$

2.0944 руб.

2.3495 руб.

Р (100)

3.2757 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Тарифная ставка первого разряда

36.40 руб.

Консультации

Отчетность бюджетных организаций: бухгалтерский баланс

17.03.2018

Форма 1 «Бухгалтерский баланс» (далее – бухгалтерский баланс) согласно приложению 2 к Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утв. постановлением Минфина от 10.03.2010 № 22 (далее – Инструкция № 22), составляется бюджетными организациями по всем источникам получения средств (бюджетным и внебюджетным).

Периодичность представления бухгалтерского баланса (далее – баланс) – годовая и квартальная.

Порядок формирования показателей баланса (включая показатели «Справки о движении сумм финансирования из бюджета по субсчетам 230, 231 (140, 143)») (далее – справка к балансу) определен в гл. 4 Инструкции № 22.

Подготовительные этапы перед составлением бухгалтерского баланса

До составления баланса производится сверка оборотов и остатков по счетам аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета.

Остатки денежных средств на банковских счетах должны быть подтверждены соответствующими банковскими документами и сверены с выписками банков.

Данные, отраженные по статьям годового баланса (на 1 января), должны быть обоснованы данными инвентаризации активов и обязательств. В бухгалтерском учете за декабрь месяц должны быть сделаны записи по отражению расхождений, выявленных во время проведения инвентаризации (п. 20 Инструкции № 22).

Согласно п. 21 Инструкции № 22 баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов (одного из подготовительных этапов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности – см. «ЭГ» № 1 за 2018 г. «Информбанк» стр. 7 - 9).

Оценка статей бухгалтерского баланса

В разделах 1, 2, 3, 5 и частично в разделе 9 актива баланса отражается остаток активов организации (материальных и денежных средств), имеющихся в распоряжении организации на дату составления баланса.

Основные средства (субсчета 010 – 019) в балансе отражаются по первоначальной или переоцененной стоимости.

Справочно. Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утв. постановлением Минфина от 31.10.2012 № 60 (далее – Инструкция № 60), для учетной оценки основных средств бюджетной организации применяются:

1) первоначальная стоимость (стоимость, по которой актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства);

2) переоцененная стоимость (стоимость основного средства после переоценки);

3) остаточная стоимость (разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью основного средства и накопленными по нему за весь период эксплуатации суммами амортизации).

Отдельные предметы в составе оборотных средств (субсчета 070 – 073) отражаются в балансе по первоначальной стоимости, формируемой в соответствии с нормами Инструкции по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утв. постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63.

Согласно п. 23 Инструкции № 22 при заполнении баланса должны быть обеспечены следующие равенства:

сумма остатков по субсчетам 020 «Амортизация основных средств» (стр. 670) и 250 «Фонд в основных средствах» (стр. 660) должна равняться остатку по субсчетам сч. 01 «Основные средства» (стр. 010);

сумма остатков по субсчетам сч. 07 «Отдельные предметы в составе оборотных средств» (стр. 090) должна равняться остатку по субсч. 260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» (стр. 680).

Продукция на складе и отгруженная покупателям по субсчетам 030 «Продукция на складе», 031«Продукция (работы, услуги) отгруженная» отражается в балансе по строкам 020, 030 по фактической себестоимости.

Справочно. В настоящее время, согласно действующему законодательству, бюджетные организации при осуществлении приносящей доходы деятельности выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, другие доходы признают в бухгалтерском учете по методу начисления. Поэтому, несмотря на наличие в балансе стр. 030 «Продукция (работы, услуги) отгруженная (031)», субсч. 031 бюджетными организациями не используется.

При наличии подсобных сельских хозяйств остаток по субсч. 030 в балансе на 1 апреля, 1 июля, 1 октября отражается по плановой себестоимости, а на 1 января – по фактической себестоимости. Аналогично оценивается остаток по субсч. 050 «Животные на выращивании и откорме».

Другие материальные ценности, учитываемые по субсчетам сч. 04 «Оборудование, строительные материалы для капитального строительства и материалы для научных исследований», сч. 06 «Материалы и продукты питания» отражаются по фактической стоимости.

В соответствии с нормами Методических указаний о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утв. приказом Минфина от 11.12.1997 № 59, фактическая стоимость материальных запасов включает затраты на производство, приобретение, хранение, транспортировку, стоимость услуг товарных бирж, комиссионные вознаграждения и другие расходы.

! В фактическую стоимость продуктов питания и медикаментов транспортные расходы по их доставке не включаются, а учитываются в составе фактических расходов по подстатье 1.10.05.00 «Оплата транспортных услуг» экономической классификации расходов бюджета, утв. постановлением Минфина от 31.12.2008 № 208.

Согласно п. 6 названных выше Методических указаний при приобретении материальных запасов через мелкооптовые базы и магазины с предоставлением торговой скидки, на сумму этой скидки при оприходовании материальных запасов уменьшаются фактические расходы по соответствующим элементам расходов. Материальные запасы в этом случае учитываются в синтетическом и аналитическом учете и отражаются в балансе по ценам приобретения без вычета торговой скидки.

Следует обратить внимание, что остаток по субсч. 040 «Оборудование к установке» отражается в балансе в разделе 2 «Материальные запасы» по стр. 040, а также в разделе 9 «Затраты на капитальное строительство» по стр. 500.

В разделе 2 баланса по субсч. 040 отражается стоимость оборудования, требующего установки, монтажа, приведения в состояние, пригодное для использования (далее – монтаж), до момента ввода его в эксплуатацию.

Справочно. Согласно п. 13 Инструкции № 60 оборудование, требующее монтажа, до момента ввода его в эксплуатацию учитывается на субсч. 040 «Оборудование к установке». Затраты по монтажу оборудования учитываются по дебету субсч. 040 в корреспонденции с кредитом разных субсчетов (в зависимости от того, производится монтаж сторонней организацией или собственными силами). После ввода оборудования в эксплуатацию по записям на субсч. 040 определяется его первоначальная стоимость, и оно подлежит оприходованию в качестве основных средств.

Активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте (денежные средства в иностранной валюте в кассе, на счетах в банке, дебиторская и кредиторская задолженность) отражаются в балансе по курсу Нацбанка РБ на дату его составления.

Переоценивая активы и обязательства на отчетную дату (дату составления бухгалтерской отчетности), следует учитывать, что датой составления бухгалтерской отчетности считается последний календарный день в отчетном периоде (п. 2 ст. 101 Бюджетного кодекса).

Сумма незавершенного производства по подсобным хозяйствам организаций и по научно-исследовательским работам, выполняемым по договорам с заказчиками, отражается в разделе 4 актива баланса. Незавершенное производство оценивается в соответствии с принятой методикой оценки в учетной политике организации.

Остаток незавершенных расчетов с организациями, предприятиями и лицами отражается в разделе 6 актива бухгалтерского баланса и разделе 3 пассива: в активе – дебиторская задолженность, в пассиве – кредиторская задолженность. Состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками по субсч. 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» находит отражение в разделе 9 актива баланса и в разделе 6 пассива.

По активно-пассивным субсчетам расчетов (150, 160, 170, 171, 172, 173, 178, 179, 180 – 188 и др.) остатки по дебету и кредиту (дебиторской и кредиторской задолженности) определяются по данным аналитического учета. В соответствии с п. 22 Инструкции № 22 объединение (свертывание) этих видов задолженности не допускается.

Информация о формировании финансового результата (прибыли или убытка) от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности обобщается на активно-пассивном субсч. 410 «Прибыли и убытки» в разрезе видов деятельности. По кредиту этого субсчета нарастающим итогом с начала года отражаются прибыль и доходы, по дебету – убытки и потери. Дебетовый остаток на этом субсчете означает убыток, кредитовый – прибыль.

Убыток от приносящей доходы деятельности отражается в активе баланса по статье «Прибыли и убытки (410)» раздела 8 «Убытки» (стр. 490), а прибыль – в пассиве бухгалтерского баланса по статье «Прибыли и убытки, использование прибыли (410, 411)» раздела 5 «Доходы и финансовые результаты» (стр. 910).

Финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) ежемесячно определяется по записям на субсчетах 280 «Реализация продукции (работ, услуг)», 281 «Реализация других материальных ценностей».

Наличие в разделе 4 пассива баланса статей «Реализация продукции (работ, услуг) (субсч. 280)» (стр. 890), «Реализация других материальных ценностей (субсч. 281)» (стр. 900) свидетельствует о том, что Инструкция № 22 не предполагает ежемесячное списание финансовых результатов в дебет (кредит) субсч. 410.

По мнению автора, бухгалтерские записи по списанию финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей должны составляться ежемесячно. Составление этих записей ежемесячно позволяет определять финансовый результат деятельности организации нарастающим итогом с начала года на одном субсчете 410 «Прибыли и убытки». Такую методику учета можно предусмотреть в учетной политике организации. При ее использовании субсчета 280 «Реализация продукции (работ, услуг)», 281 «Реализация других материальных ценностей» должны закрываться ежемесячно и остатков по этим субсчетам в балансе не должно быть.

В квартальных бухгалтерских балансах бюджетные источники средств (субсчета 230 (140), 232 (142), 231 (143)), а также расходы, произведенные за счет бюджетных источников (субсчета 200, 202, 203) отражаются нарастающим итогом с начала года. Источники бюджетных средств отражаются в разделах 1, 6 пассива баланса, а расходы – в разделах 7, 9 актива баланса. Сопоставление сумм источников финансирования с суммами расходов позволяет по данным баланса контролировать исполнение бюджетных смет организации в течение года.

В бухгалтерском балансе на 1 января (после годового заключения счетов) остатки по субсчетам 140, 142, 143 сч. 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию», по субсчетам 230, 231, 232 сч. 23 «Финансирование и займы» в разделах 1, 6 пассива означают суммы неиспользованного бюджетного финансирования.

Справка к балансу

Заключительной частью баланса является справка к балансу, в которой отражаются показатели о движении сумм финансирования из бюджета по субсчетам 230 (140), 231 (143), а также другие операции, связанные с исполнением бюджетных смет получателей бюджетных средств, за счет средств соответствующего бюджета в течение отчетного периода. Движение сумм финансирования в справке к балансу отражается отдельно по бюджетной смете (гр. 3) и по бюджетной смете на капитальное строительство (гр. 4).

В справку к балансу не включены показатели о движении сумм финансирования из бюджетов других уровней (по субсчетам 232 «Финансирование из других бюджетов», 142 «Расчеты по финансированию за счет других бюджетов»).

Остаток финансирования на начало года, а также на конец отчетного периода, отраженные в справке к балансу, должны равняться остатку финансирования, отраженному в бухгалтерском балансе, соответственно на начало года и конец отчетного периода.

Ниже названы строки и графы справки к балансу и баланса, которые согласно п.п. 1, 2 Схемы взаимной проверки основных показателей форм годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности бюджетных организаций (далее – схема взаимной проверки) согласно приложению 17 к Инструкции № 22 должны быть взаимоувязаны:

1) стр. 978 «Остаток по счету на начало года» гр. 3 справки к балансу = стр. 570 «Финансирование из бюджета, расчеты по финансированию (230, 140)» гр. 3 баланса;

2) стр. 978 «Остаток по счету на начало года» гр. 4 справки к балансу = стр. 930 «Финансирование из бюджета капитальных, расчеты по финансированию капитальных вложений (231, 143)» гр. 3 баланса;

3) стр. 989 «Остаток по счету на конец года (квартала)» гр. 3 справки к балансу = стр. 570 «Финансирование из бюджета, расчеты по финансированию (230, 140)» гр. 4 баланса;

4) стр. 989 «Остаток по счету на конец года (квартала)» гр. 4 справки к балансу = стр. 930 «Финансирование из бюджета капитальных, расчеты по финансированию капитальных вложений (231, 143)» гр. 4 баланса.

В п. 2 Схемы взаимной проверки названы также строки и графы справки к балансу, которые должны быть взаимоувязаны между собой:

1) Стр. 988 «Всего» графы 3 справки к балансу = сумме строк 979 - 987 гр. 3 справки к балансу;

2) Стр. 988 «Всего» гр. 4 справки к балансу = сумме строк 979 - 987 гр. 4 справки к балансу;

3) Стр. 977 «Всего» гр. 3 справки к балансу = сумме строк 970 – 976 гр. 3 справки к балансу;

4) Стр. 977 «Всего» гр. 4 справки к балансу = сумме строк 970 – 976 гр. 4 справки к балансу;

5) Стр. 989 «Остаток по счету на конец года (квартала)» гр. 3 справки к балансу = стр. 978 «Остаток по счету на начало года» гр. 3 + стр. 988 «Всего» гр. 3 – стр. 977 «Всего» гр. 3;

6) Стр. 989 «Остаток по счету на конец года (квартала)» гр. 4 справки к балансу = строка 978 «Остаток по счету на начало года» гр. 4 + стр. 988 «Всего» гр. 4 – стр. 977 «Всего» гр. 4.

В соответствии с п. 2 Схемы взаимной проверки показатели справки к балансу должны быть также взаимоувязаны с показателями других форм отчетности:

1) Сумма строк 979 «Профинансировано в течение года (квартала) с учетом возврата», 980 «Профинансировано в течение года (квартала) с учетом возврата по главам других распорядителей» гр. 3 справки к балансу = стр. 090 «Всего расходов» гр. 7 «Профинансировано» формы 2 «Отчет об исполнении бюджетной сметы»;

2) Сумма строк 979 «Профинансировано в течение года (квартала) с учетом возврата», 980 «Профинансировано в течение года (квартала) с учетом возврата по главам других распорядителей» гр. 4 справки к балансу = стр. 001 «Капитальное строительство» гр. 7 «Профинансировано» формы 3 «Отчет об исполнении бюджетной сметы на капитальное строительство»;

3) Сумма строк 979 «Профинансировано в течение года (квартала) с учетом возврата», 980 «Профинансировано в течение года (квартала) с учетом возврата по главам других распорядителей» гр. 3 справки к балансу = строке «Итого по бюджетной смете» гр. 3 таблицы 1 «Сводная таблица об исполнении бюджетной сметы» формы 16 «Пояснительная записка»;

4) Сумма строк 979 «Профинансировано в течение года (квартала) с учетом возврата», 980 «Профинансировано в течение года (квартала) с учетом возврата по главам других распорядителей» гр. 4 справки к балансу = строке «Итого по бюджетной смете на капитальное строительство» гр. 3 таблицы 1 «Сводная таблица об исполнении бюджетной сметы» формы 16 «Пояснительная записка».

 

Автор публикации: Анна Чернюк, доцент

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


Бухучет: список рубрик
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях