплата текущего содержания сооружений благоустройства. Оплата работ по землеустройству и лесоустройству. Текущий ремонт и содержание дорог. Прочие текущие расходы. Прочие расходы |
040 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь и долга органов местного управления и самоуправления |
041 042 043 044 |
Обслуживание ценных бумаг. Обслуживание бюджетных кредитов. Обслуживание прочих заемных средств. Обслуживание внешнего государственного долга |
045 |
Текущие бюджетные трансферты |
046 052 057 |
Субсидии. Текущие бюджетные трансферты населению. Текущие бюджетные трансферты за границу |
046 |
Субсидии |
047 048 049
050 051 |
Субсидии государственным организациям. Субсидии финансовым учреждениям и организациям. Убытки организаций, возникающие при продаже товаров (работ, услуг). Прочие субсидии. Прочие расходы |
052 |
Текущие бюджетные трансферты населению
|
053 054 055 056 |
Выплаты пенсий и пособий. Стипендии. Прочие трансферты населению. Прочие расходы |
057 |
Текущие бюджетные трансферты за границу |
058 059 |
Правительствам и международным организациям. Совместным организациям стран СНГ и межгосударственной интеграции |
060 |
Капитальные расходы |
061 064 067 070 |
Капитальные вложения в основные фонды. Создание государственных запасов и резервов. Приобретение земли и нематериальных активов. Капитальные бюджетные трансферты |
061 |
Капитальные вложения в основные фонды |
062 063 |
Приобретение оборудования и других основных средств. Капитальный ремонт |
064 |
Создание государственных запасов и резервов |
065
066 |
Приобретение товарно-материальных ценностей для государственных запасов и резервов. Приобретение прочих запасов и резервов |
067 |
Приобретение земли и нематериальных активов |
068 069 |
Приобретение земли. Приобретение нематериальных активов |
070 |
Капитальные бюджетные трансферты |
071 076 080 |
Капитальные бюджетные трансферты организациям. Капитальные бюджетные трансферты населению. Капитальные бюджетные трансферты за границу |
071 |
Капитальные бюджетные трансферты организациям |
072 073 074 075 |
Трансферты государственным организациям. Трансферты финансовым учреждениям и организациям. Прочие трансферты внутри страны. Прочие расходы |
076 |
Капитальные бюджетные трансферты населению |
077 078 079 |
На строительство, реконструкцию или покупку жилья. Прочие трансферты населению. Прочие расходы |
Примечание. По стр. 084 формы 2 отражаются средства, временно заблокированные (зарезервированные) в соответствии с законодательством. Строки 085 – 087 формы 2 предназначены для отражения иных расходов, произведенных организацией. В схеме взаимной проверки увязка строк 084 – 087 формы 2 не предусмотрена |
Увязка показателей внутри формы 2 (кроме увязок, названных в таблице)
Стр. 090 «Всего расходов» гр. 9 «Остаток средств на банковском счете на отчетную дату» = стр. 090 «Всего расходов» гр. 6 «Остаток средств на банковском счете на начало года» + стр. 090 «Всего расходов» гр. 7 «Профинансировано» – стр. 090 «Всего расходов» гр. 8 «Кассовые расходы».
Увязка показателей формы 2 с показателями других форм отчетности
1. Остатки бюджетных средств на банковских счетах на начало года и на отчетную дату в форме 2 должны соответствовать остаткам бюджетных средств по текущим счетам в активе формы 1:
– стр. 090 «Всего расходов» гр. 6 «Остаток средств на банковском счете на начало года» формы 2 = сумме строк 130 «Текущий счет по бюджету (100)», 140 «Текущий валютный счет по бюджету (101)» гр. 3 формы 1;
– стр. 090 «Всего расходов» гр. 9 «Остаток средств на банковском счете на отчетную дату» формы 2 = сумме строк 130 «Текущий счет по бюджету (100)», 140 «Текущий валютный счет по бюджету (101)» гр. 4 формы 1.
Справочно. До составления формы 1 остатки денежных средств на счетах по учету бюджетных и иных государственных средств получателей (распорядителей) средств бюджетов должны быть подтверждены и сверены с выписками из лицевых счетов, представленных банками и (или) органами государственного казначейства (п. 20 Инструкции № 22).
Наличие остатков денежных средств на текущих (расчетных) банковских счетах по учету бюджетных средств бюджетных организаций на 1-е число месяца не допускается, за исключением остатков денежных средств, перечисленных для осуществления расчетов, связанных с выплатой заработной платы и приравненных к ней платежей, стипендий, пособий, командировочных расходов, иных денежных средств, зачисленных в последний рабочий день месяца (п. 41 Инструкции № 63).
2. В квартальной бухгалтерской отчетности остаток по субсч. 200 «Расходы по бюджету» по стр. 430 гр. 4 формы 1 = стр. 090 «Всего расходов» гр. 10 «Фактические расходы» формы 2 + остаток по субсч. 200 «Расходы по бюджету» по стр. 430 гр. 3 формы 1.
3. В годовой бухгалтерской отчетности остаток по субсч. 200 «Расходы по бюджету» по стр. 430 гр. 4 формы 1 = остаток по субсч. 200 по стр. 430 гр. 3 формы 1 + стр. 090 «Всего расходов» гр. 10 «Фактические расходы» формы 2 – стр. 971 «Списано расходов в отчетном году» гр. 3 справки к форме 1.
4. Стр. 090 «Всего расходов» гр. 7 «Профинансировано» формы 2 = сумме строк 979 «Профинансировано в течение года (квартала) с учетом возврата», 980 «Профинансировано в течение года (квартала) с учетом возврата по главам других распорядителей» гр. 3 справки к форме 1.
5. Стр. 090 «Всего расходов» по графам 4 «Утверждено по смете на год», 7 «Профинансировано», 8 «Кассовые расходы», 10 «Фактические расходы» формы 2 увязывается соответственно с графами 3, 4, 5, 6 стр. 200 «Итого по бюджетной смете» таблицы 1 «Сводная таблица об исполнении бюджетной сметы» формы 16 «Пояснительная записка».